КРЕЩЕ́НИЕ РУСИ́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕЩЕ́НИЕ РУСИ́, комплекс взаимообусловленных событий преимущественно кон. 10 в., связанных с личным крещением киевского кн. Владимира Святославича, его окружения и населения крупнейших городов Др.-рус. гос-ва, а также с предпринятыми княжеской властью мерами по созданию основ церковной жизни на Руси. Иногда термин «К. Р.» употребляется в широком смысле, обозначая длительный процесс постепенного проникновения христианства в Др.-рус. гос-во в 9–10 вв. и христианизации нар. жизни на местах (внутренней миссии), продлившейся десятилетия, а в некоторых областях – не одно столетие после крещения кн. Владимира. При широком понимании термина гл. этапами К. Р. (помимо крещения Владимира и непосредственно последовавших за этим событий) считаются: т. н. первое К. Р. в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира, сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей; неудачная попытка К. Р., предпринятая киевской кн. Ольгой после её личного крещения в Константинополе в 946 или 957; активное церковное строительство и меры по организац. оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
По совокупности данных историч. источников К. Р. предстаёт как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религ. исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Др.-рус. гос-ва в число христианских держав и др.). В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в др.-рус. источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа 11–12 вв. вошло в др.-рус. летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь (в черте совр. Севастополя; см. Херсонес), центре визант. владений в Крыму, в 988 (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и др. традиция, зафиксированная также уже в 11 в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за 2 года до взятия Корсуни.
Крещение князя и Др.-рус. гос-ва представлено в источниках в сложном междунар. контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политич. союзом с Византией. Сохранившееся в летописи сказание об «испытании вер» кн. Владимиром повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с лат. Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве визант. обряда, поразившего послов красотой богослужения. Несмотря на очевидную эпическую стилизацию этого сказания, данные иностр. источников позволяют полагать, что в нём в традиционной лит. форме говорится о вполне реальных внешнеполитич. контактах Владимира, имевших религ. подоплёку.
За крещением князя и его дружины последовало организованное гос. властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997) приходится учреждение в Др.-рус. гос-ве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату (гипотеза исследователей нач. 20 в. А. А. Шахматова и М. Д. Присёлкова об открытии Киевской митрополии только ок. 1037–39 ныне не находит поддержки). Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее 3 епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее 16 в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако визант. источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митр. Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви др.-рус. источники связывают меры гос. власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием К. Р. в законодательной области стало разделение по визант. образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое др.-рус. традиция также относит ко времени правления кн. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах 10–12 вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов рус. священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе К. Р., были продолжены в 11–12 вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до 12. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием гос.-адм. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в адм. центре (погосте). Совершенствовалось церковно-гос. взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных гор. монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. (вместе с тем, непосредств. связь летописных «волхвов» со слав. язычеством иногда оспаривается). С этого времени язычество как обществ. фактор более не прослеживается; с таковой его ролью не следует смешивать сохранение остатков языческих представлений в быту как сельского, так и гор. населения (что часто именуется «двоеверием», хотя этот термин не вполне адекватен).
Как эпохальное событие в истории Церкви, народа и гос-ва в 1888 в Рос. империи отмечалось 900-летие К. Р.; огромное церковное и обществ. значение имело празднование 1000-летия К. Р. в 1988, положившее начало радикальным переменам в религ. жизни СССР.