АРА́БЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРА́БЫ (самоназвание – аль-араб), группа народов, историко-культурная общность, в Зап. Азии и Сев. Африке. Проживают в Ираке (15 млн. чел., в т. ч. иракцев 13,3 млн. чел. – 2000, оценка), Саудовской Аравии (18,9 млн. чел., в т. ч. саудовских арабов 16 млн. чел.), ОАЭ (1,1 млн. чел., в т. ч. Объединённых Арабских Эмиратов арабов 298 тыс. чел.), Кувейте (1,5 млн. чел., в т. ч. кувейтцев 591 тыс. чел.), Катаре (302 тыс. чел., в т. ч. катарцев 80 тыс. чел.), Йемене (16,7 млн. чел., в т. ч. йеменцев 16,2 млн. чел.), Омане (1,2 млн. чел., в т. ч. оманских арабов 1 млн. чел.), Бахрейне (401 тыс. чел., в т. ч. бахрейнцев 394 тыс. чел.), Сирии (14 млн. чел., в т. ч. сирийцев 12 млн. чел.), Ливане (2,8 млн. чел., в т. ч. ливанцев 2,3 млн. чел.), Палестине (1,9 млн. чел., в т. ч. палестинцев 1,8 млн. чел.), Израиле (израильские арабы, 855 тыс. чел.), Иордании (6,5 млн. чел., в т. ч. иорданцев 1,2 млн. чел.), Египте (63,3 млн. чел., в т. ч. египтян 57,6 млн. чел.), Ливии (4,8 млн. чел., в т. ч. ливийцев 3,2 млн. чел.), Тунисе (9,4 млн. чел., в т. ч. тунисцев 6,4 млн. чел.), Алжире (23 млн. чел., в т. ч. алжирцев 21,6 млн. чел.), Марокко (14,7 млн. чел., в т. ч. марокканцев 11,7 млн. чел.), Зап. Сахаре (мавры 226 тыс. чел.), Мавритании (мавританцы 1,7 млн. чел.). Араб. общины имеются также в Иране (хузистанские арабы 1,7 млн. чел.), Пакистане (156 тыс. чел.), Индии (101 тыс. чел.), Индонезии (212 тыс. чел.), США (3,7 млн. чел.), Мексике (989 тыс. чел.), Бразилии (221 тыс. чел.), Венесуэле (111 тыс. чел.), Аргентине (1,2 млн. чел.), Франции (1,9 млн. чел.), Германии (221 тыс. чел.), Бельгии (178 тыс. чел.), России (11 тыс. чел.; 2002, перепись) и др.
А. говорят на локальных диалектах арабского языка. Представители некоторых этноконфессиональных групп Сирии и Ирака сохраняют в быту диалекты одного из арамейских языков; часть населения юж. побережья Аравийского п-ова (махра и сокотрийцы в Йемене, шахри, ботхари, харсуси в Омане) говорят на языке южнопериферийной группы семитских языков.
Большинство А. исповедует ислам: в осн. суннитского, а также шиитского (хузистанские А., большинство иракцев, часть сирийцев и ливанцев, в т. ч. друзы и нусайриты, А. стран Аравийского п-ова и Персидского зал.) толка; особое направление ислама представляют ибадиты (оманские А.). Среди А.-христиан – копты Египта, марониты Ливана; православные А. и представители прочих вост.-христианских церквей, включая униатов, проживают в Израиле, а также в Палестине, Иордании, Сирии, Ливане, Ираке и др. араб. странах.
Предки А. – жители Аравийского п-ова (аравитяне), у которых в сер. 2-го тыс. до н. э. начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов пустынь и полупустынь (бедуины). В оазисах и долинах развивалось земледелие, возникали торговые поселения. Жителей Центр. и Сев. Аравии (в отличие от носителей южноаравийской цивилизации) их соседи, по крайней мере с 7 в. до н. э., называли А. («ариби» ассирийских анналов – от семитского корня, означающего ‘быть пустынным’). Араб. племена делились на «южные» («потомки Кахтана», или йеменитские) и «северные» («потомки Аднана», или низариты). Обе группы расселились по всей территории полуострова и за его пределами, где они участвовали в создании Набатейского царства, Пальмиры и основали гос-ва Гассанидов (у границ Византии) и Лахмидов (у границ Ирана). Появление ислама и создание Халифата привело к консолидации араб. племён и оседлого населения Юж. Аравии в единую общность. Во время арабских завоеваний А. расселились от Центр. Азии до зап. побережья Пиренейского п-ова, причём местное население внесло значит. вклад в формирование классической арабо-мусульманской культуры.
Распад Османской империи, в состав которой в 16–17 вв. вошли араб. страны, борьба против европ. колониальных держав укрепили самосознание А., вызвали к жизни идеи арабского (панарабизм) и мусульманского (панисламизм) единства, с одной стороны, и чувство локального национализма (сирийского, египетского, иракского, йеменского и т. д.) – с другой. После 2-й мировой войны возникли общеараб. организации: Лига арабских государств, Араб. общий рынок (1964), Орг-ция араб. стран – экспортёров нефти (1968), Центр араб. пром. развития (1969, с 1978 Араб. орг-ция пром. развития), Араб. орг-ция образования, культуры и науки и др. Совр. араб. самосознание сильно политизировано, распространены радикальные течения, отрицающие зап. цивилизацию, выступая против неё как внутри араб. мира, так и за его пределами.
Большинство А. – крестьяне-феллахи, занимающиеся пашенным земледелием в оазисах, долинах и на склонах гор; часть сохраняет кочевое и полукочевое скотоводство. Традиц. жилище кочевников – переносной шатёр. Типичный для Аравии древний дом-башня из камня или сырцового кирпича встречается и в др. областях араб. мира. Его вариант – дом-усадьба, в которой жилые и хозяйств. помещения объединены внутри замыкающих стен. Распространены также др. типы многокамерных или однокамерных, глинобитных (часто на дерев. каркасе) или каменных, прямоугольных в плане жилищ с плоской крышей; в Ливане, Сирии, Иордании большая комната такого дома разделена аркой, поддерживающей кровлю. На средиземноморском побережье распространены дома с купольной крышей, на севере Сирии – «сахарные головы» (конусообразные саманные постройки без окон, побелённые извёсткой изнутри и снаружи), на юге Ирака – тростниковые дома и т. д. В планировке любого традиц. жилища А. обычно предусмотрена «женская половина» (см. в ст. Гарем).
Традиц. мужской костюм А. восходит к одежде обитателей Аравийского п-ова – широкая туникообразная рубаха с длинными рукавами, распашные плащи с короткими рукавами или без рукавов, тюрбаны, головной платок (куфия), придерживаемый на темени шерстяным шнуром (стал в 20 в. символом араб. единства). Несшитые и сшитые юбки и плечевые накидки – мужская одежда древней Аравии – сохранились на юге полуострова и в ритуальной одежде паломников в Мекку. Под ирано-тюрк. влиянием у А. очень рано распространились сужающиеся книзу штаны на вздёржке, безрукавки, кафтаны, фетровые шапки (см. Феска). Женская одежда сходна с мужской, отличаясь декором и деталями кроя. Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки, серебряные пояса и др. украшения нередко составляют самую ценную часть личного имущества женщин. В большинстве араб. стран женщины появляются в обществ. местах в однотонных платьях и платках, скрывающих фигуру и волосы, и часто с закрытым лицом (см. Хиджаб). Совр. одежда, особенно в больших городах, представляет собой смешение восточных и западных (пиджаки, лыжные шапочки и др.) элементов.
Традиц. пища бедуинов – верблюжье молоко, пресные лепёшки, финики, оседлых А. – каши, овощи, зелень, козье молоко, кислое молоко, овечий сыр. Мясо А. едят редко. Соблюдаются мусульм. запреты на свинину, алкоголь и др., пост в месяц рамадан. Традиц. напиток – кофе; с кон. 19 в. распространяется чай. В 20 в. модель питания А. резко изменилась: повсеместно употребляют рис, рыбу и др. Сиро-ливан. кухня, объединившая араб. и тур. традиции, пользуется успехом во мн. странах мира.
Сохраняется племенная организация А. – семейно-родств. патрилинейные группы, приписывающие себе происхождение от единого предка и объединяющиеся в племена во главе с вождями. Поведенческие установки опираются на нормы обычного права, предписывающие родств. солидарность, кровную месть, гостеприимство. Практикуются полигиния (согласно исламским нормам, муж может иметь до 4 жён), ортокузенные браки.