ОМА́НСКИЕ АРА́БЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОМА́НСКИЕ АРА́БЫ (оманцы), народ, коренное население Омана. Численность 2 млн. чел. (2010, перепись). Живут также в др. странах юга и востока Аравийского п-ова (в ОАЭ 330 тыс. чел., Йемене 190 тыс. чел., Сауд. Аравии 112 тыс. чел., Кувейте 15 тыс. чел.) и в Вост. Африке (в Танзании 200 тыс. чел., Сомали 55 тыс. чел., Джибути 44 тыс. чел., Кении 20 тыс. чел.). Говорят на местных диалектах аравийской группы араб. яз.; на юго-западе (плато Дофар) обитают группы, говорящие на языках ветви совр. южноаравийских языков семьи семитских языков (махра, шахари, батхари, хобьот, харсуси). В городах распространён англ. язык. Мусульмане (гл. обр. хариджиты-ибадиты, а также сунниты, в т. ч. ваххабиты).
Этнич. ядро О. а. составили йеменские племена азд (ямани, йемениты), захватившие север Омана во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э., и североаравийские племена низар, проникшие в юж. районы к началу н. э. Среди совр. оманских племён сохраняется деление на «чистокровных» йеменитов-хинави и «смешанных» низаритов-гафири – потомков поздних переселенцев. В средние века О. а. контролировали торговые пути в Индийский ок., проникали в Вост. Африку и оказали влияние на формирование суахили.
Традиц. занятие – поливное оазисное и террасное пашенное земледелие (дурра, ячмень, пшеница, финиковая пальма, цитрусовые и др. фрукты, бахчевые). Ок. 15% О. а. – кочевые и полукочевые скотоводы-бедуины (овцы, козы, верблюды; верблюдоводство приходит в упадок). Развиты рыболовство (сушёные сардины часто служат кормом для скота и удобрением для посевов), мор. промыслы, добыча жемчуга, мореходство (характерно одно- или двухмачтовое судно батил с зооморфным украшением на носу). Ремёсла – ткачество, гончарство, обработка кожи, ювелирное, резьба по дереву, плетение из пальмовых листьев и волокон. Жилище в сев. и центр. районах сходно с центральноаравийским, на юго-западе – с йеменским. Для п-ова Мусандам характерно каменное хранилище-полуземлянка (байт ал-куфл). Бедуины живут в шалашах или естеств. укрытиях. Мужская одежда – белая длинная хлопчатобумажная рубаха (дишдаша); чёрный или коричневый шерстяной плащ (бишт), часто с золотой или серебряной вышивкой; тюрбан (муззар) с круглой шапочкой (куммар), вышитой бело-коричневым или бело-голубым узором; за пояс заткнут кривой кинжал (ханджар), на п-ове Мусандам – топорик (джерз). Бедуины часто носят набедренную повязку, волосы стягивают ремнём. Женскую одежду шьют из яркого хлопка, шёлка или бархата: платье длиной до колен, на юге (Дофар) – с длинным шлейфом (дайл), шаровары (сирваль) и головное покрывало; на севере носят длинное чёрное платье (кандура), на п-ове Мусандам поверх кандуры надевают шифоновую рубаху (адлийя), вышитую золотыми и серебряными нитями; лицо часто закрывают покрывалом (бурка) и маской (батула). Осн. пища – рис со специями (макбус), мясо, рыба, ячменные и пшеничные лепёшки, просяная каша, финики, кофе с кардамоном. По праздникам в земляной печи готовят целую тушу быка или козла, предварительно маринованную с пряностями и обёрнутую в банановые или пальмовые листья (шува). У некоторых групп (махра, кара, хараси, шихух и др.) сохраняются черты доисламской культуры. В фольклоре, особенно музыкальном, ощутимы афр. влияния. Осн. муз. инструменты – однострунный смычковый (рабаба), флейта (най), бубен (дафф), маленькие литавры (тимбаль).