СУАХИ́ЛИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУАХИ́ЛИ (самоназвания – васуахили, васвахили, от араб. «ас-савахил» – гавани), народ группы банту в Вост. Африке. Живут на побережье (т. н. суахилийское побережье) на юго-востоке Сомали (юго-восток пров. Нижняя Джубба; св. 200 тыс. чел. – 2015, оценка) и Кении (окр. Ламу Прибрежной пров.; св. 600 тыс. чел. – 2009, оценка), востоке Танзании (обл. Пвани и о-ва Пемба и Занзибар; св. 6 млн. чел. – второй по численности народ страны) и северо-востоке Мозамбика (северо-восток пров. Кабу-Делгаду; св. 150 тыс. чел.). Проживают также в Сауд. Аравии (350 тыс. чел.), Омане и др. Яз. суахили. Ок. 95% – мусульмане-сунниты.
Происходил на основе смешения аборигенного населения вост.-афр. побережья (араб.-перс. «зиндж» – негр) с переселявшимися с 7 в. арабами, индийцами, персами, а также с потомками рабов из внутр. районов Африки в городах (Могадишо, Геди, Каоле, Манда, Пате, Малинди, Момбаса, Ламу, Килва, Занзибар и др.), периоды расцвета которых приходятся на 12–15 вв. на основе трансатлантич. торговли со странами Азии. Традиц. занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (просо, элевсина, кукуруза, бобовые), рыболовство, добыча жемчуга, судостроение и мореходство. Ремёсла – резьба по дереву и камню, гончарство (красная керамика с чёрным орнаментом), плетение, ткачество. Социальная иерархия возглавлялась потомками арабских (ваарабу) и персидских (ваширази) переселенцев. Власть передавалась в соответствии с системой возрастных классов (ндугу). До 20 в. делились на свободных (ваугвана) и рабов (ватумва). В культуре сильно ближневосточное (перс. на севере и араб. на юге) влияние. Гор. дома – из кораллового песчаника с плоской крышей, внутр. двором, резными дерев. дверями, каменными скамьями (бараза) вдоль фасада. Мужская одежда – длинная светлая рубаха (канзу) и цилиндрич. шапочка (кофиа); женская – полотнища тонкой хлопчатобумажной ткани с ярким набивным рисунком и надписью на суахили или араб. яз. (канга), при выходе из дома – чёрное одеяние (буибуи) и чадра. Широко распространена грамотность (в т. ч. среди женщин), развита литература: историч. хроники, стихотв. жанр машаири, поэмы тенди («Песнь Мваны Купоны», «Поэма о Катирифу», «Хамзия» и др.). Сформировались собств. система стихосложения и стиль каллиграфии. Фольклор включает обрядовые песни и танцы (нгома), сказки (афр. сказки о животных и переложение араб. сказок), эпос («Сказание о Фумо Лионго») и др.; были распространены состязания певцов-сказителей (маленга). С кон. 19 в. под влиянием инд. и араб. музыки развивается песенный жанр тараб (таарабу); ведущие исполнители — Сити Бинти Саад, Ихвани Сафаа Клаб, Би Кудуде и др. Из праздников отмечают Ноуруз (Найрузи), день рождения Мухаммеда (Маулиди). Сохраняются домусульм. культы предков (вазиму) и духов (пепо, джинни, шетани), практикуются мужские и женские инициации (уньяго).