НОУРУ́З
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОУРУ́З (Новруз, Науруз, Навруз – перс. «новый день»; курдское Невроз, тур. Невруз, казах. Наурыз, уйгурское Норуз, кирг. Нооруз), праздник Нового года у народов Ближнего и Ср. Востока и Вост. Европы (татар, башкир и др.). Приходится на период весеннего равноденствия.
Исходно Н. – зороастрийский праздник (позднеавестийское Хамаспатмаэдайа – «Праздник всех душ») – последний из семи гл. праздников годового цикла, посвящённый огню и Аша-Вахишта («Лучшей праведности») – одному из семи Амеша-Спента; знаменовал наступление «ахуровского» времени года (лета) и поражение Злого духа, был напоминанием о Последнем дне мира, который станет Новым днём вечной жизни. Праздновался накануне дня весеннего равноденствия, когда, как считалось, фраваши (души усопших) возвращались в свои прежние дома. В полдень первого дня нового года приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина, которого призывали в молитвах Аша-Вахишта в течение лета. Дни празднования Н. неоднократно изменялись в связи с изменением календаря (3 и 6 вв.). Назв. «Н.» (no̅g ro̅z – из авестийского *navaka-raocah-) впервые встречается в пехлевийских (среднеперсидских) текстах. Был одним из немногих иран. праздников, сохранившихся после прихода ислама. Как светский праздник возрождён при Сефевидах, вплоть до 20 в. обряды, связанные с Н., усложнялись, служа символом могущества царской власти. Тема Н. важна для перс. поэзии. В совр. Иране Н. – офиц. праздник. В Сирии празднование Н. запрещено, в Турции было запрещено с 1925 до 1990-х гг. (считается курдским праздником). С 2009 Н. включён в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, 21 марта объявлено Междунар. днём Ноуруз.
В совр. иран. календаре наступление Н. приходится на время после 21 марта, каждый год высчитывается специально. Празднование Н. длится 13 дней. В канун Н. совершаются обходные обряды (гл. обр. юношами и молодыми мужчинами). В последнюю среду года прыгают через костры, распевая стихи. С одной стороны праздничного стола или скатерти, расстилаемой на полу, ставится зеркало с двумя подсвечниками (число свеч обычно соответствует числу детей в семье); напротив кладётся Коран (иногда «Шахнаме» Фирдоуси или «Диван» Хафиза); помещаются чаша с водой, в которой плавает золотая рыбка, часто также чаши с дождевой водой и с водой, в которую положены листья граната, апельсина или самшита; вазы с молоком, мёдом и крашеными яйцами (1, 3, 5 или 7); фрукты, праздничный хлеб, маст (вид йогурта), особое блюдо из рыбы с рисом и травами, сладости (в частности, печенье из нутовой или рисовой муки), орехи; в центре – вазы с цветами (обычно с гиацинтами) и ветками мускусной ивы и семь предметов, названия которых начинаются на букву «с», или «син» (хафт син – «семь синов»): пророщенные зёрна, обычно пшеницы (сабза); семена руты (сепанд), которые обычно кладут в курильницу с ладаном и зажигают сразу же по наступлении Н.; яблоки (сиб); неск. новоотчеканенных монет (секка); зубчики чеснока (сир); уксус (серка); блюдо из пророщенной пшеницы и орехов (саману, самани); число предметов на «с» может быть и больше (согласно некоторым источникам, в доисламской традиции это были предметы на букву «шин», в число которых входило вино – шараб). В Таджикистане перед Н. старшая женщина в доме ставит перед входом пару метёлок из прутьев и вешает на окна и двери красную одежду; гостей угощают блюдом из головы и ног овцы с непросеянной мукой (бадж). Сразу по наступлении нового года члены семьи обмениваются подарками и благопожеланиями; распространено поверье, что утром в Н. в дверь должен постучать ребёнок и на вопросы: «Кто это?» и «Что ты принёс?» ответить: «Я – удача и я принёс здоровье и процветание». Тринадцатый день Н. проводят на природe, у ручьёв, играя в шахматы, нарды, распевая песни и танцуя; пускают по воде сабзу, загадывая желание, чтобы все неудачи прошли мимо. Люди в трауре Н. не празднуют; в память об умерших на улицах или кладбищах раздают особое печенье с финиками или конфеты с добавлением рисовой муки, сахара и шафрана.
Дополнит. информацию см.: Encyclopæ dia Iranica.http://iranica.com/articles/ nowruz-i