АРА́БО-МУСУЛЬМА́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Родственные статьи:
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРА́БО-МУСУЛЬМА́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА, культура, сложившаяся в 7–10 вв. в ходе взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. Понятие «А.-м. к.» обозначает как культуру собственно арабов, так и ср.-век. арабоязычную культуру др. народов, вошедших в состав Халифата.
Предшественницами А.-м. к. были древние культуры Юж. Аравии, Сирии, Палестины и Месопотамии. Начало формированию А.-м. к. положили арабские завоевания и образование Халифата в 7 в. Первоначально складывание А.-м. к. шло по пути освоения и творч. переработки достижений арамейской, иранской, индийской, а впоследствии также др.-греч., эллинистич., византийской и др. культур. Сами арабы обогатили А.-м. к. исламским вероучением, араб. языком, письменностью (см. Арабское письмо) и традициями аравийской поэзии. В этом процессе приняли участие разные народности. Значительный вклад в А.-м. к. внесли народы Средней Азии, Ирана, Закавказья, Сев. Африки, принявшие ислам, но сохранившие этнич. самосознание. Представители завоёванных народов, служившие арабам в качестве торговцев, писарей, ремесленников, учителей, переводчиков, во многом способствовали созданию целостной картины новых владений у завоевателей. С др. стороны, местные жители, принимая ислам по политич., экономич. или юридич. причинам, воспринимали и араб. язык как язык Корана и законодательства (шариата), богословия и права, администрации и торговли, а позднее – как язык науки и иск-ва, ставший «латынью Востока». Важную роль в сложении А.-м. к. сыграло население Халифата, не принявшее ислам (сирийцы-христиане, персы-зороастрийцы, копты, евреи, греки).
В 8 в. наступил расцвет А.-м. к., длившийся около трёх столетий. Образование халифата Аббасидов (750) способствовало перемещению центров А.-м. к., расположенных на востоке Халифата, из Сирии и Аравии в Ирак. Багдад (основан в 762) в течение трёх веков был средоточием культурной среды Халифата. В 9–10 вв. достижения науки, каноны поэзии, образцы арабской архитектуры обогатили развитие мн. народов Азии, Африки и Европы и составили крупный вклад в мировую культуру.
Точные и естественные науки
Астрономия и геометрия издревле применялись арабами в земледелии, мореплавании, строительстве. На араб. яз. переводились труды Евклида, Птолемея и др. учёных античного мира, математиков Индии. Учёные Европы знакомились с достижениями античной науки по араб. переводам с др.-греч. и сир. языков (в частности, со мн. трактатами Архимеда). Разл. технич. новшества заимствовались А.-м. к. из Византии и Китая. Часть их (компас, бумага, порох, косой парус и др.) также были потом «переданы» арабами в Европу.
В 9–11 вв. в Багдаде и др. крупных городах Халифата начали формироваться науч. направления, решающие прикладные проблемы (напр., астрономия, минералогия, описательная география). Из инд. науч. традиции араб. учёными была воспринята десятичная позиционная система счисления и цифры (включая ноль). В астрономии прославились математик аль-Баттани (858–929), работавший в обсерватории Ракки, Ибн Юнус (950–1009), проводивший наблюдения в Каире, перс. поэт Омар Хайям. В ср.-век. араб. астрономии получили широкое распространение зиджи (собрания таблиц и расчётных правил сферич. астрономии); сохранилось ок. 100 зиджей 13–15 вв., некоторые из которых составлены на основании собств. наблюдений авторов. Основываясь на разработанных в греч. традиции методах моделирования движения небесных тел, араб. астрономы создали способы определения координат светил на небесной сфере. В правление халифа Маамуна (813–833) проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара.
В области математики были известны: аль-Хорезми, представитель багдадской школы, создатель алгебры (от его имени происходит лат. термин «алгоритм»), в своих трактатах разработавший классификацию квадратных уравнений и приёмы их решения; Омар Хайям, сочинения которого содержали теорию и классификацию кубич. уравнений. Арабо-мусульм. математики значительно усовершенствовали вычислит. приёмы: в сочинениях аль-Каши (ум. ок. 1436 или 1437) были систематизированы методы извлечения корней с натуральными показателями. Существенный вклад в развитие ср.-век. геометрии внесли математик, астроном и физик Ибн аль-Хайсам (ок. 965–1039), создавший трактат о квадратурах конич. сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения, и ср.-азиат. математик и физик Абу Рейхан аль-Бируни.
В работах геометров – «сыновей Мусы» («бану Муса»), аль-Баттани, Ибн Курры, Абу-ль-Вафы, Мухаммеда Насирэддина Туси – плоская и сферич. тригонометрия была выделена из раздела астрономии и развита в самостоят. математич. дисциплину. Ср.-век. араб. математики установили зависимость между тригонометрич. функциями, составили высокоточные тригонометрич. таблицы, вывели осн. теоремы тригонометрии.
В Халифате продолжали совершенствовать античное наследие в сфере механики (известен, напр., трактат Ибн Курры о рычажных весах), минералогии (сочинения аль-Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини об определении удельного веса минералов), физике (работа Ибн аль-Хайсама по оптике), получили развитие химия (см. Алхимия) и ботаника.
Велики были достижения медицины и фармакологии, основанные на изучении наследия др.-греч. врачей Галена и Гиппократа. Своими трудами и врачебной практикой прославились Абу Бакр ар-Рази, Ибн аль-Хайсам, Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Все они были энциклопедически образованы, поскольку А.-м. к. не отличалась ясной дифференциацией отраслей знания. Так, ар-Рази оставил 184 труда по разным отраслям знания, из которых треть была переведена в Европе на лат. язык (10–13 вв.). Среди осн. направлений, наиболее успешно изучавшихся в ср.-век. араб. медицине, – хирургия, офтальмология, терапия, психиатрия.
Нужды торговли, налогообложения и управления стимулировали развитие географии, достижения которой в развитии А.-м. к. не имеют аналогов в др. частях ср.-век. мира. Географич. представления аравитян до ислама отражены в Коране и поэтич. произведениях; ещё в древности возникло понятие «остров арабов» («джазират аль-араб»), обозначающее Аравию, окружённую пустынями и водными просторами. Освоение достижений античной астрономо-географич. традиции дало начало собственно науч. географии у арабов. Араб. географич. наука исходила в своих теоретич. основаниях из птолемеевской картины мироустройства, в силу чего араб. ср.-век. карты, как правило, воспроизводили картографию Птолемея. Сохранились выполненные араб. географами и путешественниками детальные описания всего мусульм. Востока, части Европы, Сев. и Центр. Африки, прибрежных районов Южной и Юго-Восточной Азии. Особое внимание арабо-мусульм. географы обращали на описание торговых путей, портов, мест проведения ярмарок и т. д. В 9–10 вв. наибольшие заслуги в сфере описательной географии – у перса Ибн Хордадбеха, арабов аль-Якуби, аль-Масуди и аль-Мукаддаси. Известны также географич. сочинения, содержащие фантастич. и реальные сведения о странах и народах вне пределов Халифата [труды Бузурга ибн Шахрияра; путевые записки Ибн Хаукаля (10 в.), Ибн Фадлана, Абу Дулафа (10 в.), Абу Хамида аль-Гарнати (ум. 1170), Ибн Джубайра, Ибн Баттуты и др.]. Богатый набор географич. знаний содержится в ср.-век. араб. лоциях, среди которых приоритет принадлежит сочинениям Ибн Маджида (15 в.).
В 11–14 вв. окончательно сложилась классич. школа арабо-мусульм. географии. Накопление в араб. географич. традиции богатейшего историко-культурного и географич. материала привело к возникновению своеобразного жанра – географич. энциклопедии и космографии (общего описания Вселенной). Авторы этих обширных сочинений объединяли и систематизировали достижения предшественников. В частности, в соч. Якута впервые дано деление земли на климатич. пояса. Географич. интересы также были свойственны аль-Баттани, аль-Бируни, аль-Хорезми. Из более поздних авторов наиболее известен, в т. ч. в Европе, аль-Идриси. Его соч. «Развлечение тоскующего о странствии по областям» (др. название – «Книга Рожера») содержит большой объём сведений о народах Европы и арабо-мусульм. мира, проиллюстрировано 70 картами. В позднем Средневековье арабо-мусульм. географич. традиция дала много образцов компилятивных трактатов и частных историко-топографич. описаний городов и стран (сочинения аль-Макризи, географич. разделы в работах ан-Нувайри и др.).
Историография
Была связана с географией. Крупнейшим историком был географ аль-Масуди, а араб. географич. сочинения часто остаются важнейшими (иногда единственными) свидетельствами о быте, нравах, хозяйстве мн. народов Средневековья. Начало араб. историографии было положено генеалогич. преданиями племён, сообщениями о доисламских государствах и араб. завоеваниях. Основными источниками для создания и осознания схемы всемирной истории в А.-м. к. стали историч. представления, заложенные в Коране (линейность историч. процесса, прошлое как череда последоват. пророческих миссий и др.), а также разработки арабо-мусульм. генеалогов, увязавших генеалогич. древо аравитян с библейской «таблицей народов». Значит. роль в становлении арабо-мусульм. историографии принадлежит также материалам иран. историч. эпоса (переводы «Книги царей» сасанидской эпохи) и преданиям христиан и иудеев. В качестве самостоят. дисциплины арабоязычная историография возникла в кон. 8 – нач. 9 вв., хотя образцом для неё послужили жизнеописание пророка Мухаммеда в сочинении Ибн Исхака (ок. 704–767) и труды аль-Вакиди (747–823). К этим сочинениям примыкали популярные у ср.-век. арабов агиографич. трактаты, содержащие подробные, хотя, как правило, и фантастич. сведения о пророках и мусульм. «святых» (см. Святых культ).
В ходе развития А.-м. к. и централизации управления Халифатом при Аббасидах историю араб. завоеваний и войн 7 – нач. 8 вв., а также характерные для 2-й пол. 8–9 вв. сочинения об их отд. событиях [напр., аль-Мадаини (ум. ок. сер. 9 в.)] сменили обобщающие труды по всеобщей истории, принадлежащие аль-Балазури, Абу Ханифе ад-Динавари и аль-Якуби. Центр науч. историографич. работы переместился в Ирак. Наиболее крупным сочинением в арабо-мусульм. историографии этого периода явилась «История пророков и царей» перса ат-Табари. Участие персов (Ибн Мискавейха, Хамзы аль-Исфахани и др.), как и др. неарабов, во многом ускорило формирование араб. историографии. В эту эпоху проявился свойственный А.-м. к. интерес к этико-филос. обоснованиям историч. процесса. Отправляясь от теологич. трактовки хода мировой истории как осуществления Божественного замысла, арабо-мусульм. историография признаёт историч. ответственность человека за свои поступки. Отсюда в А.-м. к. развилось представление о дидактич. ценности историописания.
Последовавший в 9–10 вв. постепенный распад Халифата и образование на его территории отд. мусульм. государств привели к усилению позиций местного политич. самосознания. Со 2-й пол. 10 в. в арабо-мусульм. историографии тон задают придворные историографы, чиновники, вазиры. Анналистика всё более сближается с политич. биографией; переживает расцвет местная историография, сосредоточенная на истории отд. городов и провинций и в дальнейшем блиставшая именами Ибн аль-Асира, Ибн Асакира, Абу-ль-Фиды, аль-Макризи, Ибн Тагриберди, аль-Маккари. Развитие арабо-мусульм. историографии во многом основывалось на собственно биографич. лит-ре – биографич. словарях (Якут, Ибн Халликан), сводах биографий видных деятелей науки, богословия и др.
Выдающимся достижением А.-м. к. позднего Средневековья явилось создание араб. историком и социальным мыслителем Ибн Хальдуном оригинальной историко-филос. теории развития общества на основе изложения историч. событий в их причинно-следственной связи. Оценивая ср. срок существования государства как сумму «возрастов» трёх поколений (100–120 лет), Ибн Халдун подчеркнул, что первое из них сохраняет относит. равенство и умеренность в потреблении, второе – предаётся роскоши и стремится к умножению расходов (в т. ч. на наёмную армию), а третье – неизбежно приходит к военно-политич. бессилию в силу своей изнеженности. В энциклопедич. труде Ибн Халдуна «Китаб аль-ибар» («Книга примеров»), по достоинству оценённом только в 19 в., история из хроники пророков и царей превращается в науч. дисциплину, являющую редкий для ср.-век. науки опыт социально-филос. типологии человеческого общежития (умран). В этом его отличие от большинства арабо-мусульм. историков, в осн. совершенствовавших повествовательный историч. жанр.
Философия
Важнейшими направлениями арабо-мусульм. философии классич. периода (9–14 вв.) явились калам, арабоязычный перипатетизм (фальсафа) и суфизм. Она опиралась, с одной стороны, на исламское откровение, закреплённое в Коране и Сунне (единый Бог, сотворивший мир и человека, – абсолютно «иное, чем Бог»; трансцендентный Бог, которому «нет ничего подобного», в то же время ближе к человеку, чем его собственная «шейная артерия»), с другой стороны – на античное филос. наследие (прежде всего аристотелизм и неоплатонизм), ставшее доступным благодаря переводч. движению 8–10 вв. Переводч. деятельность особенно активизировалась после создания в Багдаде халифом аль-Маамуном «Дома мудрости», совмещавшего в себе академию, библиотеку и переводч. центр. На араб. яз. (через сирийский или непосредственно с греческого) были переведены все гл. сочинения Аристотеля, многочисл. тексты его комментаторов, ряд диалогов Платона, т. н. «Теология Аристотеля» – переложение последних глав «Эннеад» Плотина и другие.
В центре теологии калама, формировавшейся в ходе диспутов как между разл. религиозно-политич. группировками внутри ислама, так и с представителями зороастризма, христианства и иудаизма, – соотношение сущности и атрибутов Бога, Божественного предопределения и человеческой свободы, проблемы извечности Корана или его сотворённости во времени, а также природы причинности, дискретного строения материи и др. Мутазилиты – представители первой крупной школы калама, исходившие из абсолютной трансцендентности и единства Бога, утверждали тождественность Его т. н. самостных атрибутов (знания, воли, могущества и т. п.) и Его сущности, сотворённость Корана и отстаивали свободу воли человека.
Эти взгляды, как и вообще рационалистич. методология калама, видевшего в разуме единственно надёжный инструмент религ.-филос. познания, оказались неприемлемыми для ригористич. традиционалистов, представленных преимущественно ханбалитами. «Срединную» доктрину между учениями мутазилитов и их оппонентов, впоследствии доминировавшую в суннитском исламе, выработали ашариты (см. Ашаризм) и матуридиты (см. Матуриди) (10 в.): атрибуты Бога – и не тождественны Его сущности, и не отличны от Неё; учение об извечности Корана со стороны смысла и его сотворённости в плане словесного выражения; концепция «присвоения» (касб) – действия человека творятся Богом, но «приобретаются» человеком в акте свободного выбора, и т. д.
В фальсафе, порождённой переводч. движением, преобладали античные модели философствования, и её гл. представителями выступали арабо-мусульм. (восточные) аристотелики: аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Туфайль и Ибн Рушд (Аверроэс). Приверженцами её были также Абу Бакр ар-Рази, «Братья чистоты» («Ихван ас-сафа»), Ибн Мискавейх. В фальсафе философия разрабатывалась как всеохватывающая система мудрости (хикма), содержащая логику, физику, математику и увенчивающаяся метафизикой, которая включала также этико-политич. проблематику. Аристотелевское понятие Перводвигателя и неоплатонич. учение о Едином трансформируются в концепцию Первоначала (Бога) как абсолютно «необходимого» сущего, зависящего в своём бытии только от самого себя и сообщающего существование «возможным» вещам мира (для объяснения происхождения от Первоначала «возможных» сущих использовалась плотиновская теория эманации в сочетании с аристотелевской космологией).
Характерная для суфизма ориентация на мистич. богопознание, противостоящая схоластичности мутакаллимов и юридич. рассуждениям законоведов-факихов, получила филос. осмысление в трудах аль-Халладжа и особенно аль-Газали и достигла своей вершины в «философии озарения» (хикмат аль-ишрак) ас-Сухраварди (Вселенная как световая иерархия, вершиной которой выступает «Свет светов», Бог; см. также Метафизика света), а также в теософской системе Ибн аль-Араби – в его пантеистич. концепции «единства бытия» (вахдат аль-вуджуд) и др.
В целом, по сравнению с суннизмом, культивировавшим прежде всего теорию и практику мусульм. права (фикх), шиитская среда оказалась более благоприятной для философии. В шиизме получили развитие идеи мутазилитов, а фальсафа сочеталась с системами ас-Сухраварди и Ибн аль-Араби. Характерная для шиитов концепция имама (предводителя) как носителя Божественного света и «полюса» мира ярче всего воплотилась в философии исмаилизма (см. Исмаилиты) с её циклич. видением истории.
Классич. арабо-мусульм. мысль, в частности осуществлённая фальсафой интерпретация истин Откровения на основе античной филос. традиции, оказала значит. влияние на иудейскую культуру (см. Маймонид) и на интеллектуальную жизнь европ. Средневековья и эпохи Возрождения; в значит. степени благодаря лат. переводам араб. комментаторов аристотелевская философия получила распространение на лат. Западе (см. Аверроизм, Схоластика).
Литература
Классич. араб. лит-ра, сложившаяся в 7–9 вв. и достигшая наивысшего расцвета в 10 в., исторически восходит к устной словесности кочевников-бедуинов Аравийского п-ова 5–6 вв., преим. поэзии. Уже самые ранние её тексты представляют собой развитое авторское творчество лирич. характера. В силу ряда географич. и историч. условий арабы первых веков н. э. остались наименее эллинизированным народом Ближнего Востока и в наибольшей чистоте сохранили особенности семитской языковой культуры, которые и легли в основу араб. лит. традиции. Известны произведения более 100 поэтов, среди которых были и выразители идеалов патриархальной старины (Тарафа, Лабид ибн Рабиа), и изгои, противопоставлявшие себя обществу с позиций неприятия социального зла, и певцы воинской доблести (Антара ибн Шаддад аль-Абси) или наслаждений (Имру-уль-Кайс), богоискатели (Умейа ибн Аби-с-Сальт), панегиристы (Набига аз-Зубьяни, Зухайр ибн Аби Сульма, Аша).
Возникновение в Аравии в 1-й пол. 7 в. ислама противопоставило поэзии религ. откровение, данное в Коране – первом письм. памятнике араб. лит-ры. Это привело к обособлению и противостоянию религ. и светского начал в обществ. сознании. Ассоциировавшаяся с язычеством, поэзия приобрела чисто светский характер, и её ведущим жанром стал панегирик. В нём находили выражение представления об идеальном государе, формировавшиеся в ходе борьбы между объединениями племён и религ.-политич. группировками в Халифате. Выразителями их идей выступали поэты аль-Ахталь, аль-Фараздак, Джарир ибн Атыйа аль-Хатафи. Распространение ислама повлияло и на развитие араб. любовной лирики – прежде всего в городах Хиджаза. В условиях теократии, не оставлявшей места «мирскому», светское могло проявить себя только как личное, причём почти исключительно в интимной сфере. Теме чувственной любви (в поэзии мекканца Омара ибн Аби Рабиа) противостояла идеализация неизменных любовных пар (Меджнун – Лейла, Кайс – Лубна, Джамиль – Бусейна и др.) в т. н. узритской (от названия племени узра) лирике, возводимой араб. традицией к бедуинской среде 2-й пол. 7 в. В поэзии узритов любовь – предопределённая свыше всепоглощающая страсть, сулящая поэту страдания; она воспевалась как подвижническая верность высшему идеалу, единственной и недоступной возлюбленной, что предвосхищало мистицизм «божественной любви» суфиев.
С 8 в. араб. лит-ра развивалась в городах, основанных арабо-мусульманами на периферии эллинистич. мира. Ведущими центрами лит. жизни были города Басра и Куфа, а с 9 в. – Багдад. Представители многочисл. народов Халифата, переводч. деятельность которых (с 8 до кон. 10 вв.) была вызвана стремлением сохранить своё культурное наследие на араб. яз., обогатили араб. лит-ру идеями и жанровыми формами ближневосточных литератур раннего Средневековья. Одним из первых переводчиков, создателем араб. худож. прозы стал Ибн аль-Мукаффа. Преобладала по-прежнему поэзия; гедонич. мотивы сочетались в ней с обращением к символике земледельч. культов, вытеснявшей реминисценции кочевнического бедуинского быта. Басриец Башшар ибн Бурд совместил любовную лирику и панегирич. творчество и, мастерски овладев формой касыды, первым из поэтов 8 в. достиг уровня классич. поэзии. Его новации были развиты и окончательно утверждены Абу Нувасом, соединившим культ любви с воспеванием вина. Оборотной стороной гедонизма был аскетизм Абу-ль-Атахии.
Обновление поэзии в 8 в. несло не столько разрыв со старой араб. традицией, сколько её сознательное усвоение и канонизацию. Так, чуждые араб. поэзии опыты стихотв. эпоса (в творчестве Абана аль-Лахики и др.) получили с 10 в. продолжение в лит-ре Ирана (Фирдоуси и др.), но на араб. яз. так и не привились. Запись и исследование др.-араб. стихотворений в 8 – нач. 9 вв. дали представленные в филологич. критике образцы, к следованию которым арабы сводили идеал поэтич. творчества. Развитие поэтом собств. темы осуществлялось варьированием традиц. мотивов; эта двуплановость, сказавшаяся уже у Башшара ибн Бурда и Абу Нуваса, стала традиционной, начиная с рубежа 8–9 вв., для поэтов течения бади (Абу Таммама, Бухтури Абу Убада аль-Валида, Ибн ар-Руми, Ибн аль-Мутазза). В их творчестве отчуждённая от бедуинской среды староарабская поэтич. традиция окончательно превратилась в замкнутый поэтич. язык. Риторич. усложнённость стиха и гиперболизация образов сочетались у них с детальной разработкой композиции и осн. мотивов касыды в панегириках, в дружеской стихотв. переписке, в описаниях природы, дворцовой и парковой архитектуры, в интимной лирике; доминирование панегирика заложило основы высокой куртуазной культуры.
Становление оригинальной (не переводной) араб. письм. прозы было связано с завершившимся к сер. 9 в. переходом от устной передачи историч. и филологич. знаний к их распространению в книгах. Наряду с записями др.-араб. преданий о сражениях между племенами – «Айям аль-араб» («Дни арабов») (кон. 8 в.) – появились сочинения, выходящие за рамки историч. лит-ры (творчество аль-Джахиза Абу Османа Амра ибн Бахра, Ибн Кутайбы). Вызванное нуждами мусульм. богословия освоение в 9 в. античного и эллинистич. наследия привело в 9–10 вв. к своеобразной «эллинизации» всей А.-м. к. Её первые проявления заметны уже в произведениях аль-Джахиза и Ибн ар-Руми. На основе идей неоплатонизма в лирике аль-Мутанабби и аль-Маарри возникло новое понимание поэтич. творчества, объективно близкое ещё доисламскому восприятию его как «чувствования» и прорицания истины. В поэзии распространились идеи стоицизма, вступившие в конфликт с её традиц. содержанием, что привело к обособлению филос. лирики в творчестве аль-Мутанабби. Завершившееся у аль-Маарри её жанровое оформление означало отрыв от классич. традиции араб. поэзии. Воспевание воинской доблести Абу Фирасом, разработка наследия бади аш-Шарифом ар-Ради, творчество багдадских гедоников рубежа 10–11 вв. не могли изменить общей картины омертвения классич. традиции.
10 в. – время бурного развития в араб. лит-ре новеллистики, первые образцы которой представлены в произведениях араб. историков ат-Табари и аль-Масуди. Рассказы мореходов и купцов о дальних странах и приключениях в пути описал в «Чудесах Индии» Бузург ибн Шахрияр. В форме разрозненных новелл-воспоминаний собрал свои мемуары видный гос. деятель Абу Али ат-Танухи. Новеллы и притчи занимают большое место в своде, составленном по энциклопедич. принципу филос. кружком «Братьев чистоты» (Багдад, 980-е гг.). Однако повествование, основанное на сознательном худож. вымысле, встречается только у Абу Хайана ат-Таухиди и в прозаич. сочинениях аль-Маарри. Завершает развитие прозы 10 в. становление жанра макамы в творчестве Бади аз-Замана аль-Хамадани. Позже (напр., у аль-Харири) макама в значит. степени превращается в средство демонстрации филологич. эрудиции. С 11 в. начинается упадок классич. араб. лит-ры. Осн. видами лит. творчества стали комментирование и стилизация произведений прошлого, собирание историко-лит. и филологич. материалов, породившее богатую историко-биографич. лит-ру (Якут, Ибн Халликан и др.). Особое значение имела традиция лит. антологий, созданных в 11–13 вв. Абу Мансуром ас-Саалиби, Имад ад-Дином аль-Исфахани и др.
Параллельно араб. лит-ре Востока развивалась самобытная араб. лит-ра мусульм. Запада – Магриба, сложившаяся к нач. 11 в. в Ифрикии (совр. Тунис) и достигшая наивысшего расцвета в 11–12 вв. в городах арабо-мусульм. Испании. Интенсивное освоение вост.-араб. классики проявилось здесь в составлении историко-филологич. сводов и историографич. сочинений худож. характера, что обусловило исходное преобладание прозаич. жанров (произведения Ибн Хазма, Ибн Шухейда, ум. 1035). В 11 в. в творчестве гл. обр. севильских поэтов (Ибн Зайдун, аль-Мутамид ибн Аббад; Ибн Хамдис и др.) утвердился идеал просвещённого рыцаря, доведший до совершенства традиции куртуазности, восходящие к вост.-араб. поэзии 9 в. Мировоззренческое углубление этой культуры в 12 в. отразилось в филос. романе («Живой, сын Бодрствующего» Ибн Туфайля), в лирич. воспевании природы (поэзия Ибн Хафаджи аль-Андалуси). В 12–14 вв. в осн. через Египет и Сев. Сирию магрибинское наследие вошло в общеараб. культурный фонд.
При обилии в классич. араб. лит-ре теоретич. суфийских трактатов суфийская поэзия не получила в ней такого распространения, как в других мусульм. литературах Ближнего и Среднего Востока; известны араб. суфийские поэты 13 в. – египтянин Умар ибн аль-Фарид (см. Ибн аль-Фарид) и выходец с мусульм. Запада Ибн аль-Араби.
Арабская языковедческая традиция
Её становление в культурном ареале Халифата относится ко времени объединения араб. племён в единое государство (7 в.), когда возникла необходимость социального функционирования языка, общего для всех племён Аравийского п-ова (койне), а также задача установления его норм. Особое значение приобрели также обучение языку Корана и сохранение его чистоты.
Традиция исследования араб. языка зародилась на Ближнем Востоке в единой науке об араб. словесности и лишь затем выделилась как самостоят. учение о грамматике и лексике классич. араб. языка и об араб. риторике. Традиц. теория араб. языка развивалась в басрийской, куфийской, багдадской, андалусской и египетско-сирийской филологич. школах и имела практич. направленность.
В становлении теории араб. языка как самостоят. раздела филологич. науки большую роль сыграли учёные басрийской школы. В 7 в. Абу-ль-Асуд ад-Дуали ввёл в араб. письмо дополнит. графич. знаки для обозначения гласных фонем, служащих для выражения словоизменения. Наср ибн Асым и Яхья ибн Ямара создали системы диакритич. знаков для различения ряда сходных по начертанию араб. графем. В 1-й пол. 8 в. Ибн Аби Исхак аль-Хадрами, Иса ибн Умар ас-Сакафи и Абу Амр ибн аль-Алла разрабатывали основы описат. анализа норм классич. араб. языка. 2-я пол. 8 в. характеризуется становлением теории араб. яз. как самостоят. раздела филологич. науки. Аль-Халиль ибн Ахмед – основоположник учения о системе метрич. стихосложения, позволившего описать ритмич. и морфологич. построение араб. слова. Ему принадлежит «Книга Айна» – словарь, в котором слова расположены по артикуляц. характеристикам содержащихся в них корневых согласных: сначала гортанные, затем язычные, зубные и губные. Этот принцип классификации звуков, возможно, возник под влиянием индийской языковедческой традиции. Аль-Халиль различает 3 аспекта анализа и описания фонетич. явления: исходные характеристики, позиц. варианты и изменения звуков, происходящие в процессе образования грамматич. конструкций. Он ввёл в араб. письмо т. н. огласовки (при обозначении кратких гласных фонем), до сих пор употребляющиеся при записи Корана, поэтич. и учебных текстов. Сибавейхи создал трактат «Книга» – первую дошедшую до нас грамматику классич. араб. яз., которая даёт систематич. изложение норм языка и отражает концепцию и результаты исследоват. работы предыдущих поколений филологов, в первую очередь аль-Халиля ибн Ахмеда. Т. о., уже во 2-й пол. 8 в. в араб. языковедч. традиции сложились учения: о словоизменении имени и глагола; о словообразовании и фонетич. изменениях, происходящих в процессе образования грамматич. конструкций; об артикуляции звуков и их позиц. вариантах. Широко применялся метод моделирования. Отсюда построение системы словообразоват. моделей, известных под назв. породы. Словоизменит. явления изучались с точки зрения как формы, так и значения. Нормативность словоформ выявлялась из их собственно языковой (функциональной) семантики.
Во 2-й пол. 8 в. возникла куфийская школа, основоположник которой Абу Джафар Мухаммед ар-Руаси создал первую куфийскую грамматику араб. яз., а также трактат «Книга о единственном и множественном числе». В кон. 8 в. аль-Кисаи в значит. степени определил исследоват. принципы куфийской школы. Его «Трактат о грамматических ошибках в речи простого народа» содержит важные диалектологич. сведения.
В кон. 8–9 вв. зародилась араб. лексикография. Появились «Классифицированная устарелая лексика» Абу Убейда, словари диалектной лексики, в т. ч. и древнеарабской. Обсуждались вопросы грамматики.
К нач. 10 в. окончательно установились понятийный аппарат и терминология грамматич. анализа, осн. положения грамматич. теории были приведены в систему. Этап формирования араб. грамматич. учений как самостоят. раздела араб. языковедч. традиции завершился. Это способствовало выделению лексикологич. исследований в особую науч. дисциплину.
В 1-й пол. 10 в. в багдадской школе развивалось третье направление араб. языковедч. традиции, связанное с развитием грамматич. учений в трудах Ибн Джинни, который в кн. «Особенности арабского языка» наряду с грамматическими рассматривал собственно лексикологич. вопросы связи слова и значения, словообразоват. структуры слова, значения слова и его употребления. В работах Ибн Фариса освещались вопросы об объёме словарного состава араб. языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и заимствованной лексике, о связи обозначающего и обозначаемого, о прямом и переносном употреблении слова, об однозначности, многозначности, омонимии и синонимии.
В 11 в. выделились дисциплины, изучающие нормы выразит. речи. Начали различать 2 аспекта речеобразоват. процесса: соблюдение правильности языковых выражений и достижение совершенства речевых образований. Первый изучался науками о грамматике и лексике, второй – науками о смысле, о тропе и о красноречии. Предметом науки о смысле (её основоположник – аль-Джурджани) стали высказываемое и средства адекватного (с точки зрения речевой ситуации и речевого намерения) выражения смыслового содержания.
В 11–13 вв. продолжалась работа по усовершенствованию описания грамматики и лексики (работы аз-Замахшари, Маухиба аль-Джавалики, ас-Салаба). К этому времени относится и деятельность андалусской школы. Мухаммед ибн Малик создал стихотв. грамматич. трактат «Тысячница», Ибн Сида – тематич. словарь «аль-Мухассас», где в предисловии освещаются лексикологич. и семасиологич. вопросы.
После завоевания Багдада монголами и ослабления влияния арабов в Испании центр араб. науки переместился в Египет и Сирию. Значит. языковедч. работы создали филологи Ибн Яиш и Ибн аль-Хаджиб (13 в.), Ибн Хишам и Ибн Акиль (14 в.), а также Джалаль ад-Дин ас-Суйюти, автор работы «Лира словесных наук и их разновидностей», где собраны и изложены взгляды представителей араб. языковедч. традиции по разл. проблемам араб. грамматики и лексикологии.
Араб. языковедч. традиция – законченное учение, вобравшее науч. идеи своей эпохи, в формировании которых известную роль играло наследие др.-греч. и др.-инд. традиций. В свою очередь её методы применялись ещё в 11 в. при составлении грамматики др.-евр. языка, определяли филологич. направления европ. арабистики, а ряд морфологич. идей (понятия корня, внутр. флексии и аффиксации) были заимствованы при некотором преломлении европ. языкознанием 18–19 вв. Моделирование просодического и словообразоват. построения слова, анализ его лексич. значения, различение формы и значения и разграничение плана содержания на смысловое и собственно языковое (функциональное) значения, изучение высказываемого и адекватного ему построения речевых образований, понимание взаимообусловленности высказывания и ситуативного контекста, анализ предложения в синтезе его формального и актуального членения относятся к исследоват. идеям араб. языковедч. традиции, определившим её место в истории лингвистич. учений.
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
(См. в ст. Ислам). Употребляемый в научной и популярной лит-ре термин «арабское искусство» в широком смысле означает иск-во араб. стран, начиная с древности, и обобщает достижения ср.-век. изобразит. и прикладного иск-ва и архитектуры завоёванных и исламизир. арабами регионов Ближнего Востока, Сев. Африки и Юж. Испании. При всей общности худож. процессов, связанных с утверждением и господством исламской идеологии, араб. иск-во отмечено существенными различиями худож. стилей и форм, что объясняется культурной спецификой и своеобразием историч. развития каждого региона.
Араб. зодчество, впитав традиции Юж. Аравии и Средиземноморья, создало тип мечети – осн. культового здания ислама – в Басре, Куфе, Фустате. Наиболее известны Куббат ас-Сахра в Иерусалиме, Омейядов мечеть (707–715) в Дамаске, мечеть Ибн Тулуна в Каире (876–879). Архит. стили этих мечетей повлияли на мусульм. архитектуру последующих веков араб. стран, Ирана, Индии, Кавказа и Ср. Азии. Мечети, дворцы от Марокко до Йемена поражают декоративными росписями и сложными орнаментами и искусным вплетением в них араб. надписей, мозаикой и майоликой, выполненными в оригинальной манере. Арабы создали тип узора (арабеску), довели до совершенства иск-во каллиграфии, используя его в декоре зданий, посуды, тканей, чеканке, гравировке и инкрустациях на предметах быта.
Музыка
Муз. традиции раннего, доисламского, периода, входившие в состав культуры кочевников-скотоводов и оседлого населения Аравийского п-ова, частично сохранились у бедуинов. Среди муз.-поэтич. жанров доисламского происхождения – касыда, худа (песня погонщиков верблюдов), хиджа (осмеяние), фахр (самовосхваление), риса (причитание по умершему), насиб (любовная лирич. песня). Большую роль в доисламском муз. иск-ве играли женщины.
После 7 в. А.-м. к. усвоила развитые традиции Ирана, Ср. Азии, Византии, способствовавшие образованию высокой муз. культуры эпохи Халифата. В эпоху Омейядов и особенно в «золотой век» правления Аббасидов (сер. 8 – сер. 9 вв.) музыка завоёвывала всё более прочное положение в обществе. При дворе (в Дамаске, затем в Багдаде) культивировались высокий уровень исполнит. мастерства, опора на муз. теорию. В вокальных жанрах типично обращение к классич. стихотв. текстам. Среди видов араб. музыки этого периода – инструментальный таксим, вокальный лайяли. Зарождались формы, связанные с религ. культом; они универсальны для всего араб. мира и сохраняются до настоящего времени: речитация сур Корана, азан (призыв к молитве), маулид (сказание о рождении пророка Мухаммеда), мадих (поэма-славление Мухаммеда); музыка в суфийской церемонии зикр, шиитской мистерии тазийе; муз. жанры, сопровождающие традиц. исламские праздники Ид аль-адха (праздник жертвоприношения) и Ид аль-фитр (праздник разговения).
В эпоху Омейядов усилилась профессионализация муз. иск-ва; среди значит. музыкантов того времени – автор трактата «Китаб фи-ль-агани» («Книга о песнях») перс Юнус аль-Катиб. В начале правления Аббасидов стали известными придворные музыканты из династии аль-Маусили, Зальзаль и др. Складывалась классич. теория музыки: разрабатывались проблемы акустики, звукорядов, ладов, метра и ритма, основ композиции, строения инструментов, а также вопросы происхождения и роли музыки. Развитию муз.-теоретич. мысли способствовала деятельность т. н. «Дома мудрости» (Дар аль-Хикма, основан в Багдаде в сер. 9 в.); здесь осуществлялись переводы античных авторов, труды которых оказали влияние на араб. учёных. Наиболее значительны работы аль-Кинди (в т. ч. «Рисала фи хубр та’лиф аль-альхан» – «Большой трактат о сочинении мелодий», в котором впервые в истории араб. музыки используется нотация), аль-Фараби (в т. ч. «Китаб аль-мусики аль-кабир» – «Большая книга о музыке»), Сафи-ад-Дина («Ар-рисала аш-шарафийа» – «Шарафийский трактат об основах композиции» и «Китаб аль-адвар» – «Книга о музыкальных модусах»), Ибн Сины, аль-Исфахани. Постепенно сложилась система макамов; макам становится основой любых видов музыки. С нач. 9 в. на западе Халифата образовалась т. н. андалусская школа, широко использовавшая нар. иск-во. Её крупнейшие представители – Зирьяб, создатель жанра нубы; певец и композитор Абад аль-Казаз; поэт и музыкант Ибн Кузман; философ и музыкант Ибн Баджа. Вокальные жанры мувашшах и заджаль, усовершенствованные андалусской школой, распространились по всему араб. миру. Тогда же окончательно сформировался муз. инструментарий, близкий современному. В него входят лютня уд, трапециевидная цитра канун, струнные щипковые ребаб и танбур, цимбалы сантур, смычковый джоз, или кеманча, флейта най, труба нафир, разл. мембранофоны (табль, дарбука, дафф, наккарат) и идиофоны.
Экономическая мысль
Истоки развитой традиции экономич. мысли в классич. А.-м. к. – в комментировании хозяйств. вопросов, затронутых в Коране и Сунне. Важнейшие из экономич. предписаний и наставлений пророка Мухаммеда состояли в утверждении нормы обществ. владения водой и пастбищами и частного – возделываемой землёй, в предпочтении «обильному и соблазнительному» умеренного достатка, а также в осуждении ростовщичества. Коран гласит, что «Аллах позволил прибыль в торговле, а лихву запретил», подчёркивает необходимость верности в мере и весе, аккуратности в деловых расчётах, помощи родственникам и бедным, путешественникам, но без уравнительности и расточительности.
Ср.-век. араб. экономическая мысль активно осмысливала опыт налогообложения, землевладения и деловой практики в исламских государствах начиная с 7–8 вв., когда территориальная и адм. экспансия Халифата усложнила характер имущественных (появление икта и вакфа) и фискальных (взимание ушра, джизьи и хараджа) отношений. Суннитские законоведы разработали в 8 в. учение об условиях перехода «пустопорожней» земли («мават») в собственность всякого, кто её «оживит». Верховный кади Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари (731–798) по желанию халифа Харуна ар-Рашида составил «Книгу подати» («Китаб аль-Харадж») с обзором податей и сборов своей эпохи, где провёл мысль о необходимости умеренного налогообложения, чтобы оно не подрывало платёжеспособность подданных.
Осмысление категории «умеренность» стало отличит. чертой экономич. мысли арабов. Аль-Фараби в написанном под влиянием «Законов» Платона и «Никомаховой этики» Аристотеля «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» отождествил умеренность со справедливым получением каждым доли благ сообразно заслугам и положению. Ибн Сина, обращаясь к теме сословно упорядоченного «справедливого града», подчёркивал недопустимость крайностей роскоши и нищеты, хотя считал необходимым рабство – удел «тех, кто происходит из неблагородных климатов». В концепции обществ. изменений Ибн Хальдуна именно жители умеренного и близких к нему климатов переходят от «примитивности» к «цивилизации», начиная производить избыточный продукт (заид), что ведёт к оживлённости рынков, но и к развитию неравенства в обществе, где усиливается роль «власти-владения» (мулька), на котором основано существование государства. Анализируя ценообразование, Ибн Хальдун выдвинул категорию «стоимости», определяемой «количеством труда человека, его местом среди других трудов и потребностью людей в нём», указав, что чрезмерность налогов ведёт в итоге к упадку рынков и самого государства.
Развитие А.-м. к. с середины 10 в
После распада Аббасидского халифата (сер. 10 в.), когда арабов оттеснили от политич. власти персы, тюрки на востоке и берберы на западе, А.-м. к. сохранила свои позиции на Ближнем Востоке и в Сев. Африке; лишь в вост. провинциях Халифата перс. яз. вытесняет араб. яз. из лит-ры, поэзии и гуманитарной сферы. Несмотря на сужение области распространения А.-м. к. и сравнит. уменьшение её роли в общем развитии мировой культуры, лучшие её традиции получили продолжение в Сирии и Египте при Фатимидах (909–1171) и Айюбидах (1171–1250). После монг. нашествия на Ближний и Средний Восток центры воспроизводства А.-м. к. перемещаются в Переднюю Азию и Сев. Африку (Дамаск, Халеб, Каир, Александрия, Фес).
Начиная с 12–13 вв. деятели А.-м. к. всё больше внимания уделяют систематизации и детализации араб. культурного наследия. В творчестве араб. авторов возобладали компиляция и эпигонские тенденции. В целом 13–15 вв. отмечены нараставшим духовным застоем и отставанием темпов развития собственно араб. культуры от культурного прогресса в др. регионах мусульм. Востока (Иран, Османская Турция) и в Европе. Только в аль-Андалусе А.-м. к. пережила блестящий расцвет (10–15 вв.). Синкретич. арабо-исп. цивилизация возникла в атмосфере этнического, социального и конфессионального плюрализма. Её становлению способствовали контакты с арабо-мусульм. Востоком, местные традиции и европ. влияние. Центрами её были города Кордова, Севилья, Малага и Гранада. Архитектура аль-Андалуса (напр., дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде, мечеть Кордовы и др.), его музыка и декоративно-прикладное иск-во оказали сильное влияние на культуру Зап. Европы и стран Магриба. Рождённый этим влиянием испано-мавританский стиль зодчества распространился на всё Средиземноморье и Лат. Америку.
В 16 в. большинство араб. земель стали провинциями Османской империи. В период османского господства традиционная А.-м. к. развивалась в контакте с тур. и балканской культурами, однако постепенно темпы её развития отставали от эволюции европ. культуры. Новый этап развития А.-м. к. начинается в 1-й пол. 19 в. в условиях усиленного проникновения европ. держав на Восток, воздействия европ. культуры и осознания араб. деятелями необходимости модернизации государства и реформ общественной жизни. В эту эпоху формируется новоарабская лит-ра, заложившая основы гражд. и патриотич. сознания у арабов, организуются по европ. образцу образование и культурная жизнь в целом (гл. обр. Египет, Ливан, Тунис).
Начавшееся в 19 в. экономич., политич. и культурное возрождение араб. провинций Османской империи (ан-Нахда), а также образование независимых араб. государств в 20 в. способствовали формированию совр. А.-м. к., представляющей собой совокупность нац. культур арабо-мусульм. стран, имеющих общую культурную основу, но развивающихся преим. в русле местных традиций.