СВЯТЫ́Х КУЛЬТ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЯТЫ́Х КУЛЬТ, 1) в христианстве – почитание прославленных Церковью подвижников, см. в статьях Святые, Жития святых, Блаженный, Житие, Канонизация, Мартиролог, Минея, Мощи, Мученик, Отцы и учители Церкви, Святитель, Страстотерпец. 2) В буддизме – см. в статьях Архат, Бардо, Бодхисаттва, Будда, Буддизм. 3) В индуизме – см. в ст. Индуизм. 4) В исламе – почитание приближённых к Аллаху (араб. – аулия, см. Вали) чудотворцев как посредников между Богом и верующими, паломничество (зиярат) к их могилам, реликвиям и местам земной жизни. Объектом С. к. служат Мухаммед и предшествовавшие ему пророки, его сподвижники и потомки, шиитские имамы, суфийские шейхи, мусульм. миссионеры, воители за веру, павшие в сражениях с неверными, невинно убиенные, юродивые. Наряду с общими для мусульман святилищами Мекки, Медины, Иерусалима, имеется множество святынь местного значения. У разных народов они носят разл. названия: зиярат, мазар, пир, аулия, астана и пр. Некоторые из них, в частности в Палестине и Египте, также служат объектом паломничества христиан и иудеев.
Чаще всего святилища представляют собой могилы, над многими из которых возведены мавзолеи. К святыням также относятся связанные с чудесами (араб. – карамат) святых горы, скалы, камни, источники, деревья. Обычным признаком святого места служит вертикально поставленный шест с привязанными к нему лоскутами ткани. Святилища порой образуют комплексы, в которых отд. святые места служат стоянками на пути паломников. У наиболее почитаемых святых мест есть постоянные служители. Паломничество к ним совершается по обету в течение нескольких дней в году и может быть приурочено к дням рождения (маулид) похороненных здесь шейхов. Считается, что молитва (дуа) у святых мест поможет снискать благословение (барака), позволяющее излечиться от болезни, бесплодия. В случае засухи к святым обращаются с коллективной молитвой о дожде. Обряды С. к. включают ритуальное омовение, молитву, обход вокруг святилища, прикосновение к нему, привязывание к камням и деревьям лоскутков материи, раздачу милостыни (садака).
Канонизация святых в исламе отсутствует и порицается некоторыми улемами, видящими в С. к. доисламский пережиток. Полемика, шедшая в средние века и Новое время вокруг связанных с культом обрядов и верований, отразилась в хадисах, акидах ханбалитов, сочинениях Ибн Таймийи, ваххабитов, иных ревнителей чистоты монотеизма ислама, нередко разрушавших мусульм. святилища. Вместе с тем искоренить С. к. в простонародном исламе не удаётся. К тому же он освящён согласным мнением религ. авторитетов (иджма). Посещение особо почитаемых святынь, напр. могил Али ибн Аби Талиба в Эн-Наджафе, его сына имама Хусейна в Кербеле, шейха Сулеймана на горе Шалбуздаг в Дагестане, приравнивается верующими к малому паломничеству в Мекку (умра). Паломничество к святым местам копирует обряды хаджа, в частности обход вокруг Каабы и питьё воды из священного источника Земзем.