МАРТИРОЛО́Г
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРТИРОЛО́Г (греч. μαρτυρολόγιον, от μάρτυς – свидетель, мученик; лат. martyrologium), список святых, прежде всего мучеников, имена которых приводятся в календарном порядке для литургич. поминовения.
Согласно церковному историку Созомену, в Палестине уже в 4 в. в каждой епископии существовали свои М. Известны также местные Римский (сер. 4 в.) и Карфагенский (нач. 6 в.) М. Во 2-й пол. 4 в. в Никомидии или Антиохии была предпринята попытка сведения воедино местных М., где наряду с именами святых указывалось место, откуда пришло почитание. Греч. прототип этого сводного М. не сохранился, однако известны 2 его версии: сирийская (411/412) и приписываемая Иерониму Блаженному лат. версия (М. Иеронима). Сир. М. представляет собой сокращение греч. оригинала с добавлением имён перс. мучеников 4 в. М. Иеронима, напротив, существенно дополнен по сравнению с греч. прототипом италийскими и афр. календарями (в нём заполнены все дни года). На православном Востоке М. породили традицию составления минологиев (месяцесловов) и синаксарей (эти термины в Византии с 10 в. стали синонимами, обозначая календарь со сказаниями о святых или литургич. указаниями при богослужебных уставах).
Традиция составления М. нашла продолжение на Западе, где этим термином обозначался список всех святых разл. местных церквей, распределённых по дням памяти. Эта универсальность отличала М. от календарей, тесно связанных с литургич. практикой, в которых указывались только значит. праздники. В кон. 6 в. имена святых из М. Иеронима поминались в Риме за богослужением. Италийская редакция Иеронимова М. ок. 595 была переработана в Галлии: в неё были включены галльские и исп. святые. В нач. 8 в. Беда Достопочтенный предпринял попытку создания историч. М., который включал бы развёрнутые сведения о святых. Однако этот труд не был завершён. В нач. 9 в. анонимный франкский автор из Лиона дополнил М. Беды сведениями из М. Иеронима, а также рядом сказаний о новейших франко-галльских святых. В 9 в. исторические М. создали Храбан Мавр и Флор из Лиона, опиравшиеся на М. Беды. Архиеп. Вьеннский Адон (9 в.) для создания историч. М. взял в качестве календарной основы (дни памяти) современный ему М. Рим. церкви (т. н. Древний, или Малый, рим. М.), дополнив его указанием празднования памяти новых святых и подробными сведениями о них. М. Адона переработал парижский монах Узуард (9 в.), сократив сказания и увеличив количество поминаемых имён, не следуя жёстко рим. календарю. Последняя в 9 в. попытка создать историч. М. принадлежит Ноткеру Заике, стремившемуся объединить традиции, идущие от Беды Достопочтенного и Адона, однако он не успел завершить свой труд. Особая традиция составления М. (на лат. и др.-ирл. яз.) складывалась с 9 в. в Ирландии. В их основе лежали очень краткие (лишь имена святых) и нередко путаные сведения из М. Иеронима, к которым добавлялись заметки об ирл. святых. Стихотворные М. составили в 9 в. Вандальберт Прюмский (на лат. яз.) и Энгус Ирландский (на др.-ирл. яз.).
На протяжении средних веков основным М. зап. Церкви был М. Узуарда, постоянно пополнявшийся именами новых святых. Последнее дополнение принадлежит издателю этого М. Жану де Ла Молю (Иоанн Молан; 1586). В кон. 16 в. кардиналу Ц. Баронию было поручено составить официальный М. Римско-католич. церкви. В основу нового М., получившего название Римского, был положен М. Узуарда, включены мн. вост. святые из визант. минологиев, ряд имён добавлен на основании свидетельств церковных историков. Утверждённый в 1618 Рим. М. дважды пересматривался в 20 в. Кроме официального Рим. М. известны частные, составленные П. Галесини (Венеция, 1578), К. Шастеленом (Париж, 1709). В 17 в. появились региональные М., включающие только святых определённых стран: «Галльский мартиролог» А. дю Соссе, «Испанский мартиролог» Х. Тамайо де Саласара, «Мартиролог святых Португалии» А. Лобо (составленный уже не на латыни, а на разговорном португ. яз.). С 14 в. известны орденские М., в частности М. францисканцев, послуживший, начиная с 16 в., основой для др. орденских М.: бенедиктинцев и др.