ИБН ХАЛЬДУ́Н
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИБН ХАЛЬДУ́Н (Ибн Халдун) Абу Зейд Абд ар-Рахман ибн Мухаммад (27.5.1332, Тунис – 17.3.1406, Каир), араб. историк, философ, гос. и обществ. деятель. Из знатной высокообразованной семьи, игравшей в 9–13 вв. важную роль в политич. и культурной жизни мусульм. Испании, а с 13 в. – Туниса. В 1349–75 занимал разл. посты (от секретаря до вазира) при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Беджаи (ныне Бужи), а также неоднократно выполнял их дипломатич. поручения в христианской и мусульм. Испании и Сев. Африке. В 1375 И. Х. отошёл от политич. деятельности и поселился в крепости Калъат-Ибн-Салама в Алжире; сформулировал оригинальный взгляд на историч. процесс. В 1379 И. Х. вернулся в Тунис, однако в 1382 был вынужден выехать в Египет из-за неприятия его идейно-политич. и филос. взглядов тунисскими учёными кругами. В Каире он продолжил свою научно-лит. деятельность под покровительством мамлюкских султанов, служил в качестве мусульм. судьи (кади) и преподавал в ун-те аль-Азхар и медресе аль-Камхия и аз-Захирия. В 1400, посетив Сирию в свите мамлюкского султана Фараджа, вёл переговоры с Тимуром, осадившим Дамаск.
В своём гл. соч. «Книга поучительных примеров…» («Китаб аль-ибар…») И. Х. сформулировал учение о развитии общества. В теоретич. «Введении» («аль-Мукаддима») он впервые в арабо-мусульм. философии обосновал необходимость самостоят. науки об обществе (араб. – ильм аль-умран), которая служила бы методологич. основой для осознания сущности историч. и политич. деятельности, а также изложил задачи и разработал методику и общие принципы историч. исследования. Будучи последователем и комментатором Ибн Рушда, И. Х. применил принципы араб. перипатетизма (аверроизма) к изучению обществ. эволюции. Основой жизнедеятельности общества И. Х. считал совместный труд его членов для обеспечения средств к существованию. Гл. формой трудовой взаимосвязи людей, по И. Х., является товарообмен, в основе которого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. Уровень развития культуры и характер правления И. Х. связывал с разделением труда в государстве и хозяйств. деятельностью подданных. В объяснении социально-историч. процессов И. Х. уделял особое внимание природно-географич. условиям развития человеческого общества. В последующих частях своего труда он изложил событийную историю народов мусульм. Востока (наиболее детально Магриба), что сделало его сочинение ценным историч. источником. Не менее значительна в качестве источника его автобиография «Ознакомление с Ибн Хальдуном…» («Ат-тариф би Ибн Хальдун…») – образец ср.-век. араб. мемуарной литературы.
Оценивая лит. и науч. творчество И. Х., совр. историки, философы и социологи видят в нём гениального мыслителя, одним из первых попытавшегося создать науч. философию истории. Его предположения и теории, сформулированные в условиях арабо-мусульм. Средневековья, предвосхитили идеи общественного договора, трудовой природы стоимости, социологии знания, которые в 15–18 вв. активно разрабатывались европ. мыслителями (Дж. Вико, Т. Гоббсом, Н. Макиавелли, Ш. Л. Монтескьё, А. Смитом и др.).