Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИБН ХАЛЬДУ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 610

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Орлов

ИБН ХАЛЬДУ́Н (Ибн Хал­дун) Абу Зейд Абд ар-Рах­ман ибн Му­хам­мад (27.5.1332, Ту­нис – 17.3.1406, Ка­ир), араб. ис­то­рик, фи­ло­соф, гос. и об­ществ. дея­тель. Из знат­ной вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ной се­мьи, иг­рав­шей в 9–13 вв. важ­ную роль в по­ли­тич. и куль­тур­ной жиз­ни му­сульм. Ис­па­нии, а с 13 в. – Ту­ни­са. В 1349–75 за­ни­мал разл. по­сты (от сек­ре­та­ря до ва­зи­ра) при дво­рах пра­ви­те­лей Ту­ни­са, Фе­са, Гра­на­ды и Бед­жаи (ны­не Бу­жи), а так­же не­од­но­крат­но вы­пол­нял их ди­пло­ма­тич. по­ру­че­ния в хри­сти­ан­ской и му­сульм. Ис­па­нии и Сев. Аф­ри­ке. В 1375 И. Х. ото­шёл от по­ли­тич. дея­тель­но­сти и по­се­лил­ся в кре­по­сти Ка­лъат-Ибн-Са­ла­ма в Ал­жи­ре; сфор­му­ли­ро­вал ори­ги­наль­ный взгляд на ис­то­рич. про­цесс. В 1379 И. Х. вер­нул­ся в Ту­нис, од­на­ко в  1382 был вы­ну­ж­ден вы­ехать в Еги­пет из-за не­при­ятия его идей­но-по­ли­тич. и фи­лос. взгля­дов ту­нис­ски­ми учё­ны­ми кру­га­ми. В Каи­ре он про­дол­жил свою на­уч­но-лит. дея­тель­ность под по­кро­ви­тель­ст­вом мам­люк­ских сул­та­нов, слу­жил в ка­че­ст­ве му­сульм. су­дьи (ка­ди) и пре­по­да­вал в ун-те аль-Аз­хар и мед­ре­се аль-Кам­хия и аз-За­хи­рия. В 1400, по­се­тив Си­рию в сви­те мам­люк­ско­го сул­та­на Фа­рад­жа, вёл пе­ре­го­во­ры с Ти­му­ром, оса­див­шим Да­маск.

В сво­ём гл. соч. «Кни­га по­учи­тель­ных при­ме­ров…» («Ки­таб аль-ибар…») И. Х. сфор­му­ли­ро­вал уче­ние о раз­ви­тии об­ще­ст­ва. В тео­ре­тич. «Вве­де­нии» («аль-Му­кад­ди­ма») он впер­вые в ара­бо-му­сульм. фи­ло­со­фии обос­но­вал не­об­хо­ди­мость са­мо­сто­ят. нау­ки об об­ще­ст­ве (араб. – ильм аль-ум­ран), ко­то­рая слу­жи­ла бы ме­то­до­ло­гич. ос­но­вой для осоз­на­ния сущ­но­сти ис­то­рич. и по­ли­тич. дея­тель­но­сти, а так­же из­ло­жил за­да­чи и раз­ра­бо­тал ме­то­ди­ку и об­щие прин­ципы ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ния. Бу­ду­чи по­сле­до­ва­те­лем и ком­мен­та­то­ром Ибн Руш­да, И. Х. при­ме­нил прин­ци­пы араб. пе­ри­па­те­тиз­ма (авер­ро­из­ма) к изу­че­нию об­ществ. эво­лю­ции. Ос­но­вой жиз­не­дея­тель­но­сти об­ще­ст­ва И. Х. счи­тал со­вме­ст­ный труд его чле­нов для обес­пе­че­ния средств к су­ще­ст­во­ва­нию. Гл. фор­мой тру­до­вой взаи­мо­свя­зи лю­дей, по И. Х., яв­ля­ет­ся то­ва­ро­об­мен, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит ра­вен­ст­во стои­мо­сти об­ме­ни­вае­мых про­дук­тов. Уро­вень раз­ви­тия куль­ту­ры и ха­рак­тер прав­ле­ния И. Х. свя­зы­вал с раз­де­ле­ни­ем тру­да в го­су­дар­ст­ве и хо­зяйств. дея­тель­но­стью под­дан­ных. В объ­яс­не­нии со­ци­аль­но-ис­то­рич. про­цес­сов И. Х. уде­лял осо­бое вни­ма­ние при­род­но-гео­гра­фич. ус­ло­ви­ям раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва. В по­сле­дую­щих час­тях сво­его тру­да он из­ло­жил со­бы­тий­ную ис­то­рию на­ро­дов му­сульм. Вос­то­ка (наи­бо­лее де­таль­но Маг­ри­ба), что сде­ла­ло его со­чи­не­ние цен­ным ис­то­рич. ис­точ­ни­ком. Не ме­нее зна­чи­тель­на в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка его ав­то­био­гра­фия «Оз­на­ком­ле­ние с Ибн Халь­ду­ном…» («Ат-та­риф би Ибн Халь­дун…») – об­ра­зец ср.-век. араб. ме­му­ар­ной ли­те­ра­ту­ры.

Оце­ни­вая лит. и на­уч. твор­че­ст­во И. Х., совр. ис­то­ри­ки, фи­ло­со­фы и со­цио­ло­ги ви­дят в нём ге­ни­аль­но­го мыс­ли­те­ля, од­ним из пер­вых по­пы­тав­ше­го­ся соз­дать на­уч. фи­ло­со­фию ис­то­рии. Его пред­по­ло­же­ния и тео­рии, сфор­му­ли­ро­ван­ные в ус­ло­ви­ях ара­бо-му­сульм. Сред­не­ве­ко­вья, пред­вос­хи­ти­ли идеи об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра, тру­до­вой при­ро­ды стои­мо­сти, со­цио­ло­гии зна­ния, ко­то­рые в 15–18 вв. ак­тив­но раз­ра­ба­ты­ва­лись ев­роп. мыс­ли­те­ля­ми (Дж. Ви­ко, Т. Гобб­сом, Н. Ма­киа­вел­ли, Ш. Л. Мон­тес­кьё, А. Сми­том и др.).

Соч.: Оз­на­ком­ле­ние с Ибн Халь­ду­ном и его пу­те­ше­ст­вия по стра­нам За­па­да и Вос­то­ка / Публ. Му­хам­ма­да ат-Танд­жи. Ка­ир, 1951 (на араб. яз.); Кни­га по­учи­тель­ных при­ме­ров и со­б­ра­ние со­об­ще­ний о дея­ни­ях ара­бов, пер­сов и бер­бе­ров, а так­же их со­вре­мен­ни­ков, об­ла­дав­ших вла­стью ве­ли­ких раз­ме­ров. Бей­рут, 1959. Т.1–7 (на араб. яз.); Избр. про­из­ве­де­ния мыс­ли­те­лей стран Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка IX–XIV вв. М., 1961. С. 559–628.

Лит.: Ба­цие­ва С. М. Ис­то­ри­ко-со­цио­ло­ги­че­ский трак­тат Ибн Хал­ду­на «Му­кад­ди­ма». М., 1965; Fischel W. J. Ibn Khaldun in Egypt. His public functions and his historical research (1382–1406); a study in Islamic historiography. Berk., 1967; Иг­на­тен­ко А. А. Ибн-Халь­дун. М., 1980; Ра­би М. М. Сис­те­ма по­ли­ти­че­ских взгля­дов Ибн Халь­ду­на. Ка­ир, 1981 (на араб. яз.); Simon R. Ibn Khaldu̅n: History as science and the patrimonial empire / Translated by K. Pogátsa. Bdpst, 2002; Baali F. The science of human social organization: Conflicting vi­ews on Ibn Khaldun’s Ilm al-umran. Lewiston; N. Y., 2005.

Вернуться к началу