Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НУ́БА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 372-373

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Якубходжаева

НУ́БА (араб.; букв. – ряд, оче­редь, по­следо­ва­тель­ность; мн. ч. – ну­ба́т), вид (жанр) проф. араб. му­зы­ки уст­ной тра­ди­ции; цик­лич. во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ная ком­по­зи­ция. Гл. вид клас­сич. му­зы­ки в стра­нах Маг­ри­ба (араб. За­пад). Ос­но­ван на прин­ци­пах ма­ка­ма.

Тер­мин из­вес­тен со 2-й пол. 8 в., пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал при­двор­ное пред­став­ле­ние при дво­ре ба­гдад­ско­го ха­ли­фа, в хо­де ко­то­ро­го му­зы­кан­ты и по­эты по­оче­рёд­но де­мон­ст­ри­ро­ва­ли своё мас­тер­ст­во. К 9 в. сло­жи­лась свое­об­раз­ная по­сле­до­ва­тель­ность пьес или пе­сен. Тра­ди­ция бы­ла вве­зе­на в 9 в. в Маг­риб (вклю­чая юг Пи­ре­ней­ско­го п-ова), и здесь в твор­че­ст­ве араб. му­зы­кан­та Зирь­я­ба (ум. 852) Н. офор­ми­лась как муз. жанр. Зирь­яб, с ко­то­рым свя­за­но на­ча­ло т. н. ан­да­лус­ской шко­лы в араб. му­зы­ке, ус­та­но­вил 24 Н., ка­ж­дая из ко­то­рых пред­став­ля­ла со­бой 4-ча­ст­ную струк­ту­ру, вклю­чаю­щую ин­ст­ру­мен­таль­ные и во­каль­ные раз­де­лы в сво­бод­ном и фор­муль­ном мет­рах, текст во­каль­ных раз­де­лов ос­но­ван на мет­ри­ке ару­да. К 14 в. Н. за­ня­ла центр. ме­сто в клас­сич. му­зы­ке Маг­ри­ба; ком­по­зи­ция объ­е­ди­ня­лась еди­ным ла­дом (таб) и это­сом, ко­ли­че­ст­во час­тей воз­рос­ло до 6 (в Н. во­шли в т. ч. во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные час­ти в жан­рах му­ваш­шах и за­джаль). При этом на вос­то­ке ре­гио­на в 14 в. про­дол­жа­ла прак­ти­ко­вать­ся 4-ча­ст­ная Н., соз­да­та­лем 5-ча­ст­ной Н. счи­та­ет­ся Абд аль-Ка­дир. В 16 в. жанр Н. на араб. Вос­то­ке вы­тес­нен др. жан­ра­ми тра­диц. клас­сич. му­зы­ки, од­на­ко со­хра­нил своё зна­че­ние в иск-ве стран Маг­ри­ба.

В совр. муз. прак­ти­ке раз­ли­ча­ют­ся ло­каль­ные сти­ли Н., вы­ра­жен­ные разл. на­име­но­ва­ния­ми. В Ли­вии, Ту­ни­се и в рай­оне г. Кон­стан­ти­на (Вост. Ал­жир) это ма­луф (букв. – тра­ди­ци­он­ный; вос­хо­дит к се­виль­ской тра­ди­ции), в г. Ал­жир и его ок­ре­ст­но­стях – са­на (букв. – со­вер­шен­ное про­из­ве­де­ние; бли­зок кор­дов­ской тра­ди­ции), в рай­оне г. Тлем­сен (Сев.-Зап. Ал­жир) – гар­на­ти (букв. – гра­над­ский; со­хра­ня­ет осо­бен­но­сти нуб Гра­на­ды и Ва­лен­сии), в Фе­се и Те­туа­не (Ма­рок­ко) – ала (букв. – ин­ст­ру­мен­таль­ный). В про­цес­се дли­тель­но­го уст­но­го бы­то­ва­ния не­ко­то­рые час­ти и да­же це­лые ком­по­зи­ции бы­ли ут­ра­че­ны, и к кон. 20 в. в Ал­жи­ре со­хра­ни­лось 12 осн. Н., в Ма­рок­ко 11, в Ту­ни­се 13, в Ли­вии ме­нее 10.

Н. ис­пол­ня­ет­ся пев­цом-со­лис­том, хо­ром и ин­ст­ру­мен­таль­ным ан­самб­лем (ма­луф), со­стоя­щим из тра­диц. ин­ст­ру­мен­тов (уд, ка­нун, най, ре­баб, на­га­ра, бара­бан дар­бу­ка и др.), ли­бо совр. ор­ке­ст­ром, вклю­чаю­щим тра­диц. и ев­роп. ин­ст­ру­мен­ты. В ка­че­ст­ве по­этич. тек­стов ис­поль­зу­ют­ся клас­сич. фор­мы (жан­ры) – ка­сы­да, му­ваш­шах, за­джаль и др. Лю­бая маг­риб­ская Н. со­сто­ит из ря­да ин­ст­ру­мен­таль­ных и во­каль­ных раз­де­лов, напр. в ту­нис. Н. 9 осн. раз­де­лов, к ко­то­рым мо­гут быть до­бав­ле­ны до­пол­ни­тель­ные. Ка­ж­дая Н. при­ни­ма­ет назв. ла­да (таб), в ко­то­ром зву­чит (напр., ну­бат аль-диль – Н. в ла­де диль, ну­бат аль-майя – Н. в ла­де майя). Кро­ме ла­да, в Н. чрез­вы­чай­но ве­ли­ка роль рит­ма, в свя­зи с чем важ­ней­шие ин­ст­ру­мен­ты при ис­пол­не­нии Н. – удар­ные (мем­бра­но­фо­ны); как пра­ви­ло, иг­ру на удар­ных по­ру­ча­ют зре­лым мас­те­рам с бо­га­тым опы­том и ре­пер­туа­ром. При ис­пол­не­нии Н. пе­вец стро­го при­дер­жи­ва­ет­ся за­дан­ной рит­мич. фор­му­лы – усу­ля. Со­глас­но тра­ди­ции, ка­ж­дая Н. со­от­вет­ст­ву­ет свое­му вре­ме­ни су­ток, со­хра­ня­ет­ся так­же ус­та­нов­лен­ный по­ря­док в че­ре­до­ва­нии Н. (он име­ет от­ли­чия в раз­ных тра­ди­ци­ях). Не­ко­то­рые Н. свя­за­ны с оп­ре­де­лён­ны­ми об­ря­да­ми и празд­ни­ка­ми; напр., в Ли­вии ре­лиг. празд­ник мав­лад на­чи­на­ет­ся ну­бой на­ва и за­вер­ша­ет­ся ну­бой маз­мум (му­хай­яр), в сва­деб­ные но­чи му­зы­кан­ты ис­пол­ня­ют ну­бу раст. Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров ну­ба­та 20 в. – ту­нис. му­зы­кант Ха­мис Тар­нан (1894–1964).

Лит.: Шот­тен А. Об­зор ма­рок­кан­ской му­зы­ки. М., 1967; el-Mahdi S. La musique arabe. P., 1972; Guettat M. La musique classique du Maghreb. P., 1980; Якуб­ход­жае­ва М. Из ис­то­рии ту­нис­ской ну­бы // Вне­ев­ро­пей­ские му­зы­каль­ные куль­ту­ры. М., 1988.

Вернуться к началу