НУ́БА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУ́БА (араб.; букв. – ряд, очередь, последовательность; мн. ч. – нуба́т), вид (жанр) проф. араб. музыки устной традиции; циклич. вокально-инструментальная композиция. Гл. вид классич. музыки в странах Магриба (араб. Запад). Основан на принципах макама.
Термин известен со 2-й пол. 8 в., первоначально обозначал придворное представление при дворе багдадского халифа, в ходе которого музыканты и поэты поочерёдно демонстрировали своё мастерство. К 9 в. сложилась своеобразная последовательность пьес или песен. Традиция была ввезена в 9 в. в Магриб (включая юг Пиренейского п-ова), и здесь в творчестве араб. музыканта Зирьяба (ум. 852) Н. оформилась как муз. жанр. Зирьяб, с которым связано начало т. н. андалусской школы в араб. музыке, установил 24 Н., каждая из которых представляла собой 4-частную структуру, включающую инструментальные и вокальные разделы в свободном и формульном метрах, текст вокальных разделов основан на метрике аруда. К 14 в. Н. заняла центр. место в классич. музыке Магриба; композиция объединялась единым ладом (таб) и этосом, количество частей возросло до 6 (в Н. вошли в т. ч. вокально-инструментальные части в жанрах мувашшах и заджаль). При этом на востоке региона в 14 в. продолжала практиковаться 4-частная Н., создаталем 5-частной Н. считается Абд аль-Кадир. В 16 в. жанр Н. на араб. Востоке вытеснен др. жанрами традиц. классич. музыки, однако сохранил своё значение в иск-ве стран Магриба.
В совр. муз. практике различаются локальные стили Н., выраженные разл. наименованиями. В Ливии, Тунисе и в районе г. Константина (Вост. Алжир) это малуф (букв. – традиционный; восходит к севильской традиции), в г. Алжир и его окрестностях – сана (букв. – совершенное произведение; близок кордовской традиции), в районе г. Тлемсен (Сев.-Зап. Алжир) – гарнати (букв. – гранадский; сохраняет особенности нуб Гранады и Валенсии), в Фесе и Тетуане (Марокко) – ала (букв. – инструментальный). В процессе длительного устного бытования некоторые части и даже целые композиции были утрачены, и к кон. 20 в. в Алжире сохранилось 12 осн. Н., в Марокко 11, в Тунисе 13, в Ливии менее 10.
Н. исполняется певцом-солистом, хором и инструментальным ансамблем (малуф), состоящим из традиц. инструментов (уд, канун, най, ребаб, нагара, барабан дарбука и др.), либо совр. оркестром, включающим традиц. и европ. инструменты. В качестве поэтич. текстов используются классич. формы (жанры) – касыда, мувашшах, заджаль и др. Любая магрибская Н. состоит из ряда инструментальных и вокальных разделов, напр. в тунис. Н. 9 осн. разделов, к которым могут быть добавлены дополнительные. Каждая Н. принимает назв. лада (таб), в котором звучит (напр., нубат аль-диль – Н. в ладе диль, нубат аль-майя – Н. в ладе майя). Кроме лада, в Н. чрезвычайно велика роль ритма, в связи с чем важнейшие инструменты при исполнении Н. – ударные (мембранофоны); как правило, игру на ударных поручают зрелым мастерам с богатым опытом и репертуаром. При исполнении Н. певец строго придерживается заданной ритмич. формулы – усуля. Согласно традиции, каждая Н. соответствует своему времени суток, сохраняется также установленный порядок в чередовании Н. (он имеет отличия в разных традициях). Некоторые Н. связаны с определёнными обрядами и праздниками; напр., в Ливии религ. праздник мавлад начинается нубой нава и завершается нубой мазмум (мухайяр), в свадебные ночи музыканты исполняют нубу раст. Среди крупнейших мастеров нубата 20 в. – тунис. музыкант Хамис Тарнан (1894–1964).