ОМЕЙЯ́ДОВ МЕЧЕ́ТЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОМЕЙЯ́ДОВ МЕЧЕ́ТЬ (Большая мечеть Омейядов) в Дамаске, одно из первых в исламской архитектуре и наиболее почитаемых мусульманами молитвенных зданий; памятник архитектуры. Основана халифом аль-Валидом в 706–715 как гос. мечеть Омейядов на древнем священном участке в центре города. Будучи самым ранним примером органичного преобразования ранневизант. христианской базилики в колонную мечеть, О. м. сохраняет черты древнего строительного иск-ва Сирии и утверждает принципы собственно исламского культового зодчества. О. м. отчасти унаследовала планировочные идеи, материалы и фрагменты предшествующих культовых сооружений: предполагаемого храма арамейского бога Хадада (9 в. до н. э.), античного святилища сир. бога Юпитера Дамасского (1 в. н. э.; угловые каменные башни в 8 в. послужили основаниями четырёх несохранившихся минаретов) и ц. Св. Иоанна Крестителя (кон. 4 в., заново возведена ок. 629; после 635 вост. часть двора до постройки О. м. была приспособлена под молельню мусульман).
О. м. возведена внутри вытянутого по оси восток–запад прямоугольника древних каменных стен (157,7 × 100 м) с использованием архит. элементов и материалов снесённой церкви. Включает обширный двор, обведённый с запада, севера и востока галереями на 2-ярусных аркадах на столбах и колоннах. Юж. сторону двора занимает колонный молитвенный зал – «харам» (136 × 37 м), открытый во двор пролётами сев. аркад (закрыты после пожара 1893 дерев. дверями с витражными арочными окнами). Интерьер зала разделён двумя 2-ярусными аркадами (античные мраморные колонны с коринфскими капителями) на 3 одинаковой высоты продольных нефа, идущих в направлении запад–восток и пересечённых в центре широким и высоким трансептом, перекрытым, как и каждый неф, двускатной крышей на стропилах, с балочным потолком. На средокрестии – купол (изначально двойной деревянный, ныне каменный) на 8-гранном барабане. В священной (обращённой к Мекке) юж. стене зала – 4 михраба (Большой, на центр. оси, увеличен в 13 в., восстановлен после 1893; Сподвижников Пророка – восточный, самый ранний, рядом с которым предположительно впервые в исламе была сооружена для первого омейядского халифа Муавии ибн Аби Суфьяна защитная ограда – максура; Ханифитский – к западу от минбара, и современный). В структуру О. м. впервые были включены характерные для ср.-век. Больших мечетей машхад – почитаемая усыпальница (здесь: рака с главой пророка и праведника Яхйи, отождествляемого с Иоанном Крестителем; в вост. части молитвенного зала; см. илл. к ст. Ислам), Дом имущества (сокровищница: купольный восьмигранник на 8 колоннах; в зап. части двора), сабиль – обществ. источник (в центре двора, на гл. оси). Трансепт с открытым во двор парадным фасадом в виде декоративной 2-ярусной 3-пролётной арки с треугольным фронтоном определил сакральную ось здания – от входа в центре сев. стены с минаретом (основан в 8 в.; кон. 12 в.) к Большому михрабу; два др. минарета – пророка Исы (1339–40; у вост. ворот) и аль-Гарбия (Западный, 1488; на юго-зап. углу). В декоре О. м. использованы наборные цветные облицовки стен и столбов и резные ажурные оконные решётки из мрамора, витражи, орнаментальные росписи, смальтовые мозаики [подлинные – «архитектурные пейзажи» в Зап. галерее двора, выполненные константинопольскими и сир. мастерами в 707–711 (см. илл. к ст. Византия); остальные восстановлены в 1960–70-х гг.]. Технич. и худож. приёмы и мотивы античного, ранневизант., иран. сасанидского иск-ва использовались в целях создания композиций, отвечающих задачам гл. культового здания мусульман. О. м. реставрировалась в 1960–70-е гг. и позднее. В числе древних памятников Дамаска О. м. включена в список Всемирного наследия.