МИХРА́Б
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИХРА́Б [араб.: в мечети – место стояния («макам») имама, ведущего молитву; иногда синоним мечети; предположительно термин восходит к арамейскому яз. либо к эфиоп. mek uera̅b – наос, святилище], в исламской архитектуре священная арочная плоская или сводчатая вогнутая ниша; располагается на стороне здания, ориентированной на Каабу, к которой молящийся должен быть обращён лицом. Происхождение формы и назначение М. остаются неясными. В араб. доисламской поэзии и отчасти в архитектуре эпохи Омейядов (661–750) М. – дворец или почётное (тронное) помещение, ниша почёта (со статуей или пустая); в Коране М. – алтарь, святилище, личная молельня в доме или дворце. Слово «М.» – однокоренное с «харба» (копьё): копьё в древней Аравии служило символом власти; у ранних мусульман воткнутым в землю копьём отмечали ритуальный участок, определяли направление и (по длине тени) время молитвы.
Первые М., по-видимому, были плоскими и переносными (серебряный дирхем 695–696 с изображением М. в виде копья, упирающегося в зенит арки на колоннах; М. в форме небольшой мраморной плиты с рельефом арки на витых колонках в пещере Купола Скалы в Иерусалиме, кон. 7 в. или 10–11 вв.). Исследователи предполагают связь арочной конструкции М. с др.-вост., семитской, иудейской и христианской архит. традициями и с интерпретацией мотива арки как двери, символизирующей переход к потусторонней жизни. Введение М. в форме сводчатой ниши в Мечеть Пророка в Медине в 709 одни объясняют необходимостью создания резонатора, усиливающего звучание голоса имама; другие, основываясь на сообщениях ср.-век. авторов, полагают, что строители-копты возвели украшенную экседру с конхой с целью отметить место стояния Мухаммеда на молитве. Освящённая традицией парадная сводчатая ниша стала метафорой незримого присутствия пророка в любой мусульм. молельне.
С нач. 8 в. М., встроенный в стену или отдельно стоящий, стал обязательной принадлежностью мечети. Главный или единственный М., как правило, расположен в центре стены киблы – священной ориентации на Каабу (в соборных мечетях – в комплексе с минбаром, помещённым справа): в мечетях колонного и турецкого типа – обычно напротив гл. входа, в зданиях айванного типа – в глубине айвана киблы или в молитвенном здании за ним. С развитием мусульм. погребального обряда М. нередко стали устанавливать в мавзолеях. В интерьерах молитвенных залов священное значение М. подчёркивается торжеств. декором свода и стен ниши, «кокошника» и колонок арки, нарядным оформлением прямоугольной рамы (каллиграфич. надписи, орнаментальные композиции: смальтовая или керамич. мозаика, облицовка мрамором или цветным камнем, резьба, роспись, лепнина) и выделяется светом (от светильника и/или купола-фонаря перед ним) – метафора исходящего от Бога духовного озарения в соответствии со словами Корана: «Аллах – свет небес и земли. Его свет – точно ниша, в ней светильник…» (24:35). В композицию плоских М. (в т. ч. изображений М. на молитвенных ковриках), всегда построенную в форме стрельчатой арки, как правило, включён мотив лампы, которая подвешена к зениту архивольта.