Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИХРА́Б

Авторы: Т. Х. Стародуб
Михраб мечети шейха Лотфоллы в Исфахане (Иран). 1603–18. Фото В. М. Паппе

МИХРА́Б [араб.: в ме­че­ти – ме­сто стоя­ния («ма­кам») има­ма, ве­ду­ще­го мо­лит­ву; ино­гда си­но­ним ме­че­ти; пред­по­ло­жи­тель­но тер­мин вос­хо­дит к ара­мей­ско­му яз. ли­бо к эфи­оп. mek uera̅b – на­ос, свя­ти­ли­ще], в ис­лам­ской ар­хи­тек­ту­ре свя­щен­ная ароч­ная пло­ская или свод­ча­тая во­гну­тая ни­ша; рас­по­ла­га­ет­ся на сто­ро­не зда­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ной на Каа­бу, к ко­то­рой мо­ля­щий­ся дол­жен быть об­ра­щён ли­цом. Про­ис­хо­ж­де­ние фор­мы и на­зна­че­ние М. ос­та­ют­ся не­яс­ны­ми. В араб. до­ис­лам­ской по­эзии и от­час­ти в ар­хи­тек­ту­ре эпо­хи Омей­я­дов (661–750) М. – дво­рец или по­чёт­ное (трон­ное) по­ме­ще­ние, ни­ша по­чё­та (со ста­ту­ей или пус­тая); в Ко­ра­не М. – ал­тарь, свя­ти­ли­ще, лич­ная мо­лель­ня в до­ме или двор­це. Сло­во «М.» – од­но­ко­рен­ное с «хар­ба» (ко­пьё): ко­пьё в древ­ней Ара­вии слу­жи­ло сим­во­лом вла­сти; у ран­них му­суль­ман во­ткну­тым в зем­лю копь­ём от­ме­чали ри­ту­аль­ный уча­сток, оп­ре­де­ля­ли на­прав­ле­ние и (по дли­не те­ни) вре­мя мо­лит­вы.

Пер­вые М., по-ви­ди­мо­му, бы­ли пло­ски­ми и пе­ре­нос­ны­ми (се­реб­ря­ный дир­хем 695–696 с изо­бра­же­ни­ем М. в ви­де ко­пья, упи­раю­ще­го­ся в зе­нит ар­ки на ко­лон­нах; М. в фор­ме не­боль­шой мра­мор­ной пли­ты с рель­е­фом ар­ки на ви­тых ко­лон­ках в пе­ще­ре Ку­по­ла Ска­лы в Ие­ру­са­ли­ме, кон. 7 в. или 10–11 вв.). Ис­сле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ют связь ароч­ной кон­ст­рук­ции М. с др.-вост., се­мит­ской, иу­дей­ской и хри­сти­ан­ской ар­хит. тра­ди­ция­ми и с ин­тер­пре­та­ци­ей мо­ти­ва ар­ки как две­ри, сим­во­ли­зи­рую­щей пе­ре­ход к по­тус­то­рон­ней жиз­ни. Вве­де­ние М. в фор­ме свод­ча­той ни­ши в Ме­четь Про­ро­ка в Ме­ди­не в 709 од­ни объ­яс­ня­ют не­об­хо­ди­мо­стью соз­да­ния ре­зо­на­то­ра, уси­ли­ваю­ще­го зву­ча­ние го­ло­са има­ма; дру­гие, ос­но­вы­ва­ясь на со­об­ще­ни­ях ср.-век. ав­то­ров, по­ла­га­ют, что строи­те­ли-коп­ты воз­ве­ли ук­ра­шен­ную эк­сед­ру с кон­хой с це­лью от­ме­тить ме­сто стоя­ния Му­хам­ме­да на мо­лит­ве. Ос­вя­щён­ная тра­ди­ци­ей па­рад­ная свод­ча­тая ни­ша ста­ла ме­та­фо­рой не­зри­мо­го при­сут­ст­вия про­ро­ка в лю­бой му­сульм. мо­лель­не.

С нач. 8 в. М., встро­ен­ный в сте­ну или от­дель­но стоя­щий, стал обя­за­тель­ной при­над­леж­но­стью ме­че­ти. Глав­ный или един­ст­вен­ный М., как пра­ви­ло, рас­по­ло­жен в цен­тре сте­ны киб­лы – свя­щен­ной ори­ен­та­ции на Каа­бу (в со­бор­ных ме­че­тях – в ком­плек­се с мин­ба­ром, по­ме­щён­ным спра­ва): в ме­че­тях ко­лон­но­го и ту­рец­ко­го ти­па – обыч­но на­про­тив гл. вхо­да, в зда­ни­ях ай­ван­но­го ти­па – в глу­би­не ай­ва­на киб­лы или в мо­лит­вен­ном зда­нии за ним. С раз­ви­ти­ем му­сульм. по­гре­баль­но­го об­ря­да М. не­ред­ко ста­ли ус­та­нав­ли­вать в мав­зо­ле­ях. В ин­терь­е­рах мо­лит­вен­ных за­лов свя­щен­ное зна­че­ние М. под­чёр­ки­ва­ет­ся тор­жеств. де­ко­ром сво­да и стен ни­ши, «ко­кош­ни­ка» и ко­ло­нок ар­ки, на­ряд­ным оформ­ле­ни­ем пря­мо­уголь­ной ра­мы (кал­ли­гра­фич. над­пи­си, ор­на­мен­таль­ные ком­по­зи­ции: смаль­то­вая или ке­ра­мич. мо­заи­ка, об­ли­цов­ка мра­мо­ром или цвет­ным кам­нем, резь­ба, рос­пись, леп­ни­на) и вы­де­ля­ет­ся све­том (от све­тиль­ни­ка и/или ку­по­ла-фо­на­ря пе­ред ним) – ме­та­фо­ра ис­хо­дя­ще­го от Бо­га ду­хов­но­го оза­ре­ния в со­от­вет­ст­вии со сло­ва­ми Ко­ра­на: «Ал­лах – свет не­бес и зем­ли. Его свет – точ­но ни­ша, в ней све­тиль­ник…» (24:35). В ком­по­зи­цию пло­ских М. (в т. ч. изо­бра­же­ний М. на мо­лит­вен­ных ков­ри­ках), все­гда по­стро­ен­ную в фор­ме стрель­ча­той ар­ки, как пра­ви­ло, вклю­чён мо­тив лам­пы, ко­то­рая под­ве­ше­на к зе­ни­ту ар­хи­воль­та.

Лит.: Papadopoulo A. Islam and Muslim art. L., 1980; Hasan S. M. Glimpses of Muslim art and architecture. Dhaka, 1983; Fehérvári G. Mihra̅b // Encyclopedia of Islam. Leiden, 1993. Vol. 7; Dickie J. Allah and eternity: mosque, madrasa and tombs // Architecture of Islamic world. L., 1995.

Вернуться к началу