Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙЕ́МЕНЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 277

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Родионов; Ияд Мохаммад (устное творчество)

ЙЕ́МЕНЦЫ, 1) на­се­ле­ние Йе­ме­на; 2) йемен­ские ара­бы, осн. на­се­ле­ние Йе­ме­на. Чис­лен­ность 20 млн. чел. (2007, оцен­ка), в т. ч. со­кот­рий­цы – св. 100 тыс. чел., мах­ра – 88 тыс. чел. Го­во­рят на йе­мен­ских диа­лек­тах араб. яз., со­ко­трий­цы и мах­ра – на язы­ках ара­вий­ской груп­пы за­пад­носе­мит­ской вет­ви се­мит­ских язы­ков. Рас­про­стра­не­ны так­же англ. и рус. язы­ки. Боль­шин­ст­во Й. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты шафи­ит­ско­го маз­ха­ба и шии­ты зей­дит­ско­го тол­ка.

Йеменцы с кинжалами джамбия. Кохлан. Фото А. О. Баскаковой

Й. – ав­то­хтон­ное на­се­ле­ние Юж. Ара­вии. Со­хра­ня­ет­ся пле­мен­ное де­ле­ние: на се­ве­ре – пле­мен­ные сою­зы ха­шед и ба­киль, пле­ме­на бе­ни ма­тар, бе­ни ха­рис, хау­лан, за­ра­ник и др.; на юге – сою­зы ша­на­фир, ху­мум, пле­ме­на яфии, ава­лик, дай­ин, сай­бан, ава­мир, сай­ар, та­мим и др. Боль­шин­ст­во пле­мён от­но­сят се­бя к по­том­кам Ках­та­на, часть – к по­том­кам Ад­на­на. К по­след­ним от­но­сят­ся так­же сей­и­ды, ве­ду­щие ро­до­сло­вие от Му­хам­ме­да, – са­мое при­ви­ле­ги­ров. со­сло­вие в тра­диц. со­ци­аль­ной ие­рар­хии. За ни­ми сле­ду­ют: ре­лиг. ав­то­ри­те­ты (на се­ве­ре – ку­дат, т. е. су­дьи, на юге – ма­ша­их), пред­ста­ви­те­ли пле­мён (ка­би­ли) и «низ­шие» груп­пы – тор­гов­цы, зем­ле­дель­цы, ре­мес­лен­ни­ки, раз­но­ра­бо­чие, слу­ги и по­том­ки ра­бов. Осн. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие (на тер­ра­си­ро­ван­ных гор­ных скло­нах – пше­ни­ца, яч­мень, дур­ра, ку­ку­ру­за, кун­жут, та­бак, хлоп­чат­ник, ин­ди­го, пло­до­вые куль­ту­ры, ви­но­град, фи­ни­ки, ко­фе, на по­бе­ре­жье – ко­ко­со­вая паль­ма; куль­ти­ви­ру­ет­ся ме­ст­ный нар­ко­тик кат), у ко­чев­ни­ков и по­лу­ко­чев­ни­ков (бе­дуи­нов) – ско­то­вод­ст­во. Из ди­ко­рас­ту­щих рас­те­ний до­бы­ва­ют ла­дан, мир­ру, гум­миа­ра­бик. Ре­мёс­ла – юве­лир­ное, вы­шив­ка, ков­ро­де­лие и др. Тра­диц. жи­ли­ще в го­рах и до­ли­нах – ка­мен­ные или са­ман­ные ба­шен­ные до­ма или 2–3-этаж­ные по­строй­ки, на по­бе­ре­жье так­же – гли­но­бит­ные или с пле­тё­ны­ми сте­на­ми хи­жи­ны с кры­шей из со­ло­мы или паль­мо­вых ли­сть­ев, у по­лу­ко­чев­ни­ков и ко­чев­ни­ков – шер­стя­ные па­лат­ки и за­сло­ны. У со­кот­рий­цев, мах­ра и др. для жи­ли­ща и со­дер­жа­ния ско­та ис­поль­зу­ют­ся пе­ще­ры. Для тра­диц. гор. ар­хи­тек­ту­ры ха­рак­тер­ны мно­го­этаж­ные ка­мен­ные и кир­пич­ные до­ма с узор­ны­ми за­вер­ше­ния­ми фа­са­дов и ме­жэ­таж­ны­ми поя­са­ми, ок­на­ми с вит­ра­жа­ми. Муж­ская оде­ж­да – ткань, обёр­ну­тая во­круг та­лии, или длин­ная ру­ба­ха. Го­лов­ной убор – пла­ток или по­лу­круг­лая ша­поч­ка. Обя­зат. ат­ри­бут на се­ве­ре и у час­ти бе­дуи­нов юга – кри­вой кин­жал (джам­бия) за поя­сом. Пи­ща – пре­сный хлеб, ка­ши, рис, фи­ни­ки, ко­ро­вье, ко­зье (у бе­дуи­нов – верб­лю­жье) мо­ло­ко, ово­щи, бо­бы, из­ред­ка коз­ля­ти­на и ба­ра­ни­на, на по­бе­ре­жье – ры­ба (в т. ч. вя­ле­ное мя­со аку­лы). На­пит­ки – от­вар ко­фей­ной ше­лу­хи (кишр), ко­фе, чай; жу­ют кат.

Йеменцы. Традиционный женский костюм: 1 – пожилая арабка; 2 – йеменка из Бейт-аль-Факиха; 3 – бедуинка из Хадрамаута. Фото А. О. Баскаковой

Муз.-по­этич. фольк­лор вклю­ча­ет пес­ни тру­до­вые (свя­зан­ные с с.-х., жен­ски­ми до­маш­ни­ми ра­бо­та­ми), пле­мен­ные, бое­вые, па­сту­шьи, ры­ба­чьи, ка­ра­ван­ные, сва­деб­ные, по­ми­наль­ные, ко­лы­бель­ные, дет­ские «пес­ни [пти­цы] удо­да». Тан­цы обыч­но ис­пол­ня­ют­ся 1–2 со­ли­ста­ми в кру­гу пою­щих и иг­раю­щих на муз. ин­ст­ру­мен­тах, при­чём во мно­гих ре­гио­нах Йеме­на од­ним из со­ли­стов мо­жет быть жен­щи­на. Сре­ди тан­цев – за­фин, шарх; муж­ские – во­ен. бара’а, тан­цы ры­ба­ков. Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – лют­не­вид­ные щип­ко­вый и 2-струн­ный смыч­ко­вый, разл. аэ­ро­фо­ны, мем­бра­но­фо­ны.

Лит.: Dostal W. Die Beduinen in Südarabien. W., 1967; Гряз­не­вич П. А. В по­ис­ках за­те­рян­ных го­ро­дов: Йе­мен­ские ре­пор­та­жи. 2-е изд. М., 1982; Dresch P. Tribes, govern­ment and history in Yemen. Oxf.; N. Y., 1989; Ро­дио­нов М. А. Эт­но­гра­фия За­пад­но­го Хад­ра­мау­та. Об­щее и ло­каль­ное в эт­ни­че­ской куль­ту­ре. М., 1994; Weir Sh. A tribal order: politics and law in the mountains of Yemen. Austin, 2007.

Вернуться к началу