МА́ВРЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ВРЫ (от греч. μαυρός – тёмный), 1) название, данное римлянами коренному населению Мавретании.
2) В средние века в Зап. Европе первоначально название арабов и берберов, позднее – всех мусульман Пиренейского п-ова и зап. части Сев. Африки, по завершении Реконкисты, с кон. 15 в., – арабо-мусульман Сев. Африки (за исключением Египта), преим. горожан.
3) Арабский народ (арабы Мавритании, мавританцы; самоназвание – аль-бейдан, т. е. «белые люди»), осн. население Мавритании (2,7 млн. чел.; 2010, оценка) и Зап. Сахары (сахрави; 400 тыс. чел.). Живут также на юге Марокко (до 1 млн. чел.), севере Мали (360 тыс. чел.), в Сенегале (130 тыс. чел.), Гамбии (25 тыс. чел.) и др. Говорят на мавританском диалекте (хасания) магрибской группы диалектов араб. яз. Распространён также франц. яз. М. – мусульмане-сунниты.
В 1-й пол. 1-го тыс. Мавританию и Зап. Сахару заняли мигрировавшие с севера берберские племена (см. Берберы) гетулов и санхаджа, подчинившие себе местное население. В 11 в. санхаджийское племя лемтуна, приняв ислам, возглавило движение маликитов и создало гос-во Альморавидов. С 14–15 вв. на территорию Мавритании проникали арабы макиль – выходцы из Аравии (в т. ч. переселившиеся в 15–17 вв. из Марокко хасаны), ускорившие начавшийся в 11 в. процесс исламизации. В сер. 17 в. после долголетней борьбы часть берберов ушла за р. Сенегал, остальные подверглись арабизации, в результате которой сформировалась этническая общность мавров.
Занимаются кочевым скотоводством, в оазисах – земледелием. Сохраняется племенное деление (всего племён, или кабила, более 20: регейбат, улед, трарза, бракна, текна, адрар, имраген, исаркин и др.). Существуют замкнутые касты гриотов (иггиу) и ремесленников (маллемин). Основу социальной организации составляют эндогамные патрилиниджи и большесемейные общины. Практикуются ортокузенные браки, левират, полигиния. У кочевников сохраняется временная матрилокальность брачного поселения (до рождения первого ребёнка). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа; сиблинги обозначаются одним термином, содержащим общую корневую морфему. Дома сырцовые или каменные, с плоской крышей, глухими стенами и внутр. двориком. На западе распространена узорная каменная кладка. Мужчины носят широкие штаны с буфами, бубу, амулеты в кожаных футлярах на шее, женщины драпируются тканями, покрывают голову, носят много украшений, богатые – тяжёлые ножные браслеты.
Устное творчество. Музыка высших каст вокальная, исполняется гл. обр. группами женщин под аккомпанемент ударных для собств. развлечения; девушки из знатных семей практикуют сольные ночные любовные песни. Музыка низших каст – респонсорное пение, иногда под аккомпанемент флейт; исполняется на праздниках как сопровождение к танцам, по четвергам вечером в восхвалениях Пророка. Для сольного инструментального музицирования используют однострунный щипковый инструмент гамбра, однострунный смычковый рабаб, в качестве ударных инструментов – большую литавру табл, разл. идиофоны. Центр. место в традиц. устной культуре М. занимает иск-во гриотов (иггиу), их музыка (сольная вокальная, в сопровождении лютни тидинит или арфы ардин) основана на сложной канонизированной ладовой системе, связана с определёнными типами поэзии (восхваления Пророка, религ., воен., ностальгич. и др. стихи). Совр. репертуар иггиу – модернизиров. традиц. мелодии, песни ближневосточного происхождения и др.