Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОРДА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 575

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Родионов; Ияд Мохаммад, В. Н. Юнусова (устное творчество)

ИОРДА́НЦЫ, 1) на­се­ле­ние Иор­да­нии. 2) Иор­дан­ские ара­бы, осн. на­се­ле­ние Иор­да­нии. Чис­лен­ность 2,7 млн. чел. (2007, оцен­ка). Жи­вут так­же в ОАЭ (100 тыс. чел.), Си­рии (40 тыс. чел.), Ома­не (12 тыс. чел.), США (25 тыс. чел.). Го­во­рят на иор­дан­ском диа­лек­те араб. язы­ка. И. в осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты, до 3% – хри­стиа­не.

Архив БРЭ Иорданцы. Торговля украшениями. Петра.
Архив БРЭ Иорданцы-кочевники. Петра.

Тра­диц. за­ня­тия – па­шен­ное бо­гар­ное зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, яч­мень, че­че­ви­ца), са­до­вод­ст­во (цит­ру­со­вые, олив­ки), ого­род­ни­че­ст­во, ви­но­гра­дар­ст­во, у не­ко­то­рых пле­мён (бе­дуи­нов) – ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (ов­цы, ко­зы, верб­лю­ды). Раз­ви­то тка­че­ст­во (у ко­чев­ни­ков им за­ни­ма­ют­ся жен­щи­ны, у осед­лых – муж­чи­ны, в го­ро­дах – на­след­ст­вен­ная про­фес­сия), пле­те­ние, юве­лир­ное, ко­же­вен­ное де­ло. Жи­ли­ще осед­лых И. – гли­но­бит­ный, са­ман­ный, ре­же ка­мен­ный дом, ко­чев­ни­ков – ша­тёр из чёр­но­го или ко­рич­не­во­го козь­е­го во­ло­са. Оде­ж­да об­ще­араб­ско­го ти­па. Ха­рак­тер­ны жен­ские «двой­ные пла­тья» – св. 3 м в ши­ри­ну и до 2 м в дли­ну, с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми. Пи­ща – ка­ша из дроб­лё­ной пше­ни­цы (бур­гуль), яч­мен­ные и пше­нич­ные пре­сные ле­пёш­ки, ки­слое ко­зье мо­ло­ко, ове­чий сыр. У ко­чев­ни­ков и час­ти осед­лых И. со­хра­ня­ют­ся пле­ме­на: бе­ни ха­сан, бе­ни сахр, атыйя, ху­вей­тат, руа­ла, сир­хан и др. По­ли­ги­ния рас­про­стра­не­на не­зна­чи­тель­но.

Устное твор­че­ст­во. Клас­сич. му­зы­ка И. ос­но­ва­на на сис­те­ме ма­ка­ма. Тра­диц. му­зы­ка ко­чев­ни­ков – пре­им. во­каль­ная, в со­про­во­ж­де­нии смыч­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та (ра­баб) по­ют­ся касыды (касид, или са­мир; длин­ная пес­ня с хо­ро­вым реф­ре­ном, со­сто­ит из хва­лы про­ро­ку Му­хам­ме­ду, хва­лы хо­зяе­вам до­ма, лю­бов­ной пес­ни), по­хо­рон­ные пес­ни та­нау­их ис­пол­ня­ют­ся проф. пла­каль­щи­ца­ми. Фольк­лор бе­ду­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния (об­щий для ко­чев­ни­ков и осед­ло­го сель­ско­го на­се­ле­ния) вклю­ча­ет ка­ра­ван­ные пес­ни ху­да (в 3-доль­ном мет­ре) и худ­жей­ни (в 2-доль­ном мет­ре), длин­ные пес­ни-им­про­ви­за­ции шу­ру­ки. Фольк­лор осед­лых сель­ских жи­те­лей (от­сут­ст­вую­щий у ко­чев­ни­ков) пред­став­лен пес­ня­ми даль­о­на (со сво­бод­ной те­ма­ти­кой), зри­фат­туль (ли­рич.), ат­та­рау­ид (пес­ня по­след­не­го ве­че­ра пе­ред свадь­бой, со­про­вож­да­ла об­ряд ок­ра­ши­ва­ния рук же­ни­ха и не­вес­ты хной), ух­зу­джа (длин­ная пес­ня на нар. диа­лек­те). Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов: клас­сич. араб. лют­ня уд, лют­ня с длин­ной шей­кой бу­зук; аэ­ро­фо­ны – го­бой миз­мар, флей­ты най и муз­видж, во­лын­ка гер­бе, пар­ный клар­нет йар­гуль; буб­ны дафф (без под­ве­сок), рикк (с под­вес­ка­ми), тар (боль­шо­го раз­ме­ра, без под­ве­сок), ба­ра­ба­ны нак­ка­ра и таб­ла; пар­ный идио­фон – та­ре­лоч­ки фак­ка­шат (жен­ский ин­ст­ру­мент). У сель­ских и гор. жи­те­лей по­пу­ляр­ны тан­цы даб­ка (в муж­ских и жен­ских ва­ри­ан­тах). По­сле 1948 рас­про­стра­ни­лась му­зы­ка па­ле­стин­ских ара­бов. В ди­ас­по­рах со­хра­ни­лась тра­диц. муз. и тан­це­валь­ная куль­ту­ра ар­мян, че­чен­цев, ады­гов.

Лит.: Пер­шиц А. И. Хо­зяй­ст­во и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ский строй Се­вер­ной Ара­вии в XIX – пер­вой тре­ти XX в.: ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ские очер­ки. М., 1961; Lutfiyya A. M. Baytin. A Jordanian village. A study of social institutions and social change in a folk commu­nity. The Hague, 1966; Weir S. The Bedouin. L., 1990.

Вернуться к началу