МАРОККА́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРОККА́НЦЫ (самоназвание магариба – магрибинцы), 1) арабо-берберское население Марокко; 2) марокканские арабы, осн. население Марокко. Численность ок. 20 млн. чел. Живут также в др. странах Сев. Африки (Судан – св. 300 тыс. чел., Алжир – св. 200 тыс. чел. и др.), а также в Европе (Франция – св. 1 млн. чел., Испания – св. 500 тыс. чел., Нидерланды – св. 300 тыс. чел., Бельгия – св. 200 тыс. чел. и др.), США (33,4 тыс. выходцев из Марокко – 2000, перепись), Канаде (28,1 тыс. выходцев из Марокко – 2006, перепись). Общая численность св. 25 млн. чел. (2009, оценка). Говорят на диалектах магрибской группы араб. языка (в осн. – макильском, на севере и в городах – зап.-оседлом, на юге – хасания). Мусульмане-сунниты – в осн. маликитского, а также ханбалитского, шафиитского мазхабов, на юго-востоке – также хариджиты.
М. имеют чрезвычайно пёстрый этнич. состав. В их формировании участвовали местные берберские племена, арабы из Аравии, Сирии, Египта, Мавритании, негроидные группы из Зап. Судана (харратины, берберское гнауа), выходцы с Иберийского п-ова. Осн. традиц. занятие – пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо), выращивание цитрусовых, маслин, фруктов, овощей, пряностей. Свыше половины М. проживает в городах. Ок. 20% М., живущих в горах Эр-Риф и Атлас, – потомки кочевников, в осн. перешедших к оседлости под нажимом франц. колониальной администрации. Развиты мор. промыслы, гончарное (в т. ч. керамика с тиснёным узором, с ангобом и чёрной росписью, полихромная) и кожевенное (в т. ч. золотое тиснение по коже марокенри) ремёсла, резьба и инкрустация по дереву, обработка металла, изготовление узорных шёлковых тканей, ковров (Рабат, Марракеш и др.), плетение и др. В сельских поселениях (карья, дуар, тигремт) дома из обожжённого кирпича, глинобитные и каменные, местами – круглые на глинобитной платформе с камышовыми, обмазанными глиной, стенами (нуала). В городах 1–2-этажные дома (дар) имеют внутр. дворики с фонтаном, окружённые галереями; гл. комната в доме обычно Т-образная в плане. Дома украшены изразцами (зиллидж), резьбой по камню, дереву и стуку, росписью по фасаду; распространены аркады и каменная резьба в стиле исп. платереско (Рабат, Сал), характерны миниатюрные балконы-мишрабы, ажурные решётки на окнах, в интерьере – резные потолки, полуциркульные и стрельчатые арки. Традиц. одежда – длинная рубаха (гандура) с короткими рукавами, рубаха с длинными рукавами и капюшоном (джеллаба), шерстяной плащ (бурнус, селхам); у женщин – верхняя распашная одежда, богато расшитая, из шёлка или бархата (кафтан); на голове мужчины носят феску (тарбуш) или тюрбан (эрраза), женщины – хиджаб. Обувь – туфли без задника (бабуши), сандалии (наиль). Для марок. кухни типично обильное использование пряностей, лимонного сока, приправ из солёного лимона, сушёных фруктов, маслин, морепродуктов и т. п.; из мяса популярны баранина и курятина. Характерные блюда: кускус, мясо и овощи, тушенные в глиняной посуде (таджин); сладкий слоёный пирог с мясом (пастила); во время Рамадана и по семейным праздникам готовят густой овощной суп с мясом (харира) и халву. Трапеза завершается сладким зелёным чаем с мятой (атай-нана); его готовит старший в семье мужчина.
У кочевников племена (араб. кбила, рифско-берберское такбилт, сев.-берберское дхакбитш) складываются в конфедерации и делятся на патрилинейные роды и линиджи (игхс – кость), сублиниджи и большие семьи. У берберов Атласа выделяются группы общинников (имазигн), религ. лидеров (игуррамн – «святые») и эндогамные группы ремесленников (икблийн). Практикуется патрилатеральный ортокузенный брак. Распространён институт приданого (сдак). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Сиблинги обозначаются общим термином, снабжённым показателями пола.
Для устного творчества характерен песенно-танцевальный жанр шийхат (в мужском и женском вариантах). Исполнение шийхата сопровождается небольшим мужским инструментальным ансамблем в составе: кеманча (часто заменяется на европ. скрипку или альт; играют сидя, держа инструмент вертикально на колене), щипковый лютневидный гуинбри, большой бубен бендир (араб.; берберское – аллун). Певицы-танцовщицы шийхат могут играть на небольшом продолговатом бубне тариджа (корпус такого бубна делается из глины), перемежая свои вокальные фразы во время танца полиритмическими интерлюдиями.