ПЛАТЕРЕ́СКО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАТЕРЕ́СКО (исп. plateresco, от platero – ювелир), стилевое направление в архитектуре Испании 1-й пол. 16 в. Впервые термин «П.» употребил исп. историк Ортис де Суньига (17 в.) для описания декора здания Аюнтамьенто в Севилье; в совр. понимании используется только с 18 в. П. соответствует первому этапу в развитии зодчества исп. Возрождения; его характерной чертой является тесное слияние ордера, декора в виде гротесков с готич. и ренессансными конструктивными формами. В своём развитии П. прошло две стадии. 1-я стадия (с нач. 16 в. до 1520–1525), получившая назв. декоративного (или готич.) П., характеризуется сохранением старой структуры перекрытий (своды стрельчатых очертаний или артесонадо – наборные потолки) и использованием для украшения фасадов композиций типа ретабло, в которых отд. ордерные формы и геральдич. символы погружены в обильную декорацию, составленную из гротесков. Постройки 2-й стадии (до 1560-х гг.) – т. н. строгого (или ренессансного) П. – отличаются ясной ордерной структурой фасадов с минимумом гротесков, а также введением конструктивных новшеств в духе итал. Возрождения (в частности, крестовые нервюрные своды заменяются на полуциркульные). Осн. постройки в стиле П.: в Саламанке – здание ун-та (1411–1533), фасад Нового собора (начат в 1512), мон. Сан-Эстебан (1524–1610, архитекторы Хуан де Алава, Педро де Ибарра), фасад и двор мон. Лас-Дуэньяс (ок. 1533), дворец герцогов Монтеррей (1539–66), а также фасад коллегиума Сан-Ильдефонсо в Алькала-де-Энарес (1537–53, все – арх. Р. Хиль де Онтаньон), Ратуша в Севилье (ок. 1527–34, арх. Д. де Рианьо), церковь мон. Сан-Херонимо в Гранаде (1504–43, арх. Якобо Флорентино, с 1525 – Д. де Силоэ), «Золотая лестница» в кафедральном соборе в Бургосе (1519–23, арх. де Силоэ), капелла Спасителя в Убеде (1540–59, архитекторы де Силоэ, А. де Вандельвира), гл. фасад и двор алькасара в Толедо (начат в 1545, арх. А. де Коваррубиас). Традиции П. получили оригинальное развитие в исп. колониях Лат. Америки.
В 19 в., в эпоху эклектизма в Испании, интерес к возрождению нац. худож. традиции породил своеобразную интерпретацию П., получившую назв. «стиль Монтеррей» (по назв. дворца Монтеррей в Саламанке, арх. Р. Хиль де Онтаньон, строительство начато в 1539) или неоплатереско.