Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕГИПТЯ́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 613-614

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Родионов; Г. В. Дзибель (социальная структура)
Египтяне. Фото В. А. Снатенкова

ЕГИПТЯ́НЕ, 1) на­се­ле­ние Егип­та. 2) Еги­пет­ские ара­бы, араб­ский на­род, со­став­ля­ют осн. на­се­ле­ние Егип­та. Чис­лен­ность ок. 62 млн. чел. (2007, оцен­ка). Ок. 2,5 млн. чел. жи­вут в др. араб. стра­нах, в т. ч. при­мер­но по 0,5 млн. чел. – в Ира­ке, Су­да­не, Ли­вии и Сау­дов­ской Ара­вии, ок. 180 тыс. чел. – в ОАЭ. Ок. 250 тыс. чел. жи­вут в США. Го­во­рят на раз­го­вор­ном араб. яз., раз­ли­ча­ют­ся близ­кие друг к дру­гу ниж­не­еги­пет­ские (мас­ри), сред­не- и верх­не­еги­пет­ские (саи­ди) диа­лек­ты. Боль­шин­ст­во Е. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты; есть пра­во­слав­ные, ка­то­ли­ки, униа­ты, про­тес­тан­ты и т. д.

Пожилая египтянка. Фото В. А. Снатенкова

Е. сло­жи­лись на ос­но­ве сме­ше­ния ара­бов с ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем – коп­та­ми, бер­бе­ра­ми, ну­бий­ца­ми и др. Ко­че­вые пле­ме­на из Ара­вии про­ни­ка­ли в Еги­пет ещё в 1-м тыс. до н. э. С араб­ски­ми за­вое­ва­ния­ми 7 в. на­ча­лось рас­про­стра­не­ние ис­ла­ма, а так­же ара­би­за­ция, за­вер­шив­шая­ся в осн. к 14 в. Око­ло по­ло­ви­ны Е. – зем­ле­дель­цы-фел­ла­хи, тра­диц. за­ня­тия и бы­то­вая куль­ту­ра ко­то­рых вос­хо­дят к эпо­хе фа­рао­нов (см. Еги­пет Древ­ний). Зем­ле­де­лие раз­ви­ва­ет­ся в до­ли­не и дель­те Ни­ла и оа­зи­сах. Вы­ра­щи­ва­ют­ся пше­ни­ца, про­со, фи­ни­ко­вая паль­ма, че­че­ви­ца, бо­бы, лю­цер­на, лён, хло­пок, бах­че­вые и са­до­вые куль­ту­ры. Раз­во­дят од­но­гор­бых верб­лю­дов-дро­ме­да­ров, коз, овец, буй­во­лов, ос­лов. Ок. 100 тыс. Е. – по­лу­осед­лые ско­то­во­ды-бе­дуи­ны, жи­вут в осн. на Си­най­ском п-ове и по краю Ли­вий­ской и Ара­вий­ской пус­тынь, со­хра­ня­ют пле­мен­ное де­ле­ние, од­на­ко пле­мен­ной фак­тор не иг­ра­ет су­ще­ст­вен­ной ро­ли в егип. об­ще­ст­ве. Раз­ви­ты куз­нечное, гон­чар­ное, юве­лир­ное, ткац­кое ре­мёс­ла, из­го­тов­ле­ние мед­ной ут­ва­ри, резь­ба по де­ре­ву, об­ра­бот­ка ко­жи (в т. ч. верб­люжь­ей и кро­ко­ди­ло­вой) и па­пи­ру­са.

Боль­ше по­ло­ви­ны Е. жи­вут в го­ро­дах. Гор. жи­ли­ще сре­ди­зем­но­мор­ско­го ти­па с внутр. дво­ри­ком, раз­де­ле­ни­ем на муж­скую и жен­скую по­ло­ви­ны, ароч­ны­ми лод­жия­ми и га­ле­рея­ми, узор­ча­ты­ми де­рев. ре­шёт­ка­ми бал­ко­нов (маш­ра­бия); ниж­ний этаж – из кам­ня или обож­жён­но­го кир­пи­ча, верх­ний – из кам­ня или гли­ны на де­рев. кар­ка­се. Сель­ское жи­ли­ще из сыр­цо­во­го кир­пи­ча, об­ма­зан­но­го илом или из­ве­стью; фун­да­мент – из би­то­го обож­жён­но­го кир­пи­ча или щеб­ня. Бед­ные до­ма име­ют од­ну ком­на­ту с зем­ля­ным по­лом и жа­ров­ней, ино­гда там же дер­жат скот; в до­мах за­жи­точ­ных кре­сть­ян – две-три не­боль­шие ком­на­ты. Де­рев­ни час­то рас­по­ла­га­ют­ся на мес­те древ­не­го по­се­ле­ния, на дам­бе; об­са­же­ны фи­ни­ко­вы­ми паль­ма­ми; пред­став­ля­ют со­бой ско­п­ле­ние од­но­об­раз­ных по­стро­ек, с ме­че­тью или цер­ко­вью, гроб­ни­цей ме­ст­но­го пра­вед­ни­ка; ха­рак­тер­ны вы­со­кие гли­но­бит­ные, час­то бе­лё­ные, го­лу­бят­ни.

Муж­ская тра­диц. оде­ж­да, со­хра­нив­шая­ся в осн. в де­рев­нях, – длин­ная верх­няя обыч­но бе­лая или си­няя шер­стя­ная ру­ба­ха (га­ла­бея), под ко­то­рую на­де­ва­ют­ся ши­ро­кие ко­рот­кие шта­ны и бе­лая хлоп­ча­то­бу­маж­ная ру­баш­ка; но­сят так­же без­ру­кав­ку, на но­гах – туф­ли без зад­ни­ков, на го­ло­ве – ко­рич­не­вую фет­ро­вую ша­поч­ку (леб­да), на ко­то­рую по тор­же­ст­вен­ным слу­ча­ям на­ма­ты­ва­ет­ся бе­лый тюр­бан. Жен­щи­ны но­сят тра­диц. чёр­ные, ре­же цвет­ные пла­тья с ши­ро­ки­ми длин­ны­ми ру­ка­ва­ми, пе­ре­поя­сан­ные под гру­дью, ши­ро­кие шта­ны, го­лов­ной пла­ток; зо­ло­тые, у бе­дуи­нов ча­ще се­реб­ря­ные, коль­ца, серь­ги, брас­ле­ты. В го­ро­дах гл. обр. но­сят ев­ро­пей­скую оде­ж­ду.

По­все­днев­ная пи­ща – ку­ку­руз­ные и пше­нич­ные ле­пёш­ки, ва­рё­ные бо­бы (фуль), че­че­вич­ная по­хлёб­ка, рис, ово­щи, зе­лень, фи­ни­ки, са­хар­ный тро­ст­ник, из­ред­ка мя­со (ку­ры, го­лу­би, ба­ра­ни­на) и ры­ба, из на­пит­ков – чай, ко­фе, у не­му­суль­ман так­же пи­во и ви­но­град­ное ви­но. Тра­диц. празд­нич­ные блю­да – таа­мийя (фри­ка­дель­ки из бо­бов с зе­ле­нью и кун­жут­ной пас­той), ба­ба га­нуг (пю­ре из пе­чё­ных бак­ла­жа­нов), му­лу­хийя (по­хлёб­ка из ли­сть­ев од­но­имён­но­го кус­тар­ни­ка), фат­та­суп (из па­ни­ро­ван­ных те­лячь­их или ба­рань­их но­жек), пе­чё­ная ры­ба, плов.

Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция – рас­ши­рен­ные (a’ila) и ма­лые (usra) пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (с нач. 20 в. в го­ро­дах рас­ши­рен­ные се­мьи ста­ли при­хо­дить в упа­док), пат­ри­ли­нид­жи (пос­ле бра­ка жен­щи­на ос­та­ёт­ся чле­ном от­цов­ско­го пат­ри­ли­ни­джа: она поль­зу­ет­ся под­держ­кой от­ца и бра­ть­ев, со­хра­ня­ет свою до­лю на­сле­до­ва­ния и обя­за­на под­дер­жи­вать свой род­ной пат­ри­ли­нидж в слу­чае меж­до­усоб­ной роз­ни). С сер. 20 в. до­ля ку­зен­ных бра­ков (в осн. пат­ри­ла­те­раль­ных ор­то­ку­зен­ных) сре­ди гор. на­се­ле­ния умень­ша­ет­ся, в сель­ской ме­ст­но­сти она и ны­не пре­вы­ша­ет 50%. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва араб­ская. Рас­про­ст­ра­не­на тек­но­ни­мия. Как и у др. ара­бов, де­ти не­ред­ко об­ра­ща­ют­ся к ро­ди­те­лям, ис­поль­зуя тер­ми­ны «сын» и «дочь», тог­да как ро­ди­те­ли на­зы­ва­ют де­тей «отец» и «мать» (в т. ч. сре­ди ан­гло­языч­ных аме­ри­кан­цев егип. про­ис­хож­де­ния).

Фольк­лор – по­эзия на раз­го­вор­ном язы­ке и эпич. по­эмы о древ­них ге­ро­ях, про­за­ич. «на­род­ные ро­ма­ны» (напр., про Ис­кан­де­ра – Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го), ко­то­рые чи­та­ют­ся в ко­фей­нях на­ря­ду со сказ­ка­ми цик­ла «Араб­ские но­чи» («1001 ночь»); пес­ни и тан­цы в со­про­вож­де­нии ор­ке­ст­ра, в со­став ко­то­ро­го вхо­дят ба­ра­ба­ны (табль, с ке­ра­мич. кор­пу­сом – да­ра­бу­ка), ду­хо­вые языч­ко­вые (зум­ма­ра, миз­мар) и струн­ные щип­ко­вые (ур­гуль, са­ла­мийя, ре­баб) ин­ст­ру­мен­ты. В на­род­ном луб­ке («на­род­ная кар­тин­ка»), тка­че­ст­ве и ря­де др. ре­мё­сел со­хра­ня­ют­ся тра­диц. изо­бра­зит. сю­же­ты и ор­на­мен­ты.

Лит.: Ай­ру А. Фел­ла­хи Егип­та. М., 1954; Лэйн Э. У. Нра­вы и обы­чаи егип­тян в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. М., 1982; Abu-Lughod L. Veiled sentiments: honor and poetry in a be­douin society. Cairo, 1987; Араб­ская Рес­пуб­ли­ка Еги­пет. Спра­воч­ник. М., 1990; Am­mar H. Growing up in an Egyptian village. 3rd ed. L.; N. Y., 1998; Ва­силь­ев А. М. Еги­пет и егип­тя­не. 2-е изд. М., 2000; Ко­би­ща­нов Т. Ю. Хри­сти­ан­ские об­щи­ны в ара­бо-ос­ман­ском ми­ре (XVII – пер­вая треть XIX в.). М., 2003.

Вернуться к началу