Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АССИРИ́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 376-377

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Михайлов, А. А. Шайкин

АССИРИ́ЙЦЫ (си­рий­цы, ай­со­ры; са­мо­на­зва­ния вос­точ­ных А. – ату­рая, су­рая, за­пад­ных – сурь­ян), эт­нич. общ­ность на Ближ­нем Вос­то­ке. Де­лят­ся на вост. А. (тра­ди­ци­он­но про­жи­ва­ли в Ира­не, Сев. Ира­ке, к ним так­же от­но­си­лись вы­ход­цы из Сев. Тур­ции, в т. ч. А. быв. СССР) и зап. А. (Си­рия, Юж. Тур­ция). Чис­лен­ность в Ира­не 34 тыс. чел. (2000, оцен­ка), Ира­ке 506 тыс. чел., Тур­ции 65 тыс. чел., Си­рии 84 тыс. чел. Жи­вут так­же в Ли­ва­не (34 тыс. чел.), Па­ле­сти­не (4 тыс. чел.), Из­раи­ле (0,5 тыс. чел.), Ку­вей­те (4 тыс. чел.), Гру­зии (6,2 тыс. чел.), Ар­ме­нии (3,4 тыс. чел.), Азер­бай­джа­не (1,3 тыс. чел.), Рос­сии [13,7 тыс. чел., в т. ч. в Мо­ск­ве 2,7 тыс. чел. (по оце­ноч­ным дан­ным – не ме­нее 10 тыс. чел.), С.-Пе­тер­бур­ге 0,5 тыс. чел., Крас­но­дар­ском крае 3,8 тыс. чел., Рос­тов­ской обл. 2 тыс. чел., Став­ро­поль­ском крае 0,9 тыс. чел.; 2002, пе­ре­пись], США (58 тыс. чел.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (8 тыс. чел.), Шве­ции (10 тыс. чел.), Фран­ции (3,5 тыс. чел.) и др. Об­щая чис­лен­ность, по раз­ным оцен­кам, от 450 тыс. до 3 млн. чел. Го­ворят на язы­ках зап., центр. (зап. А.) и вост. (вост. А.) групп но­во­ара­мей­ских язы­ков. Лит. ас­си­рий­ский, или но­во­си­рий­ский, язык на ос­но­ве ур­мий­ско­го язы­ка; пись­мен­ность на ос­но­ве си­рий­ско­го пись­ма. Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки стран про­жи­ва­ния.

Вост. А. – при­вер­жен­цы Ас­си­рий­ской церк­ви Вос­то­ка, за­п. А. – Си­ри­як­ской пра­во­слав­ной церк­ви (см. Си­рий­ские церк­ви). У обе­их групп воз­ник­ли па­рал­лель­ные уни­ат­ские вет­ви: у вост. А. в 1550-е гг.– при­вер­жен­цы Хал­дей­ской ка­то­ли­че­ской церк­ви, или хал­деи (кял­да­ная), у зап. А. в 18 в. – си­ро-ка­то­ли­ки, в 19 в. сре­ди А. поя­ви­лись так­же ка­то­ли­ки ла­тин­ско­го об­ря­да и про­тес­тан­ты, в Рос­сии А. по­се­ща­ют пра­во­слав­ные церк­ви.

А. воз­во­дят се­бя к ара­ме­ям, счи­та­ют се­бя по­том­ка­ми древ­них ас­си­рий­цев. В 1 в. (во вре­мя пра­ви­те­ля Ос­рое­ны Аб­га­ра V) сре­ди них рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во. В сред­ние ве­ка в ру­ках А. со­сре­до­то­чи­лась тран­зит­ная тор­гов­ля и хри­сти­ан­ская мис­сия за Ев­фра­том, ими соз­да­на хри­сти­ан­ская си­рий­ская ли­те­ра­ту­ра. Бла­го­да­ря А. со­хра­ни­лись мн. со­чи­не­ния ан­тич. ав­то­ров. В 14 в. за от­каз при­нять ис­лам б. ч. А. бы­ла унич­то­же­на Ти­му­ром, уце­лев­шие ук­ры­лись в го­рах Кур­ди­ста­на и бе­жа­ли на Кипр. С 15 в. до 1974 свет­ским и ду­хов­ным гла­вой вост. А. был пат­ри­арх из ро­да Мар Ши­му­нов, ти­тул ко­то­ро­го пе­ре­да­вал­ся от дя­ди к пле­мян­ни­ку. К нач. 20 в. пле­ме­на А. Сев. Тур­ции под­раз­де­ля­лись на не­за­ви­си­мые, или аши­рет­ные, пле­ме­на (диз­ная – в ма­лик­ст­ве Диз, баз­ная – в ма­лик­ст­ве Баз, верх­ние и ниж­ние тья­рая – в ма­лик­ст­ве Тья­ри, тхум­ная – в ма­лик­ст­ве Тхума, боль­шие и ма­лые джиль­вая – в ма­лик­ст­ве Джи­лу); по­лу­не­за­ви­си­мые (тал­ная – в ма­лик­ст­ве Тал, чал­ная – в ма­лик­ст­ве Чал, ли­ви­ная – в ма­лик­ст­ве Ле­вин, бар­вар­ная – в ма­лик­ст­ве Бар­вар и др.), за­ви­сев­шие бо­лее от аши­рет­ных ма­ли­ков, не­же­ли от ту­рок; за­ви­си­мые А.-райя, жив­шие на рав­ни­не и на­хо­див­шие­ся в под­чи­не­нии ос­ман­ских вла­стей (гя­вар­ная – в ма­лик­ст­ве Гя­вар, аль­бак­ная – в ма­лик­ст­ве Аль­бак и др.). Ос­тат­ки пле­мен­но­го де­ле­ния про­сле­жи­ва­ют­ся у вост. А. до сих пор. Иран­ские А., жив­шие в р-нах Ур­мия (ур­миж­ная) и Сал­мас (сал­мас­ная), не зна­ли пле­мен­но­го де­ле­ния, по по­ло­же­нию при­бли­жа­лись к за­ви­си­мым А. Ос­ман­ской им­пе­рии. Вслед­ст­вие пре­сле­до­ва­ний А. в Ос­ман­ской им­пе­рии в 19 – 1-й четв. 20 вв. об­ра­зо­ва­лась об­шир­ная ди­ас­по­ра. На тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии, пре­им. в За­кав­ка­зье, А. се­лят­ся с 1828 и осо­бен­но в 1914–18, по­сле не­удач­но­го ан­ти­ос­ман­ско­го вос­ста­ния в Тур­ции и по­сле­до­вав­ше­го за ним ге­но­ци­да. В 1924–37 дей­ст­во­вал Все­рос­сий­ский со­юз ас­си­рий­цев.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Зап. Азии. В мес­тах тра­диц. про­жива­ния и в За­кав­ка­зье за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем и са­до­вод­ст­вом (пре­им. на рав­ни­не) и ско­то­вод­ст­вом (пре­им. в го­рах). В Рос­сии су­ще­ст­ву­ет ас­си­рий­ское с. Ур­мия в Крас­но­дар­ском крае (1 тыс. чел.). Известен бо­га­тый фольк­лор (сказ­ки, по­го­вор­ки, про­ро­че­ст­ва). Боль­шин­ст­во А. ди­ас­по­ры жи­вут в го­ро­дах. В Рос­сии за­ня­ты гл. обр. мел­кой тор­гов­лей (вы­ход­цы из Ира­на), ре­мон­том и чи­ст­кой обу­ви (вы­ход­цы из Тур­ции), в Гру­зии тра­ди­ци­он­но работают в строи­тель­ст­ве. Сре­ди совр. А.– пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции, сред­не­го биз­не­са. Су­ще­ст­ву­ют ме­ж­ду­нар. об­ществ. ор­га­ни­за­ции А., шко­лы с пре­по­да­ва­ни­ем ас­сир. яз., из­да­ют­ся га­зе­ты и жур­на­лы («Ме­со­по­та­мия», «Звез­да Ас­си­рии» и др.).

Лит.: Ма­ло­ма Я. Не­сто­риа­не и ок­руг Хек­ка­ри // Из­вес­тия Кав­каз­ско­го от­де­ла Им­пе­ра­тор­ско­го Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го об­ще­ст­ва. Тиф­лис, 1873–1874. Т. 2; Ма­ев­ский В. Не­сто­риа­не Ван­ско­го ви­лай­е­та // Из­вес­тия шта­ба Кав­каз­ско­го во­ен­но­го ок­ру­га. Тиф­лис, 1913. № 35–36; Ве­гин С. В вер­ховь­ях Ти­гра. М.; Л., 1929; Пи­гу­лев­ская Н. В. Куль­ту­ра си­рий­цев в сред­ние ве­ка. М., 1979; Мат­ве­ев А. К., Мат­ве­ев К. П. Ас­си­рий­цы: Ис­то­рия и эт­но­гра­фия ас­си­рий­цев. М., 1990; Ас­си­рий­цы: Фольк­лор. М., 1990–1992. Кн. 1–2.

Вернуться к началу