Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИРИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 269

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. А. Али-заде

СИРИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на си­рий­ском язы­ке. Раз­ви­ва­лась во 2 – нач. 14 вв. на тер­ри­то­рии Си­рии. До 7 в. гос­под­ство­ва­ла пре­им. ре­лиг. по­эзия; её осн. фор­мы: бо­го­слов­ские про­из­ве­де­ния по­ле­мич. ха­рак­те­ра (мад­ра­ша); сбор­ни­ки, со­дер­жав­шие от­рыв­ки гим­нов (теб­ра­та); сти­хо­тво­ре­ния, вы­дер­жан­ные в стро­гой мет­ри­ке (со­ги­та); про­по­ве­ди (мем­ре); сти­хо­тво­ре­ния-мо­лит­вы (бау­та); ли­тур­гич. ода (теш­бох­та). Ос­но­во­по­лож­ни­ком хри­сти­ан­ской по­эзии в С. л. стал по­сле­до­ва­тель гно­сти­циз­ма Бар­де­сан (2–3 вв.), ав­тор ре­лиг. гим­нов, на­пи­сан­ных в под­ра­жа­ние псал­мам, а так­же ис­то­рич. и фи­лос. трак­та­тов. Из­вест­ность сни­ска­ло твор­че­ст­во Гар­мо­ния (сы­на Бар­де­са­на), а так­же Ас­ва­ны. Вы­даю­щий­ся па­мят­ник С. л. – ди­дак­тич. «Пись­мо Ма­ры бар Се­ра­пио­на» сы­ну Се­ра­пио­ну (не позд­нее 3 в.), на­став­ляв­шее в жи­тей­ской муд­ро­сти. Зна­чит. влия­ние на вос­точ­но­хри­сти­ан­скую сло­вес­ность ока­за­ли со­чи­не­ния Еф­ре­ма Си­ри­на. В кон. 4 – нач. 5 вв. про­сла­ви­лись свои­ми по­этич. про­из­ве­де­ния­ми Ки­рил­лио­на, а так­же Ба­лай, раз­ви­вав­ший вет­хо­за­вет­ную те­ма­ти­ку. Лит. на­сле­дие Исаа­ка Ан­ти­охий­ско­го вклю­ча­ет в осн. сти­хотв. про­по­ве­ди. Яр­кий пред­ста­ви­тель 2-й пол. 5 в. – по­эт Нар­сай, про­зван­ный «ар­фой свя­то­го ду­ха»; его 360 ре­чей в сти­хах, рас­по­ложен­ных в 12 то­мах в со­от­вет­ст­вии с ме­ся­ца­ми го­да, поль­зо­ва­лись боль­шой по­пу­ляр­но­стью сре­ди об­ра­зо­ван­ных хри­сти­ан. Иа­ков Се­руг­ский по­лу­чил из­вест­ность как ав­тор мем­ре, его со­ги­та о Каи­не и Аве­ле – од­на из вер­шин сир. по­эзии. К 5–6 вв. от­но­сит­ся за­ро­ж­де­ние про­зы, ма­те­риа­лом ко­то­рой слу­жи­ли биб­лей­ские, ис­то­рич., жи­тий­ные сю­же­ты. Ши­ро­кую из­вест­ность об­ре­ли «По­весть о Ев­фи­мии» (ано­ним­ное по­ве­ст­во­ва­ние на бы­то­вые те­мы с аван­тюр­ным сю­же­том) и «Ле­ген­да о се­ми от­ро­ках эфес­ских»; не­ко­то­рые мо­ти­вы этих про­из­ве­де­ний об­на­ру­жи­ва­ют­ся в Ко­ра­не, а так­же в ев­роп. сло­вес­но­сти. Зна­чит. роль в раз­ви­тии С. л. сыг­ра­ли пе­ре­во­ды, не толь­ко по­слу­жив­шие важ­ней­ши­ми ис­точ­ни­ка­ми зна­ний, но и со­хра­нив­шие тек­сты, ори­ги­на­лы ко­то­рых бы­ли ут­ра­че­ны. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем ста­ли пе­ре­во­ды Биб­лии (Пе­шит­та), от­рыв­ков из «Ка­ли­лы и Дим­ны» (6 в.), а так­же со­чи­не­ний Гоме­ра, Эзо­па, Ме­нан­д­ра, Гип­по­кра­та, Га­ле­на, Пла­то­на, Ари­сто­те­ля и др. В го­ды Омей­яд­ско­го ха­ли­фа­та (661–750; см. Омей­я­ды) про­ис­хо­ди­ла ара­би­за­ция и ис­ла­ми­за­ция на­се­ле­ния Си­рии, ши­роко рас­про­стра­нял­ся араб. яз. Вер­ши­ной позд­ней сир. про­зы ста­ла «Кни­га за­ни­ма­тель­ных ис­то­рий» (сер. 13 в., рус. пер. 1957) Гри­го­рия Ио­ан­на Абу-ль-Фа­рад­жа (Бар-Эб­рея), по­лу­чив­ше­го так­же из­вест­ность сво­ей по­эзи­ей. По­след­ний пред­ста­ви­тель С. л. – гим­но­граф Ав­ди­шо (ру­беж 13–14 вв.).

Лит.: Райт В. Крат­кий очерк ис­то­рии си­рий­ской ли­те­ра­ту­ры. СПб., 1902; Duval R. La littérature syriaque. 3 éd. P., 1907; Аве­рин­цев С. С. Гре­че­ская ли­те­ра­ту­ра и ближ­не­во­сточ­ная сло­вес­ность // Ти­по­ло­гия и взаи­мо­свя­зи ли­те­ра­тур древ­не­го ми­ра. М., 1971; Пай­ко­ва А. В. К во­про­су о воз­ник­но­ве­нии бел­лет­ри­сти­че­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния в си­рий­ской ли­те­ра­ту­ре // Па­ле­стин­ский сбор­ник. Л., 1971. Вып. 86; она же. По­весть об Ев­фи­мии и го­те (к во­про­су об оп­ре­де­ле­нии язы­ка ори­ги­на­ла) // Там же. Л., 1978. Вып. 89; Пи­гу­лев­ская Н. В. Куль­ту­ра си­рий­цев в сред­ние ве­ка. М., 1979.

Вернуться к началу