Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛАГОДА́ТНЫЙ ОГО́НЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 578

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БЛАГОДА́ТНЫЙ ОГО́НЬ, чу­до со­ше­ст­вия ог­ня в хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Ие­ру­са­ли­ме в Ве­ли­кую суб­бо­ту, в ка­нун пра­во­слав­ной Пас­хи.

Од­ни из са­мых ран­них упо­ми­на­ний о со­ше­ст­вии Б. О. в ка­нун Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва встре­ча­ют­ся у свя­тых Гри­го­рия Нис­ско­го, Ев­се­вия Пам­фи­ла, Силь­вии Ак­ви­тан­ской и да­ти­ру­ют­ся 4 в. (при этом ука­зан­ные ав­то­ры упо­ми­на­ют и бо­лее ран­ние слу­чаи). По сви­де­тель­ст­ву свя­тых от­цов Церк­ви (Св. Гри­го­рий Нис­ский. Сло­во вто­рое о Вос­кре­сении; Прп. Ио­анн Да­ма­скин. Ок­то­их, Вос­крес­ный се­да­лен, глас 8), уже ап. Пётр, при­дя ко Гро­бу, уви­дел не толь­ко ум­ны­ми, но и те­лес­ны­ми оча­ми не­твар­ный Бо­же­ст­вен­ный свет, ос­ве­тив­ший Гроб Гос­по­день. Ев­се­вий Пам­фил в «Цер­ков­ной Ис­то­рии» (кн. 6:9, 1–3) сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что, ко­гда во время Ве­ли­кой пас­халь­ной все­нощ­ной не хва­ти­ло лам­пад­но­го мас­ла, пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский Нар­цисс I (185–213) бла­го­сло­вил слу­жи­те­лей, ве­дав­ших ос­ве­ще­ни­ем хра­ма, на­лить в лам­па­ды во­ды из Си­ло­ам­ской ку­пе­ли; эта во­да при­об­ре­ла свой­ст­ва мас­ла, и со­шед­ший с не­ба огонь воз­жёг лам­па­ды, ко­то­рые го­ре­ли за­тем в про­дол­же­ние всей пас­халь­ной служ­бы. О Б. О. сви­де­тель­ст­ву­ют и мн. му­сульм. ав­то­ры [Ах­мед ибн аль-Касс (ум. до 946), Ма­су­ди (ум. ок. 956–957), аль-Би­ру­ни (ум. в 1048), Ибн аль-Ка­ла­ни­си (ум. ок. 1160 или 1162), Али аль-Хе­ре­ви (ум. ок. 1191), аль-Джау­ба­ри (ум. до 1242), аль-Каз­ви­ни (ум. ок. 1283) и др.], хо­тя мно­гие из них от­зы­ва­лись о про­ис­хо­див­шем весь­ма кри­ти­че­ски, по­ла­гая, что всё это бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но слу­жи­те­ля­ми хра­ма [напр., араб. ав­тор аль-Джа­хиз (ум. ок. 869)] и име­ет скры­тые ру­ко­твор­ные ис­точ­ни­ки (напр., Ибн аль-Ка­ла­ни­си, аль-Джау­ба­ри и др.).

Ли­та­ния Б. О. на­чи­на­ет­ся за су­тки до на­ча­ла пра­во­слав­ной Пас­хи. В Ку­вук­лии (ча­сов­не над Гро­бом Гос­под­ним), на се­ре­ди­не ло­жа Жи­во­нос­но­го Гро­ба, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся лам­па­да, на­пол­нен­ная мас­лом, но не за­жжён­ная. По все­му ложу рас­кла­ды­ва­ют­ся ку­соч­ки ва­ты, а по кра­ям про­кла­ды­ва­ет­ся лен­та. При­го­тов­лен­ная та­ким об­ра­зом Ку­вук­лия по­сле ос­мот­ра её из­ра­иль­ской по­ли­ци­ей за­кры­ва­ет­ся и опе­ча­ты­ва­ет­ся ключ­ни­ком хра­ма (му­суль­ма­ни­ном). Че­рез 20–30 мин по­сле опе­ча­ты­ва­ния Ку­вук­лии в храм вбе­га­ет пра­во­слав­ная араб. мо­ло­дёжь; мо­ло­дые лю­ди, по тра­ди­ции, си­дя на пле­чах друг у дру­га, про­сят Гос­по­да о да­ро­ва­нии пра­во­слав­ным Б. О. За­тем в храм вхо­дит про­цес­сия, со­стоя­щая из ие­рар­хов празд­ную­щих Пас­ху хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. В кон­це про­цес­сии идёт пра­во­слав­ный пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский в со­про­во­ж­де­нии свя­щен­но­слу­жи­те­лей. В кре­ст­ном хо­де про­цес­сия об­хо­дит все на­хо­дя­щие­ся в про­стран­ст­ве хра­ма па­мят­ные мес­та: ме­сто, где Хри­ста по­би­ва­ли рим. ле­гио­не­ры; Гол­го­фу, где Его рас­пя­ли; ка­мень ми­ро­по­ма­за­ния, на ко­то­ром те­ло Хри­ста го­то­ви­ли к по­гре­бе­нию. Про­цес­сия под­хо­дит к Ку­вук­лии и три­ж­ды об­хо­дит её. По­сле это­го пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский ос­та­нав­ли­ва­ет­ся на­про­тив вхо­да в Ку­вук­лию, его ра­зо­бла­ча­ют от риз, и он ос­та­ёт­ся в од­ном по­лот­ня­ном под­ряс­ни­ке, что­бы бы­ло вид­но, что он не про­но­сит с со­бой в пе­ще­ру Гро­ба Гос­под­ня пред­ме­тов, спо­соб­ных за­жечь огонь. Во вре­ме­на гос­под­ства ту­рок обыск пат­ри­ар­ха осу­ще­ст­в­лял­ся тур. яны­ча­ра­ми, в на­стоя­щее вре­мя это де­ла­ют из­ра­иль­ские по­ли­цей­ские. Под­риз­ни­чий вно­сит в пе­ще­ру Гро­ба Гос­под­ня боль­шую лам­па­ду, в ко­то­рой дол­жен раз­го­реть­ся глав­ный огонь, и 33 све­чи, по чис­лу лет земной жиз­ни Ии­су­са Хри­ста. За­тем пат­ри­арх вхо­дит в пе­ще­ру Гро­ба Гос­под­ня. Ку­вук­лию за­пе­ча­ты­ва­ют сна­ру­жи боль­шим кус­ком вос­ка и на­ла­га­ют на дверь крас­ную лен­ту. В это вре­мя в хра­ме вы­клю­ча­ет­ся свет и на­сту­па­ет ожи­да­ние. Тра­ди­ция Ие­ру­са­лим­ской церк­ви гла­сит, что тот день, ко­гда Б. О. не сой­дёт, бу­дет по­след­ним для лю­дей, на­хо­дя­щих­ся в хра­ме, а сам храм бу­дет раз­рушен – с этим свя­за­на прак­ти­ка при­ча­ще­ния мо­ля­щих­ся в хра­ме пе­ред на­ча­лом ожи­да­ния. Мо­лит­ва и ожи­да­ние про­дол­жа­ют­ся до тех пор, по­ка не про­изой­дёт чу­до. В раз­ные го­ды – от не­сколь­ких ми­нут до мн. ча­сов.

Пе­ред со­ше­ст­ви­ем Б. О. про­стран­ст­во на­чи­на­ют ос­ве­щать све­то­вые бли­ки, ис­хо­дя­щие из раз­ных мест хра­ма, струя­щие­ся по его сте­нам и ко­лон­нам на пол, а так­же рас­про­стра­няю­щие­ся на пло­щадь пе­ред хра­мом. У мно­гих стоя­щих на пло­ща­ди не­про­из­воль­но за­жи­га­ют­ся све­чи, а в са­мом хра­ме – лам­па­ды по бо­кам Ку­вук­лии. В это вре­мя из неё вы­хо­дит пат­ри­арх, ко­то­рый рас­сы­ла­ет Б. О. со­брав­шим­ся.

Вернуться к началу