ГОЛГОФА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОЛГО́ФА (греч. Γολγοθᾶς, от евр. גולגולת – череп), скальный выступ, где, согласно Евангельскому повествованию (ср., напр., Мф. 27:33–38; Ин. 19:17–19), был распят Иисус Христос; получил наименование от обширного скалистого района, находившегося на окраине Иерусалима, первоначально вне черты города. Происхождение топонима Г. неясно: некоторые раннехристианские авторы (напр., Иероним Блаженный) полагали, что он происходит от названия места, где обезглавливали преступников.
Археологич. исследования, предпринятые в 1960–80-х гг., позволили существенно прояснить топографию района Г. Так, было установлено, что с 9–7 вв. до н. э. склон холма Гарив, к которому морфологически принадлежит Г., использовался как каменоломня. В 1 в. до н. э. карьер был заброшен, близлежащую местность выровняли грунтовой подсыпкой; затем на культивированной почве был разбит сад. Сад ограничивали скалы, сохранявшие с востока и юга связь со склоном холма; как показали исследования, на склонах могли производиться захоронения – с запада в скалах были высечены две гробницы, известные как гробница Спасителя и гробница Иосифа Аримафейского. Юж. выступ скал возвышался над садом в виде пика, будучи идентифицирован позднее как Голгофа.
Совр. местонахождение Г. в центре Старого города – результат перепланировки Иерусалима в рим. эпоху. В нач. 40-х гг. 1 в. н. э. Г. оказалась в черте гор. стен, построенных Иродом I Агриппой (41–44 н. э.). После разрушения Иерусалима рим. императорами Веспасианом и Адрианом новый рим. г. Элия Капитолина был возведён далее к северу, что обусловило нахождение Г. в центре новой рим. гор. планировки. При строительстве рим. города сад и прилегающие скалы вновь засыпаны грунтом, а на образовавшейся искусственной платформе возведён Капитолий с теменосом (священным храмовым участком). Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Г. гробница Спасителя была засыпана при строительстве языч. храма. Археологич. исследования позволяют локализовать на Г. небольшое святилище при храме Венеры.
Во 2-й пол. 320-х гг., благодаря работам, инициированным имп. Константином Великим и осуществлявшимся под контролем свт. Макария, еп. Иерусалимского (314–333), старые рим. постройки были снесены, благодаря чему с запада в скальной породе вновь были открыты 2 гробницы, а на юж. стороне выступил скальный массив Г. Тогда же было произведено отделение гробницы Христа от массива скалы с запада и севера. Топографич. изменения 1-й пол. 4 в. привели к тому, что Г. стала возвышаться обособленным утёсом на фоне стен первоначальной базилики Мартириум, будучи открытой с юж. и вост. сторон её внутр. двора. Вершина скалы могла служить для укрепления на ней распятий – так, на вершине скалы имеется углубление, трактуемое как место, где стоял Животворящий Крест. Однако свидетельства паломников ранее 11 в. об этом месте не упоминают, притом что наиболее ранние свидетельства (5–6 вв.) указывают на наличие лунки для креста у подножия горы Г. Подъём к вершине Г., возможно, осуществлялся по ступеням, вытесанным в скальной породе.
В 1-й пол. 7 в. при перестройке Храма Гроба Господня Г. была включена в объём храма. Над Г. возведена т. н. церковь Г., четырёхугольная в плане, соединённая с вост. стороны с базиликой Мартириум. После реконструкции, предпринятой в 11 в., и после перестроек в эпоху крестоносцев Г. приобрела форму, которая существенно не изменилась до настоящего времени. Для того чтобы соединить Г. с Храмом Гроба Господня в одну церковь, была возведена двухэтажная капелла. Благодаря этому, попадая в Храм Гроба Господня, можно было непрерывно двигаться от капеллы к капелле, всё более и более приближаясь к Г. Совр. вид Г. приобрела в результате восстановления Храма Гроба Господня после пожара 1808. Помимо наружной лестницы (в настоящее время практически не используется), ведущей в католич. часовню Совлечения одежд с улицы, на Г. ведут ещё две лестницы – правая, от дверей храма, и левая, от кафоликона. Сама церковь Г. разделена колоннами на 2 придела: православный (левый) и католический (правый). В православном приделе над местом, где, по преданию, был водружён Честной Крест, установлен беломраморный престол. Отверстие, где был поставлен Крест, обрамлено серебряным кругом. Справа и слева от престола в застеклённых проёмах видны серая каменная поверхность Г. и трещина, прошедшая сквозь всю скалу в результате землетрясения в момент крестной смерти Христа (Мф. 27:57). Археологич. исследования 1988 показали, что Г. в её нынешнем состоянии является скальным выступом, возвышающимся с вост. стороны на 12,7 м, с сев. стороны – на 8,9 м, с зап. стороны – на 5 м. Значит. часть Г. расположена над выработанным карьером и почти пуста изнутри.
На нижнем уровне, под православным престолом Г., находится т. н. часовня Главы Адамовой. Согласно преданию, прослеживающемуся с кон. 4 в., распятие Иисуса Христа произошло на месте погребения Адама. Мн. раннехристианские авторы – Епифаний Кипрский (ок. 315–403), Иероним Блаженный и др. – писали о том, что Христос своею кровью омыл и очистил кости праотца Адама; это же предание позволяло установить ряд коннотаций сакральной топографии Г. и мн. ветхозаветных сюжетов. В глубине часовни через стеклянное окно видна расселина, по которой, согласно традиции, струя крови Христа достигла черепа Адама. Археологически установлено, что при имп. Адриане углубление в скале Г., известное как «могила Адама» (или «пещера Адама»), было перекрыто кладкой и не могло служить местом поклонения во 2–3 вв. Раннехристианские граффити в ней также отсутствуют. В письм. источниках часовня Адама у подножия скалы Г., устроенная в расширенной «пещере Адама», упоминается лишь с 7 в.
Иконография Голгофы
Иконография Голгофы обширна, т. к. неразрывно связана с иконографией Распятия. Древнейшие изображения и символы Г. восходят к 4–5 вв. Мозаика 5 в. в ц. Санта-Пуденциана в Риме показывает Г. как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно изображение Г. в виде площадки, на которую с 2 сторон ведут ступени (на визант. монетах, паломнических ампулах, флягах и др.). Вероятно, это является отражением реального оформления Г. в Храме Гроба Господня, известного по описаниям паломников. В др. случаях Г. представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (напр., ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана).
В иконописи и книжной миниатюре Г. изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом. Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь, 9 в., ГИМ), иногда находящейся в пещере-разломе (Киевская Псалтирь, 1397, РНБ). В случаях, когда необходимо было изобразить три креста, Г. могла также иметь три вершины (Хлудовская Псалтирь). В поздней иконографии Г. с Адамовой головой часто служила символом смерти (напр., на надгробиях 18–20 вв.). В соответствии с апокрифич. сказаниями об Адамовой голове изображаются потоки крови из ран Христа, льющиеся на череп Адама (мозаика собора мон. Неа-Мони на о. Хиос, 1042–1056). Изображения Г. в визант. и др.-рус. памятниках часто сопровождаются буквенными аббревиатурами; в последних часто встречается надпись «М. Л. Р. Б.», означающая «место лобное рай бысть».
В европ. живописи, начиная с позднего Средневековья, распространена иконография Г. как обширного скалистого пейзажа, позволяющего разместить многочисл. персонажей из композиции на сюжет о Страстях Господних.