ИУДЕ́Я
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИУДЕ́Я, Йегуда (евр.), историч. область в Юж. Палестине. Назв. «И.» получила по имени племени Иуды, одного из евр. племён (см. Колена Израилевы), поселившихся на территории Палестины в кон. 2-го тыс. до н. э. После распада в кон. 10 в. до н. э. единого еврейского царства царей Давида и Соломона на территории племени Иуды сложилось Иудейское царство со столицей Иерусалим. После его разгрома Нововавилонской державой Иерусалимский храм и сам Иерусалим в 586 до н. э. (по др. хронологии, в 587) были разрушены.
В 539 до н. э. перс. царь Кир II завоевал Вавилон и издал указ, разрешающий иудеям вернуться в И. и восстановить Иерусалимский храм. Возвращение части иудеев на родину и постройка Второго храма не привели к восстановлению монархии, поскольку персы стремились создать в И. привилегиров. самоуправляющуюся храмовую общину – надёжную опору центр. власти. Окончательно эта община сформировалась в сер. 5 в. до н. э. под рук. приближённых перс. царя Артаксеркса I знатных иудеев Эзры и Неемии. Она была освобождена от царских налогов, получила собств. юрисдикцию и воен. организацию (ополчение). Иерусалим был обнесён оборонительной стеной. Во главе общинного самоуправления стояли первосвященник и должностные лица из жрецов, составлявших около половины полноправного населения, а также глав влиятельных иудейских родов. В экстренных случаях созывалось нар. собрание (кахал). На одном из них был подписан договор, обязывающий иудеев соблюдать субботу, делать приношения в храм и не вступать в смешанные браки. Эти установления были основаны на законах Пятикнижия, объявленного гражд. уложением иудеев. Они способствовали окончательному размежеванию иудеев с близкими к ним по своей религии и культуре самаритянами – потомками евреев, оставшихся на родине после гибели Израильского и Иудейского царств и смешавшихся с переселенцами из Месопотамии.
После вост. похода Александра Македонского И. стала частью его державы, а затем оказалась под властью эллинистич. правителей – сначала Птолемеев (301–200 до н. э.), затем Селевкидов (200–142). В Палестине появились эллинистич. полисы с населением из греков, македонян и эллинизованных сирийцев. В то же время немало иудеев переселились за её пределы, образовав евр. диаспору в эллинистич. мире. И. сохранила полуавтономный статус под рук. наследственного первосвященника и совета старейшин (герусии или синедриона), состоявшего из священников высшего ранга и самых влиятельных представителей светской знати. Крестьяне превратились в полузависимых царских земледельцев, обременённых многочисл. налогами и повинностями в пользу царя, Иерусалимского храма и местных крупных землевладельцев. Высшие жрецы и богатые землевладельцы преуспевали за счёт приобщения к политич. власти, торговле и откупам налогов; они всё больше подвергались эллинизации.
После поражения в войне с Римом (192–188 до н. э.) Селевкиды для укрепления своей власти увеличили налоговый гнёт, ограбили мн. святилища (в т. ч. Иерусалимский храм) и перешли к политике ускоренной эллинизации. Опираясь на эллинизованную иудейскую знать, Антиох IV Эпифан (175–164) попытался превратить Иерусалим в эллинистич. полис, основав в нём гимнасий и разместив гарнизон. В 167 он запретил отправление иудейских обрядов, а Иерусалимский храм превратил в святилище бога Зевса. В ответ вспыхнуло восстание под рук. священника Маттафии из рода Хасмонеев. Оно получило назв. восстания Маккавеев по имени сына Маттафии Иуды Маккавея (Молота), одержавшего первые победы над Селевкидами. В 142 Селевкиды признали независимость И. Нар. собрание в Иерусалиме утвердило младшего сына Маттафии Симона главой народа (этнархом), первосвященником и главнокомандующим (142–134). Пользуясь распадом царства Селевкидов, Хасмонеи стали завоёвывать прилегающие к И. области. При Александре Яннае (103–76) под их властью оказалась вся Палестина, которую отныне стали называть также И. Жители Сев. Галилеи и Идумеи были насильственно обращены в иудаизм. Многих граждан эллинистич. полисов, отказавшихся переходить в иудаизм, изгнали, а их землю отдали для поселения евр. колонистам. Других отказников обложили тяжёлой данью. Став частью эллинистич. мира, Хасмонеи сами подверглись эллинизации. Начиная с Аристобула I (104–103), они принимали титул царя и греч. имена (наряду с иудейскими), завели двор и наёмную армию по эллинистич. образцу, обложили крестьян большими налогами. Всё это вызвало раскол в иудейском обществе. Александру Яннаю пришлось подавлять восстания иудейских крестьян во главе с фарисеями. Его сыновья Аристобул II (67–63) и Гиркан II (63–40) в борьбе за власть развязали гражд. войну и оба обратились за помощью к римлянам.
В 63 до н. э. рим. полководец Гней Помпей захватил И. и уничтожил державу Хасмонеев. Территории, принадлежавшие ранее эллинистич. полисам, были изъяты из её состава и включены в рим. провинцию Сирия, евр. колонисты изгнаны со своих наделов, разрушенные полисы восстановлены. И. утратила выход к Средиземному м. и Заиорданье с важными торговыми путями. Признанный Римом Гиркан II получил титул не царя, а всего лишь этнарха (а также первосвященника), стены Иерусалима и многих хасмонейских крепостей были разрушены, страна обложена налогами и повинностями в пользу Рима. Евреи диаспоры подверглись преследованиям: им препятствовали собирать взносы в пользу Иерусалимского храма, а собранные средства отбирали и присваивали. Ответом на это стала череда нар. восстаний в Иудее.
При Юлии Цезаре, исходя из стратегич. значения И. и её влияния на евреев диаспоры, политика Рима меняется: И. возвратили доступ к Средиземному м. и отторгнутые ранее плодородные земли, она была освобождена от постоя рим. войск, а евреи – от обязательной службы в рим. армии. Права Иерусалимского храма на получение взносов от всех иудеев, где бы они ни проживали, были закреплены особым указом. Иерусалим был снова окружён стенами и стал могучей крепостью. Евреи диаспоры получили ряд привилегий и защиту от преследований. Преемники Цезаря придерживались его политики. В правление Ирода I Великого И., получившая налоговый иммунитет, вновь включала всю Палестину. Иерусалимский храм и сам Иерусалим были перестроены и расширены. В стране развивались гор. жизнь, ремесло и торговля, что сопровождалось усиленной эллинизацией и нарастанием противоречий между евреями и греками, социальными низами и верхами, подданными и властью. После смерти Ирода I в 4 до н. э. вспыхнули восстания, которые пришлось подавлять римлянам. Они разделили владения Ирода между тремя его сыновьями. Собственно И. досталась Архелаю, но в 6 н. э. он, по просьбе своих подданных, был отстранён Августом от власти и отправлен в изгнание, а И. стала рим. провинцией.
Рим. наместники оказались не в состоянии обеспечить длительный мир и порядок в стране, раздираемой религ., социальными и этнич. противоречиями. Римляне даже вернули И. статус зависимого царства во главе с внуком Ирода I Агриппой I (41–44), но после его смерти снова сделали её провинцией. В результате Рим столкнулся с двумя крупными восстаниями в самой И. – Иудейской войной (66–74) и восстанием Бар-Кохбы (132–135), а также мощным восстанием евреев диаспоры (115–117), остановившим рим. экспансию на Востоке. Подавление этих восстаний сопровождалось массовой гибелью евреев, потерей ими своих былых привилегий, разрушением Иерусалима и Иерусалимского храма и исчезновением из офиц. документов самого слова «И.». Со 135 И. стала именоваться Сирия–Палестина.