Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИУДЕ́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 241

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Смышляев

ИУДЕ́Я, Йе­гу­да (евр.), ис­то­рич. об­ласть в Юж. Па­ле­сти­не. Назв. «И.» по­лу­чи­ла по име­ни пле­ме­ни Иу­ды, од­но­го из евр. пле­мён (см. Ко­ле­на Из­раи­ле­вы), по­се­лив­ших­ся на тер­ри­то­рии Па­ле­сти­ны в кон. 2-го тыс. до н. э. По­сле рас­па­да в кон. 10 в. до н. э. еди­но­го ев­рей­ско­го цар­ст­ва ца­рей Да­ви­да и Со­ло­мо­на на тер­ри­то­рии пле­ме­ни Иу­ды сло­жи­лось Иу­дей­ское цар­ст­во со сто­ли­цей Ие­ру­са­лим. По­сле его раз­гро­ма Но­во­ва­ви­лон­ской дер­жа­вой Ие­ру­са­лим­ский храм и сам Ие­ру­са­лим в 586 до н. э. (по др. хро­но­ло­гии, в 587) бы­ли раз­ру­ше­ны.

В 539 до н. э. перс. царь Кир II за­вое­вал Ва­ви­лон и из­дал указ, раз­ре­шаю­щий иу­де­ям вер­нуть­ся в И. и вос­ста­но­вить Ие­ру­са­лим­ский храм. Воз­вра­ще­ние час­ти иу­де­ев на ро­ди­ну и по­строй­ка Вто­ро­го хра­ма не при­ве­ли к вос­ста­нов­ле­нию мо­нар­хии, по­сколь­ку пер­сы стре­ми­лись соз­дать в И. при­ви­ле­ги­ров. са­мо­уп­рав­ляю­щую­ся хра­мо­вую об­щи­ну – на­дёж­ную опо­ру центр. вла­сти. Окон­ча­тель­но эта об­щи­на сфор­ми­ро­ва­лась в сер. 5 в. до н. э. под рук. при­бли­жён­ных перс. ца­ря Ар­так­сер­кса I знат­ных иу­де­ев Эз­ры и Не­емии. Она бы­ла ос­во­бо­ж­де­на от цар­ских на­ло­гов, по­лу­чи­ла собств. юрис­дик­цию и во­ен. ор­га­ни­за­цию (опол­че­ние). Ие­ру­са­лим был об­не­сён обо­ро­ни­тель­ной сте­ной. Во гла­ве об­щин­но­го са­мо­управ­ле­ния сто­яли пер­во­свя­щен­ник и долж­но­ст­ные ли­ца из жре­цов, со­став­ляв­ших око­ло по­ло­ви­ны пол­но­прав­но­го на­се­ле­ния, а так­же глав влия­тель­ных иу­дей­ских ро­дов. В экс­трен­ных слу­ча­ях со­зы­ва­лось нар. со­б­ра­ние (ка­хал). На од­ном из них был под­пи­сан до­го­вор, обя­зы­ваю­щий иу­де­ев со­блю­дать суб­бо­ту, де­лать при­но­ше­ния в храм и не всту­пать в сме­шан­ные бра­ки. Эти уста­нов­ле­ния бы­ли ос­но­ва­ны на за­ко­нах Пя­ти­кни­жия, объ­яв­лен­но­го гражд. уло­же­ни­ем иу­де­ев. Они спо­соб­ст­во­ва­ли окон­ча­тель­но­му раз­ме­же­ва­нию иу­де­ев с близ­ки­ми к ним по сво­ей ре­ли­гии и куль­ту­ре са­ма­ри­тя­на­ми – по­том­ка­ми ев­ре­ев, ос­тав­ших­ся на ро­ди­не по­сле ги­бе­ли Из­ра­иль­ско­го и Иу­дей­ско­го царств и сме­шав­ших­ся с пе­ре­се­лен­ца­ми из Ме­со­по­та­мии.

По­сле вост. по­хо­да Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го И. ста­ла ча­стью его дер­жа­вы, а за­тем ока­за­лась под вла­стью эл­ли­ни­стич. пра­ви­те­лей – сна­ча­ла Пто­ле­ме­ев (301–200 до н. э.), за­тем Се­лев­ки­дов (200–142). В Па­ле­сти­не по­яви­лись эл­ли­ни­стич. по­ли­сы с на­се­ле­ни­ем из гре­ков, ма­ке­до­нян и эл­ли­ни­зо­ван­ных си­рий­цев. В то же вре­мя не­ма­ло иу­де­ев пе­ре­се­ли­лись за её пре­де­лы, об­ра­зо­вав евр. ди­ас­по­ру в эл­ли­ни­стич. ми­ре. И. со­хра­ни­ла по­лу­ав­то­ном­ный ста­тус под рук. на­след­ст­вен­но­го пер­во­свя­щен­ни­ка и со­ве­та ста­рей­шин (ге­ру­сии или си­нед­рио­на), со­сто­яв­ше­го из свя­щен­ни­ков выс­ше­го ран­га и са­мых влия­тель­ных пред­ста­ви­те­лей свет­ской зна­ти. Кре­сть­я­не пре­вра­ти­лись в по­лу­за­ви­си­мых цар­ских зем­ле­дель­цев, об­ре­ме­нён­ных мно­го­числ. на­ло­га­ми и по­вин­но­стя­ми в поль­зу ца­ря, Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма и ме­ст­ных круп­ных зем­ле­вла­дель­цев. Выс­шие жре­цы и бо­га­тые зем­ле­вла­дель­цы пре­ус­пе­ва­ли за счёт при­об­ще­ния к по­ли­тич. вла­сти, тор­гов­ле и от­ку­пам на­ло­гов; они всё боль­ше под­вер­га­лись эл­ли­ни­за­ции.

По­сле по­ра­же­ния в вой­не с Ри­мом (192–188 до н. э.) Се­лев­ки­ды для ук­реп­ле­ния сво­ей вла­сти уве­ли­чи­ли на­ло­го­вый гнёт, ог­ра­би­ли мн. свя­ти­ли­ща (в т. ч. Ие­ру­са­лим­ский храм) и пе­ре­шли к по­ли­ти­ке ус­ко­рен­ной эл­ли­ни­за­ции. Опи­ра­ясь на эл­ли­ни­зо­ван­ную иу­дей­скую знать, Ан­ти­ох IV Эпи­фан (175–164) по­пы­тал­ся пре­вра­тить Ие­ру­са­лим в эл­ли­ни­стич. по­лис, ос­но­вав в нём гим­на­сий и раз­мес­тив гар­ни­зон. В 167 он за­пре­тил от­прав­ле­ние иу­дей­ских об­ря­дов, а Ие­ру­са­лим­ский храм пре­вра­тил в свя­ти­ли­ще бо­га Зев­са. В от­вет вспых­ну­ло вос­ста­ние под рук. свя­щен­ни­ка Мат­та­фии из ро­да Хас­мо­не­ев. Оно по­лу­чи­ло назв. вос­ста­ния Мак­ка­ве­ев по име­ни сы­на Мат­та­фии Иу­ды Мак­ка­вея (Мо­ло­та), одер­жав­ше­го пер­вые по­бе­ды над Се­лев­ки­да­ми. В 142 Се­лев­ки­ды при­зна­ли не­за­ви­си­мость И. Нар. со­б­ра­ние в Ие­ру­са­ли­ме ут­вер­ди­ло млад­ше­го сы­на Мат­та­фии Си­мо­на гла­вой на­ро­да (эт­нар­хом), пер­во­свя­щен­ни­ком и глав­но­ко­ман­дую­щим (142–134). Поль­зу­ясь рас­па­дом цар­ст­ва Се­лев­ки­дов, Хас­мо­неи ста­ли за­воё­вы­вать при­ле­гаю­щие к И. об­лас­ти. При Алек­сан­д­ре Ян­нае (103–76) под их вла­стью ока­за­лась вся Па­ле­сти­на, ко­то­рую от­ны­не ста­ли на­зы­вать так­же И. Жи­те­ли Сев. Га­ли­леи и Иду­меи бы­ли на­силь­ст­вен­но об­ра­ще­ны в иу­да­изм. Мно­гих гра­ж­дан эл­ли­ни­стич. по­ли­сов, от­ка­зав­ших­ся пе­ре­хо­дить в иу­да­изм, из­гна­ли, а их зем­лю от­да­ли для по­се­ле­ния евр. ко­ло­ни­стам. Дру­гих от­каз­ни­ков об­ло­жи­ли тя­жё­лой да­нью. Став ча­стью эл­ли­ни­стич. ми­ра, Хас­мо­неи са­ми под­верг­лись эл­ли­ни­за­ции. На­чи­ная с Ари­сто­бу­ла I (104–103), они при­ни­ма­ли ти­тул ца­ря и греч. име­на (на­ря­ду с иу­дей­ски­ми), за­ве­ли двор и на­ём­ную ар­мию по эл­ли­ни­стич. об­раз­цу, об­ло­жи­ли кре­сть­ян боль­ши­ми на­ло­га­ми. Всё это вы­зва­ло рас­кол в иудей­ском об­ще­ст­ве. Алек­сан­д­ру Ян­наю при­шлось по­дав­лять вос­ста­ния иу­дей­ских кре­сть­ян во гла­ве с фа­ри­сея­ми. Его сы­но­вья Ари­сто­бул II (67–63) и Гир­кан II (63–40) в борь­бе за власть раз­вя­за­ли гражд. вой­ну и оба об­ра­ти­лись за по­мо­щью к рим­ля­нам.

В 63 до н. э. рим. пол­ко­во­дец Гней Пом­пей за­хва­тил И. и унич­то­жил дер­жа­ву Хас­мо­не­ев. Тер­ри­то­рии, при­над­ле­жав­шие ра­нее эл­ли­ни­стич. по­ли­сам, бы­ли изъ­я­ты из её со­ста­ва и вклю­че­ны в рим. про­вин­цию Си­рия, евр. ко­ло­ни­сты из­гна­ны со сво­их на­де­лов, раз­ру­шен­ные по­ли­сы вос­ста­нов­ле­ны. И. ут­ра­ти­ла вы­ход к Сре­ди­зем­но­му м. и За­иор­да­нье с важ­ны­ми тор­го­вы­ми пу­тя­ми. При­знан­ный Ри­мом Гир­кан II по­лу­чил ти­тул не ца­ря, а все­го лишь эт­нар­ха (а так­же пер­во­свя­щен­ни­ка), сте­ны Ие­ру­са­ли­ма и мно­гих хас­мо­ней­ских кре­по­стей бы­ли раз­ру­ше­ны, стра­на об­ло­же­на на­ло­га­ми и по­вин­но­стя­ми в поль­зу Ри­ма. Ев­реи ди­ас­по­ры под­верг­лись пре­сле­до­ва­ни­ям: им пре­пят­ст­во­ва­ли со­би­рать взно­сы в поль­зу Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма, а со­б­ран­ные сред­ст­ва от­би­ра­ли и при­сваи­ва­ли. От­ве­том на это ста­ла че­ре­да нар. вос­ста­ний в Иу­дее.

При Юлии Це­за­ре, ис­хо­дя из стра­те­гич. зна­че­ния И. и её влия­ния на ев­ре­ев ди­ас­по­ры, по­ли­ти­ка Ри­ма ме­ня­ет­ся: И. воз­вра­ти­ли дос­туп к Сре­ди­зем­но­му м. и от­торг­ну­тые ра­нее пло­до­род­ные зем­ли, она бы­ла ос­во­бо­ж­де­на от по­стоя рим. войск, а ев­реи – от обя­за­тель­ной служ­бы в рим. ар­мии. Пра­ва Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма на по­лу­че­ние взно­сов от всех иу­де­ев, где бы они ни про­жи­ва­ли, бы­ли за­кре­п­ле­ны осо­бым ука­зом. Ие­ру­са­лим был сно­ва ок­ру­жён сте­на­ми и стал мо­гу­чей кре­по­стью. Ев­реи ди­ас­по­ры по­лу­чи­ли ряд при­ви­ле­гий и за­щи­ту от пре­сле­до­ва­ний. Пре­ем­ни­ки Це­за­ря при­дер­жи­ва­лись его по­ли­ти­ки. В прав­ле­ние Иро­да I Ве­ли­ко­го И., по­лу­чив­шая на­ло­го­вый им­му­ни­тет, вновь вклю­ча­ла всю Па­ле­сти­ну. Ие­ру­са­лим­ский храм и сам Ие­ру­са­лим бы­ли пе­ре­строе­ны и рас­ши­ре­ны. В стра­не раз­ви­ва­лись гор. жизнь, ре­мес­ло и тор­гов­ля, что со­про­во­ж­да­лось уси­лен­ной эл­ли­ни­за­ци­ей и на­рас­та­ни­ем про­ти­во­ре­чий ме­ж­ду ев­рея­ми и гре­ка­ми, со­ци­аль­ны­ми ни­за­ми и вер­ха­ми, под­дан­ны­ми и вла­стью. По­сле смер­ти Иро­да I в 4 до н. э. вспых­ну­ли вос­ста­ния, ко­то­рые при­шлось по­дав­лять рим­ля­нам. Они раз­де­ли­ли вла­де­ния Иро­да ме­ж­ду тре­мя его сы­новь­я­ми. Соб­ст­вен­но И. дос­та­лась Ар­хе­лаю, но в 6 н. э. он, по прось­бе сво­их под­дан­ных, был от­стра­нён Ав­гу­стом от вла­сти и от­прав­лен в из­гна­ние, а И. ста­ла рим. про­вин­ци­ей.

Рим. на­ме­ст­ни­ки ока­за­лись не в со­стоя­нии обес­пе­чить дли­тель­ный мир и по­ря­док в стра­не, раз­ди­рае­мой ре­лиг., со­ци­аль­ны­ми и эт­нич. про­ти­во­ре­чия­ми. Рим­ля­не да­же вер­ну­ли И. ста­тус за­ви­си­мо­го цар­ст­ва во гла­ве с вну­ком Иро­да I Аг­рип­пой I (41–44), но по­сле его смер­ти сно­ва сде­ла­ли её про­вин­ци­ей. В ре­зуль­та­те Рим столк­нул­ся с дву­мя круп­ны­ми вос­ста­ния­ми в са­мой И. – Иу­дей­ской вой­ной (66–74) и вос­ста­ни­ем Бар-Кох­бы (132–135), а так­же мощ­ным вос­ста­ни­ем ев­ре­ев ди­ас­по­ры (115–117), оста­но­вив­шим рим. экс­пан­сию на Вос­то­ке. По­дав­ле­ние этих вос­ста­ний со­про­во­ж­да­лось мас­со­вой ги­бе­лью ев­ре­ев, по­те­рей ими сво­их бы­лых при­ви­ле­гий, раз­ру­шени­ем Ие­ру­са­ли­ма и Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма и ис­чез­но­ве­ни­ем из офиц. до­ку­мен­тов са­мо­го сло­ва «И.». Со 135 И. ста­ла име­но­вать­ся Си­рия–Па­ле­сти­на.

Лит.: Smallwood E. M. The Jews under Roman rule. Leiden, 1976; Alon G. The Jews in their land in the Talmudic age (70–640 C. E.). Camb. (Mass.); L., 1989; Grabbe L. L. Judaism from Cy­rus to Hadrian. L., 1994; Би­кер­ман Э. Дж. Ев­реи в эпо­ху эл­ли­низ­ма. М.; Ие­ру­са­лим, 2000; Ис­то­рия ев­рей­ско­го на­ро­да / Под ред. Ш. Эт­тин­ге­ра. М.; Ие­ру­са­лим, 2002; Schä­fer P. The history of the Jews in the Greco-Ro­man world. L., 2003.

Вернуться к началу