ПАЛЕСТИ́НА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛЕСТИ́НА (греч. Παλαιστίνη, от др.-евр. Пелешет – Страна филистимлян), историческая и географическая область в Передней Азии, на вост. побережье Средиземного моря.
Древнейшие культуры на территории Палестины
Древнейшие следы человеческой деятельности (не менее 1 млн. лет назад) на территории П. относятся к олдовану (см. в ст. Олдувайская культура). Фиксируются неск. волн заселения из Вост. и Сев. Африки. К опорным памятникам принадлежит Убейдия, где есть и материалы Ашеля. Выделяют неск. групп ашельских памятников с локальной спецификой. Для позднего Ашеля Сиро-Палестинского региона выделяются ябрудская (см. Ябруд) и сменившая её хуммалийская индустрии. На этой основе сложился местный вариант традиций среднего палеолита с индустрией Леваллуа. К этому кругу памятников принадлежат древнейшие в регионе (и одни из древнейших в мире) погребения (напр., Кафзех, Схул); погребённых относят к древнейшим представителям Homo sapiens вне Африки, хотя одновременно и даже позднее в регионе жили и неандерталоиды с сапиентными чертами (см. в ст. Неандерталец), напр. находки в Табуне, Кебаре. По более поздним находкам из Кебары выделяется кебарийская культура поздней части верхнего палеолита – эпипалеолита.
Памятники эпипалеолита – мезолита – протонеолита, свидетельствующие о прочной оседлости и большой роли собирательства злаков, относятся к натуфийской культуре. Появляются выделяющиеся по размерам, интерьеру, находкам постройки (возможно, культовые), которые, как и некоторые погребения [напр., девочки со щенком в Эйнане (Айн-Маллаха)], свидетельствуют об усложнении социальной структуры.
Территория П. входит в один из древнейших и осн. очагов становления земледелия и животноводства – Плодородный полумесяц. Расцвет культур докерамич. неолита на территории П. представлен на Телль-эс-Султане (Иерихон), ряде памятников культуры Тахун (названа по Вади-Тахуна в П.). Развитие этих традиций прервала смена или перегруппировка населения. На севере региона памятники керамич. неолита относятся к ярмукской культуре; в зоне степей и пустынь известны длинные (до 2,5 км) каменные стены, в плане образующие подобие воронок (т. н. воздушные змеи), что позволяет говорить о наличии загонной охоты. В целом территория П. находилась на периферии развития культур, осн. центры которых представлены в Месопотамии (Хассуна, Самарра).
В энеолите регион входит в зону гхасульской культуры (ок. 4300–3300 до н. э.), центром которой, по-видимому, было поселение Гхассул (территория Иордании). К региональным культовым центрам относится храм в оазисе Эйн-Геди (Эн-Геди), с которым, возможно, связан уникальный клад в Нахаль-Мишмар. О важности металлич. изделий свидетельствуют и находки в Нахаль-Кана. Ок. 4-й четв. 4-го тыс. до н. э. происходит распад гхассульской общности, а также ряд миграций, продолжавшихся и позднее. Центры развития формируются на юге (культура Беэр-Шева) и севере (Голанские высоты); для них характерны захоронения в оссуариях.
В раннем бронзовом веке (ок. 3300–2300 до н. э.; делится на 3 фазы) ситуация постепенно стабилизируется, продолжает развиваться металлургия (в т. ч. на экспорт), связанная с осн. центрами на Синайском п-ове, возрастает плотность оседлого населения, контактировавшего со скотоводами, появляются города [Мегиддо, Телль-эль-Фара, Ай (Гай), Иерихон, Иерусалим, Лахиш, Телль-эль-Хеси и др.]. Фиксируется миграция с Кавказа; напр., кирбет-керакскую культуру связывают с переселением носителей куро-араксской культуры. Регион оставался периферийным на фоне центров цивилизаций Месопотамии и Египта. Финал раннего бронзового века отмечен опустошением ряда гор. центров, что объясняют как внутр. неурядицами, так и вторжениями.
Культуры среднего бронзового века (ок. 2300–1550 до н. э.; делится на 2 фазы) в осн. связаны с пришельцами-скотоводами, хотя прослеживается и сохранение более ранних традиций. Возрождение и развитие гор. жизни (в ряде случаев – у старых культовых центров), активное строительство храмов, начавшееся во 2-й фазе среднего бронзового века (ок. 2000–1550, делится на 2 этапа), соотносят с продвижением в регион и оседанием ханаанеев. В их взаимодействии с амореями сложилась культурная общность, занявшая весь Сиро-Палестинский регион. Распространяются памятники письменности клинописью на аккадском языке, единичные памятники егип. письменности (стела из Бет-Шеана); во 2-м тыс. до н. э. сложились протоханаанское письмо и протосинайское письмо. Вероятно, некоторые группы с территории П. приняли участие в миграции гиксосов (17 в. до н. э.) в Египет.
Егип. экспансия, последовавшая за разгромом гиксосов, не прервала в позднем бронзовом веке (ок. 1550–1200 до н. э.) старые традиции. При фараонах XVIII и XIX династий регион стал ареной войн Египта с хурритами, Митанни, хеттами (см. также Мегиддо). Местные города в осн. сохранили автономию, но контролировались из Египта и были обложены данью. Резиденция егип. наместника находилась в Газе, др. центры – в Яффе, Беф-Шане. Несмотря на активное взаимодействие с культурами Египта, Вост. Средиземноморья и Месопотамии, войны, эксплуатация египтянами, усилившийся натиск кочевников привели к упадку мн. гор. центров.
Палестина от кон. 2-го тыс. до н. э. до римского завоевания
Ок. 1200 до н. э. с севера и запада на территорию П. начались вторжения народов моря, включая филистимлян и др. Их центрами стали Ашкелон, Ашдод, Газа, Экрон (Екрон), Геф (Гат) и др. города, как правило основанные на месте городов предшествующего периода. В Телль-Касиле исследован культовый центр. Сохранялись и собственно ханаанейские центры, егип. присутствие. К 11 в. завершился переход от пиктографич. знаков к абстрактным (22 буквы), направление последовательности букв при письме стало устойчивым (к древнейшим памятникам относится остракон с ученич. упражнением из Избет-Сартаха – 80 букв в 5 линий, в т. ч. алфавит).
В это же время с юга и востока началась экспансия скотоводческих [в т. ч. еврейских (ибри)] племён, захватывавших города и основывавших поселения на их руинах или на новых местах (описание этих событий в библейской традиции см. в статьях Иисус Навин, Колена Израилевы). В ходе освоения новых территорий и консолидации скотоводов, их войн с филистимлянами шло и усвоение местных, в осн. ханаанейских, традиций, что способствовало усилению новых воен.-политич. образований (описание в библейской традиции см. в статьях Судьи Израилевы, Голиаф). В ходе завоеваний Саула и Давида сложилось единое Израильское царство, столицей которого при Давиде стал Иерусалим. Оно достигло расцвета при Соломоне, построившем гл. культово-обрядовый центр иудаизма – Иерусалимский храм. Со строит. деятельностью этого царя и его преемников связывают также изучавшиеся археологами постройки в Мегиддо, Асоре, Гезере, некоторых малых городах.
После смерти Соломона 10 колен Израилевых отделились и создали Израильское царство, во главе которого встал Иеровоам I, сын Навата, основавший и 2 новых культовых центра – Дан на севере и Вефиль на юге. После неоднократной смены столицей стала Самария. Активное строительство велось в Мегиддо, Асоре, Тирце (в Библии – Фирца) и др. городах. Области, где власть сохранили потомки Соломона, вошли в Иудейское царство, оправившееся, как и Израильское царство, от последствий нападения ок. 925 до н. э. егип. войск Шешонка I. Столицей оставался Иерусалим, продолжавший расти в 8–7 вв. Строит. деятельность фиксируется также в Лахише и др. городах, в т. ч. на севере пустыни Негев, контролировавших путь к Красному м. и игравших важную роль в системе обороны от кочевников и государств Заиорданья. Несмотря на частые конфликты с соседями и междоусобицы (в т. ч. связанные с отказом ряда правителей и общин от иудаизма), гор. культура региона постепенно достигла уровня её расцвета в среднем бронзовом веке, а затем и превзошла его, напр. в размахе систем водоснабжения. Важную роль играли активные торговые связи, особенно с финикийцами. В 10–9 вв. сложилось раннее евр. письмо, распространившееся ок. 800.
С кон. 730-х гг. до н. э. регион подвергся ряду опустошит. нападений ассир. войск, что привело к падению Израильского царства (722) и образованию здесь нескольких округов, входивших в Новоассирийскую державу (см. Ассирия). Её вассалами стали Иудея, хотя Иерусалим не был взят ассирийцами, некоторые города побережья Средиземного м. (Филистии). Войны сопровождались угоном населения в Месопотамию и Мидию (где началась его ассимиляция), переселениями в П. части жителей Месопотамии и Аравии. П. использовалась и как база ассир. вторжений в Египет. В 7 в., в условиях относительной стабильности, несмотря на антиассирийские выступления и карательные экспедиции, судя по археологич. данным, происходило восстановление разрушенных и развитие сохранившихся поселений. Царь Иудеи Иосия (ок. 640/639–609/608) провёл религ. реформу с целью утверждения монотеизма, расширил территорию Иудеи. Археологами зафиксирован подъём экономики и синкретичной культуры Филистии, где были особенно сильны связи с эгейским миром. В 635 и 609 (или 608) регион подвергался егип. нашествиям.
В 609 до н. э. ослабевшая Ассирия пала. Царь победившей Нововавилонской державы Навуходоносор II, разгромив егип. войска, вскоре стал контролировать П. Участие Иудеи в антивавилонских коалициях привело к карательным походам и оккупации её вавилонянами. В 586 или 587 был захвачен Иерусалим; город и Храм разрушены, значит. часть населения изгнана. Столицей новой вавилонской провинции стала Мицпа (вероятно, совр. Телль-эн-Насбе). Пострадали и др. города (особенно в Филистии и части Иудеи), некоторые из них так и не возродились. Выведенное из П. население компактно поселили в Месопотамии (см. Пленение вавилонское), а на опустевших землях начали селиться соседи, в т. ч. из Заиорданья.
В 539 до н. э. Вавилон был захвачен перс. царём Киром II, вавилонским пленникам разрешено вернуться на родину. Часть иудеев во главе с Шешбацаром и первосвященником Иисусом вернулась в П., персы разрешили воссоздание Иерусалимского храма (восстановлен Зоровавелем), куда вернули священные сосуды, захваченные вавилонянами. По возвращении евреев из вавилонского плена их ранняя письменность была оставлена и началось развитие её новой версии (на основе арамейского письма). П. стала частью Ахеменидов государства и поделена на провинции, вошедшие, вероятно, при Дарии I в 5-ю перс. сатрапию Аварнахара («Заречье», т. е. к западу от Евфрата). С этого времени археологически зафиксированы возрождение и расцвет мн. поселений, освоение пустовавших земель, активная торговля, чеканка монеты, строительство новых укреплений для защиты от нападений с юго-востока. При Артаксерксе I (465–424) в Иерусалим вернулась ещё одна группа иудеев во главе с Ездрой и завершилось формирование гражданско-храмовой общины, получившей юридич. иммунитет. Она состояла из «сохранивших чистоту веры» иудеев, была отделена (вплоть до запрещения браков) от остального населения региона и постепенно стала господствовать в Палестине.
В ходе войны против Ахеменидов, после взятия в 332 до н. э. Тира, армия Александра Македонского прошла через П. по пути в Египет и обратно. В П. была сохранена система управления (наместник и его администрация, контролировавшие самоуправляющиеся общины). Сопротивление в Газе и восстание в Самарии были подавлены, в эти города поселены греч. колонисты. После смерти Александра в 323 за обладание П. боролись диадохи Птолемей Лаг и Селевк I Никатор. С 301 П. стала частью гос-ва Птолемеев, но с 200 отошла к Селевкидам, хотя егип. влияние было отчасти восстановлено в результате брака Птолемея V Эпифана с Клеопатрой (дочерью победителя, Антиоха III Великого) и ослабления Селевкидов после поражения от римлян в 190.
Эти войны существенно не повлияли на экономич. развитие П., особенно активное в Газе и др. городах, лежавших на путях в Египет. Важную роль играли и усиливавшиеся контакты с Финикией, др. регионами. Возрастало влияние эллинистич. культуры (от архитектуры и быта до распространения культов и греч. яз.), осн. проводниками которой были торговцы, слои, связанные с администрацией, воен. колонисты, получавшие в П. участки. Иудея с преобладающим сельским населением и единственным городом Иерусалимом, продолжавшим оставаться религ. центром и символом идеи государственности у евреев, находилась на периферии этих процессов, так же как сравнительно слабозаселённая Самария.
При Антиохе IV Эпифане (175–164 до н. э.) вновь началась война Селевкидов с Птолемеями, в ходе которой Антиох конфисковал (в соответствии с греч. правом) имущество Иерусалимского храма. В дальнейшем, опираясь на часть жителей Иерусалима и первосвященника Иисуса (принявшего греч. имя Ясон), он проводил политику активной эллинизации и жёсткого ограничения иудаизма (вплоть до запрещения ряда обрядов и строительства во дворе Храма алтаря Зевсу). В 166 началось восстание части иудеев под рук. Маттафии, добившихся при его 3-м сыне Иуде Маккавее ряда успехов. Селевкиды прекратили религ. преследования, а открытое сопротивление в осн. подавили. В 152 первосвященником стал брат Иуды Ионафан, достигший политич. лавированием восстановления контроля над евреями П. При слабеющих Селевкидах мн. общины П. получали независимость, продолжали богатеть. В 142 от налогов освобождена Иудея, ставшая фактически независимой.
После гибели Ионафана (143) его брат Симон (Шимон), сосредоточив всю полноту религ. и воен.-политич. власти, положил начало правлению рода Хасмонеев (со 104 официально провозглашались царями). Захватывая территории, они заселяли их иудеями, нередко изгоняя, а иногда и уничтожая население, не принявшее иудаизм. Сложившаяся в Иудее обществ.-экономич. модель (с жёсткой религ. регламентацией, ориентацией на местное произ-во, культурным изоляционизмом и нетерпимостью) распространялась на новые территории. Однако авторитет богатевших Хасмонеев и связанных с ними семей падал (восстание фарисеев в 90–84 и др.; см. также Саддукеи, Ессеи, Кумранистика), противоборство эллинизированных и ортодоксальных евреев, тех и других с прочими группами населения продолжалось; некоторые регионы стали фактически независимыми. При Александре Яннае (103–76) царство Хасмонеев достигло максимально широких границ, включив почти всю П., значит. часть Ливана и Заиорданья. Между наследниками Александра Янная разгорелась борьба, и они обратились к Риму за поддержкой.
Палестина при римском и византийском владычестве
В 63 до н. э. рим. полководец Гней Помпей занял Иерусалим, встал на сторону Гиркана II, но сделал Иудейское гос-во вассалом, а ряд приобретений Александра Янная вернул под прежнее управление, включив в рим. пров. Сирия. В ходе вторжения войск Парфянского царства в 40 власть в П. получили противники Гиркана II, но при рим. поддержке были разгромлены Иродом I Великим, в 37 занявшим Иерусалим. Власть Ирода над Иудеей, Самарией, Галилеей и др. территориями в 30 до н. э. подтвердил Октавиан Август, на стороне которого Ирод оказался после битвы при Акции. Ирод стремился включить своё царство в рим. имперскую систему, сохранив в эллинизированной форме евр. религиозно-нац. специфику. С этим связано масштабное строительство, в т. ч. укреплённых дворцов в Масаде, Геродионе (Иродионе; в 12 км южнее Иерусалима, место погребения Ирода), Махероне (в 30 км юго-восточнее Мадабы), Иерихоне, нового Храма и дворцового комплекса в Иерусалиме, городов Кесария (Цезарея), Себастия (от греч. имени имп. Августа) на месте Самарии, крепостей на границе с Набатейским царством (всего более чем в 20 местах в его владениях и в 13 за их пределами). Комплексы имели огромные размеры и сложную структуру, включали сады, театры, бассейны, бани, украшались фресками, резьбой, мозаиками.
После смерти Ирода в 4 г. н. э. его царство разделили между 3 сыновьями, владения которых постепенно перешли к Риму: в 6 – Иудея и Самария (ядро пров. Иудея с центром в Кесарии), в 44 – Галилея и Перея, расположенная восточнее Иордана; ок. 90 оставшиеся земли были включены в рим. пров. Сирия при сохранении местной царской династии.
В нач. 1 в. н. э. П. стала местом Рождества, земной жизни, проповеди, Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа, колыбелью христианства.
Усиление романизации, противостояние иудейских и неиудейских общин, злоупотребления рим. властей привели к Иудейской войне 66–74 (см. также Зелоты), в ходе которой в 70 был разрушен Иерусалимский храм (следы этой войны археологически прослежены повсеместно: Масада, Иродион, Махерон и др.). Рим. присутствие во всех областях жизни (от юрисдикции до быта) резко возросло, в Иерусалиме был размещён X, а с 120 к югу от Назарета – VI легион, возникали рим. колонии, в т. ч. ветеранов, строились языческие храмы, театры, гимнасии, амфитеатры, ипподромы, дороги и т. д. Наблюдается активное экономич. развитие. Антиримские восстания в 116 и 132–135 (Бар-Кохбы) были подавлены, провинция стала называться Палестина.
В ходе адм. реформ в эпоху домината П. и ряд прилегающих земель стали частью провинций Палестина I, II, III, вошедших в диоцез Восток, отошедший с кон. 3 в. к восточной (позднее – «византийской») части империи. Значит. часть населения региона составляли язычники разных исповеданий и христиане (их вера до эдикта Галерия 311 и Миланского эдикта официально не признавалась), а также общины самаритян (в осн. в Самарии) и иудеев (гл. обр. в Галилее), старавшиеся сохранить, несмотря на затронувшую все области жизни романизацию, веру, связанные с ней обряды, определённую обособленность.
При единоличном правлении Константина Великого (в 324–337) в П. усилились позиции христианства, чему способствовала деятельность и его матери Елены Святой, в т. ч. строительство церквей, обретение Креста Господня. С 4 в. в П. складывается один из центров монашества, здесь впервые появились лавры. В 451 на IV Вселенском (Халкидонском) соборе провозглашена автокефалия Иерусалимской православной церкви в статусе патриархата.
Несмотря на землетрясения, периодически случавшиеся в 4–6 вв., конфликты христиан с иудеями, самаритянами и представителями др. религий (погромы христиан при Юлиане Отступнике, ряд жестоко подавленных восстаний самаритян, в 481 и 529 провозглашавших собств. царей, и др.), внутрихристианские споры (см. Христология, Несторианство, Монофизитство), П. оставалась одной из сравнительно спокойных частей империи. Экономич. развитию способствовала и строит. деятельность, в т. ч. Юстиниана I Великого, охватившая и П. [напр., церкви в Иерусалиме, в т. ч. Новая (Неа) базилика, и в Самарии]. Однако конфликтные вопросы не получили приемлемого для всех решения, как и в др. землях, возрастал налоговый гнёт, что порождало недовольство центр. властью.
В 614, в ходе очередной войны Византии с Сасанидами, при поддержке части иудеев и самаритян, П. захватили войска Хосрова II, но по мирному договору с Ираклием I в 629 здесь был восстановлен визант. контроль; персы вернули и вывезенный ими Крест Господень. Попытки усилить позиции Константинополя примирением с монофизитами в форме монофелитства закончились неудачей (см. также Софроний Иерусалимский). Ослабленная внутр. неурядицами и войнами империя подверглась арабским завоеваниям (первые нападения на П. относятся к 634). После разгрома визант. армии на р. Ярмук (Эль-Ярмук), притоке Иордана (636), араб. отряд был направлен в П., в 637 сдался Иерусалим и ряд др. городов. Сопротивление продолжалось лишь в нескольких городах на побережье Средиземного м., но между 639 и 642 пала Кесария, среди последних, в 644, – Аскалон (Ашкелон).
Палестина с 7 в. н. э
Территория П. вошла в состав Халифата в качестве двух воен. округов – Джунд-Филастын и Джунд-Урдуин. При Омейядах она была одной из наиболее привилегиров. провинций Халифата. При Аббасидах усилилась эксплуатация крестьян, распространилась система икта, происходила постепенная исламизация населения, ухудшился правовой статус христиан. Это стало причиной ряда нар. восстаний, в т. ч. восстания Абу Харбы в 841–842. В период распада Халифата Аббасидов П. поочерёдно переходила под власть егип. династий Тулунидов, Ихшидидов и Фатимидов. В 9–11 вв. переживала экономич. подъём, связанный со стабилизацией политич. ситуации. Расширились площади обрабатываемых земель, в Акке, Кесарии, Аскалоне и Газе процветала торговля.
В 1099 крестоносцы захватили Иерусалим, ставший центром Иерусалимского королевства (см. в ст. Крестовые походы). В 1187 ослабленные борьбой с мусульм. правителями Сирии и Египта, а также сопротивлением местных жителей крестоносцы потерпели поражение от Салах ад-Дина в битве при Хаттине (Хиттине) и потеряли Иерусалим. П. вошла в состав айюбидского Египта (см. Айюбиды), а позднее – Мамлюкского султаната. После разгрома в битве при Айн-Джалуте в сент. 1260 вторгшегося на Ближний Восток монг. войска египтяне окончательно укрепились в П. В 1265 у крестоносцев отвоёваны Цезария и Арсуф, в 1266 – Сафед, в 1291 – Акка.
В 1516 территория П. была завоёвана турками под предводительством султана Селима I и включена в состав Османской империи. К 18 в. в условиях начавшегося упадка Порты в П. усилился податной гнёт, местное население всё больше страдало от набегов бедуинов. В Сев. П. укрепилась власть ливан. эмира Фахр ад-Дина II, в обл. Сафед (Сафад) – шейха Дагира. К нач. 1773 владения Дагира включали земли от Сайды до Яффы. Однако в 1775 он потерпел поражение от османов.
В нач. 1799 в П. вторглись франц. войска под команд. Наполеона Бонапарта (см. Наполеон I). Французы захватили Газу, Рамлу, Лидду (Лод) и Яффу. Османская армия при поддержке брит. флота остановила французов у Акки, в мае 1799 наполеоновским войскам пришлось отступить в Египет.
Палестина с нач. 19 в. до 1939
К 1800 население П. не превышало 300 тыс. чел., подавляющее большинство которых составляли мусульмане-сунниты. Христиан насчитывалось ок. 25 тыс. чел., иудеев (в осн. сефардов) ок. 5 тыс. чел. В 1800–31 территория П. делилась на 2 вилайета: Дамасский, куда входили земли от Наблуса на севере до Хеврона (Эль-Халиль) на юге, в т. ч. Иерусалим, и вилайет Акки, включавший Галилею и прибрежные районы. Б. ч. Негева находилась вне османской юрисдикции.
В 1832 П. была завоёвана Ибрахим-пашой и стала провинцией Египта. В период егип. правления в П. велись широкие исследования в области библейской географии и археологии. Проведённые в 1832–40 централизация управления, пресечение вторжений бедуинов и произвола наместников благоприятно сказались на экономич. развитии П., однако усиление налогового гнёта и введение рекрутской повинности привели в 1834 к восстанию местного населения, которое жестоко подавили егип. власти. В условиях нарастания недовольства егип. владычеством зимой 1840/41 население П. поддержало освободит. борьбу Ливана и Сирии. Этим воспользовалась Османская империя, сумевшая к 1841 восстановить свой контроль над Сирией и Палестиной.
С 1840-х гг. началось активное проникновение в П. европ. держав. В 1847 папа Римский Пий IX восстановил Иерусалимский патриархат. С открытием Суэцкого канала в 1869 стратегич. и экономич. значение П. резко возросло. К 1880 её население достигло 450 тыс. чел., а Иерусалим стал крупнейшим городом региона. В 1890–92 франц. компанией построена ж. д. Иерусалим – Яффа, в 1908 завершено строительство ж.-д. линии Хайфа – Даръа (Деръа), которая была соединена с ж. д. Стамбул – Дамаск – Медина. После оккупации Египта англичанами в 1882, в условиях начавшегося сближения Османской империи с Германией, имп. Вильгельм II нанёс в 1898 офиц. визит в Иерусалим.
В годы 1-й мировой войны П. стала ареной боевых действий между герм.-тур. и брит. войсками. На основании Сайкс – Пико соглашения 1916 между Великобританией и Францией о разделе азиатских (преим. арабских) владений Османской империи в П. предполагалось установить режим междунар. управления. Однако в нояб. 1917 брит. правительство опубликовало Бальфура декларацию, в которой пообещало содействовать созданию в П. «национального очага для еврейского народа». В апр. 1920 на междунар. конференции в Сан-Ремо Великобритания по решению Лиги Наций получила П. в управление в качестве мандатной территории (брит. мандат утверждён в 1922). Брит. мандатная территория П. включала в себя также земли совр. Иордании (в 1921 на них создан эмират Трансиордания, на базе которого в 1946 образовано независимое королевство). Вся полнота власти в П. в этот период сосредоточилась в руках брит. верховного комиссара, при котором действовало палестинское правительство, состоявшее из брит. чиновников. Правительство Великобритании способствовало широкой евр. иммиграции в П. Созданное в 1921 Евр. агентство было наделено правительств. функциями в вопросах колонизации, организации пром-сти и торговли.
В годы брит. мандата неоднократно происходили вооруж. выступления араб. населения П.: в 1920 произошли евр. погромы в Иерусалиме, в 1929 – арабо-евр. столкновения в Иерусалиме, Наблусе, Акке, Хайфе и Яффе, в 1933 – забастовки в Иерусалиме и Яффе, сопровождавшиеся стычками с брит. полицией, а также самое крупное Палестинское восстание 1936–39. В мае 1939 брит. правительство, стремясь достигнуть согласия с араб. и евр. общинами П., опубликовало «Белую книгу» М. Макдональда (в предшествующие годы изданы посвящённые проблемам П. «Белая книга» У. Черчилля, 1922, «Белая книга» Пассфилда, 1930, «Белая книга июля 1937», «Белая книга декабря 1937», «Белая книга ноября 1938»), в которой излагалась программа поэтапной подготовки к предоставлению независимости П., ограничения евр. иммиграции и создания через 10 лет единого арабо-евр. гос-ва. В связи с началом 2-й мировой войны реализация программы была отложена.
Палестина в 1939–47
В годы 2-й мировой войны П. была важным транспортным узлом в системе снабжения брит. войск на Ближнем Востоке и в Сев. Африке. Обеспечение воен. потребностей Великобритании способствовало подъёму местного хозяйства, однако привело к дальнейшему отрыву евр. населения от араб. общины в социально-экономич., военно-технич. и политич. развитии. К 1940-м гг. евр. община (ишув) и Евр. агентство создали фактически параллельные мандатной администрации органы гос. власти. У араб. большинства собственные эффективные управленч. и экономич. институты сформированы не были, а араб. политич. верхушка переживала состояние внутр. раскола на фракционной и семейно-клановой основе, что прямо отражалось на деятельности возникшего в 1936 Верховного араб. к-та (ВАК).
В отношении будущего статуса П. ВАК исходил из идеи сохранения её территориальной целостности и араб. идентичности. Аналогичную позицию заняла впоследствии и Лига арабских государств (ЛАГ). В её уставе, принятом в 1945, П. в границах мандата определялась как одна из араб. стран. На этом фоне чётко обозначилось стремление окрепшей евр. общины к нац. самоопределению в П. и её несогласие с брит. политикой. В 1945 это вылилось в вооруж. мятеж, направленный как против мандатных властей, так и против арабов, особенно в тех районах П., где уже отмечалась высокая концентрация евр. населения. Великобритании не удалось самостоятельно прекратить насилие, и в февр. 1947 палестинский вопрос был передан в ООН с целью выработки формулы мирного сосуществования арабов и евреев, а также делегирования местному населению суверенных властных полномочий после прекращения брит. присутствия.
В апр. – мае 1947 араб. государства и ВАК обращались в ООН с требованием рассмотреть вопрос о прекращении мандата на П. и признать её независимость. В авг. 1947 рекомендации по будущему статусу П. представила спец. комиссия ООН. На их основе 29.11.1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181(II), которая предусматривала прекращение мандата и раздел П. на 3 части: араб. гос-во (42% территории), евр. гос-во (56%) и т. н. отдельная единица со спец. междунар. режимом (2%), в которую должны были войти важные в культурно-религ. отношении города Иерусалим и Вифлеем с окрестностями.
Это решение удовлетворило Евр. агентство, однако было категорически отвергнуто ВАК и араб. государствами, с точки зрения которых план раздела противоречил праву араб. населения П. на самоопределение, предоставляя преференции меньшинству (по состоянию на нояб. 1947 евреи составляли ок. 30% жит. мандатной П. и чуть более половины населения территорий, предназначенных для евр. гос-ва, в евр. собственности находилось ок. 7% всех палестинских земель).
В нояб. 1947 в разл. районах П. начались вооруж. столкновения между евреями и арабами. Силовые действия ишува воспринимались ВАК и ЛАГ как мятеж евр. меньшинства, представлявший угрозу для нац. суверенитета араб. П. Однако до завершения мандата привлечение регулярных араб. сил исключалось; с нач. 1948 на стороне формирований палестинских арабов воевала добровольч. «Араб. армия спасения».
Палестина в 1948–96
В апр. – мае 1948 отряды ишува установили контроль над всей территорией, предназначенной для евр. гос-ва, а также над некоторыми районами, которые должны были войти в состав араб. гос-ва, и над отд. территориальными единицами с междунар. режимом. 14.5.1948 Великобритания завершила вывод из П. войск и гражд. персонала и заявила о прекращении мандата, не осуществив при этом передачи властных полномочий местному населению. В тот же день принята Декларация независимости Государства Израиль, в которой, однако, не были обозначены его границы. 15.5.1948 араб. государства объявили о том, что независимость П. в границах мандата стала свершившимся фактом. С целью восстановления мира и безопасности, защиты гражд. населения и сохранения территориальной целостности П. Египет, Иордания, Ирак, Сирия и Ливан направили в неё подразделения своих регулярных армий. Началась 1-я арабо-израильская война 1948–49, закончившаяся поражением араб. сил (см. Арабо-израильские войны).
Во время войны в г. Газа 22.9.1948 ВАК сформировал врем. общепалестинское правительство и созвал Палестинский нац. совет, провозгласивший 1.10.1948 независимость П. в её границах времён мандата. Это решение вступало в противоречие с новыми политич. реалиями и было признано только ЛАГ (за исключением Иордании) и Афганистаном. В итоге часть предназначенной для палестинского гос-ва территории была захвачена Израилем, остальные араб. районы П. (22% её общей историч. площади) оккупированы Иорданией [Зап. берег р. Иордан (ЗБРИ)] и Египтом (сектор Газа). Б. ч. Иерусалима и окрестностей оказалась под контролем Иордании, зап. районы Иерусалима отошли к Израилю. Линии разграничения между Израилем и палестинскими территориями под контролем Иордании и Египта получили назв. «зелёных линий», статуса междунар. границы они не имели.
Одним из последствий воен. действий между арабами и евреями в 1947–49 стал исход не менее 800 тыс. арабов-палестинцев с территорий, вошедших в состав Израиля (ок. 80% их араб. населения). Принадлежавшее им недвижимое имущество перешло в собственность Государства Израиль. Арабы-палестинцы, которые пытались вернуться в свои дома после 1949, выдворялись за пределы Израиля как нелегальные иммигранты.
С 24.5.1949 ЗБРИ управлялся иорданской воен. администрацией, в окт. 1949 король Иордании объявил о слиянии ЗБРИ с территорией королевства. В нояб. 1949 воен. управление упразднено и на ЗБРИ распространена юрисдикция иорданских гражд. властей, в осн. с сохранением прежней правовой системы. В апр. 1950 население ЗБРИ участвовало в выборах депутатов парламента Иордании. 24.4.1950 новоизбранный парламент ратифицировал решение о слиянии ЗБРИ с Иорданией. В секторе Газа егип. власти оставили в силе прежнее брит. законодательство с небольшими изменениями, касавшимися в осн. политич. прав и свобод местного населения. Сектор Газа рассматривался как неотъемлемая часть П.; в адм. отношении в нём сохранялся режим, идентичный мандатному. После Суэцкого кризиса 1956 и врем. оккупации Газы израильтянами в 1956–57 сложившаяся практика егип. управления Газой была восстановлена. В 1962 принята конституция Газы, которая должна была действовать до создания независимого палестинского государства.
Ок. 2/3 бежавших палестинцев оказались на территории ЗБРИ и в секторе Газа, остальные – в соседних араб. странах. Впоследствии ок. 750 тыс. чел. зарегистрированы ООН как беженцы. Для оказания им гуманитарного содействия в мае 1950 начало функционировать Ближневосточное агентство помощи палестинским беженцам и организации работ. Араб. страны рассматривали беженцев из П. как носителей палестинского гражданства (на основе брит. законов времён мандата), не допуская их натурализации (за исключением Иордании) на своей территории, но выдавая им разл. рода врем. удостоверения личности и проездные документы.
До кон. 1950-х гг. у палестинцев отсутствовали нац. политич. организация и общепризнанное руководство. Араб. государства были заинтересованы в том, чтобы консолидировать палестинцев на ЗБРИ, в Газе и за пределами историч. П. под собств. контролем и использовать их усилия, материальные ресурсы для освобождения утраченных территорий и противостояния Израилю. В 1959 в этих целях по инициативе Египта создан Палестинский нац. союз, который, однако, охватывал только палестинцев в самом Египте и секторе Газа. В 1964 под эгидой ЛАГ создана Организация освобождения Палестины (ООП), ставшая первым опытом создания общепалестинских обществ.-политич. институтов. В 1969 она перешла под самостоят. контроль палестинцев и стала организац. ядром их нац. движения.
В результате арабо-израильской войны 5–10.6.1967 Израиль оккупировал остальные районы историч. П.: ЗБРИ, включая вост. часть Иерусалима, и сектор Газа (ок. 400 тыс. палестинцев покинули эти территории). После войны ЗБРИ и сектор Газа были поставлены под управление израильской воен. администрации, все араб. жители переписаны и перерегистрированы. Гражд. вопросы остались в ведении палестинских судов, действовавших по прежним иорданским (ЗБРИ) и египетским (Газа) законам (сама судебная система взята под израильский контроль). Для регулирования повседневной жизни палестинцев, в т. ч. в области безопасности, принят комплекс спец. воен. распоряжений, которые отменяли или существенно модифицировали существовавшие законы, создана система израильских воен. трибуналов. На Вост. Иерусалим была распространена израильская юрисдикция. Его араб. население, в большинстве своём отказавшееся от приобретения израильского гражданства, получило статус «постоянных жителей Иерусалима», дававший ряд преимуществ (свобода передвижения, трудоустройство в Израиле, набор социальных гарантий и т. д.), но предусматривавший уплату всех израильских налогов. В 1967 объединённый Иерусалим провозглашён столицей Израиля (в 1980 этот статус подтверждён принятием Осн. закона об Иерусалиме). Большинство членов междунар. сообщества, включая СССР, эти решения не признали. В документах ООН Вост. Иерусалим, ЗБРИ и сектор Газа, оказавшиеся в июне 1967 под контролем Израиля, классифицируются как оккупиров. территории.
Первоначально евр. поселения создавались в районах новых израильских воен. баз на ЗБРИ и в секторе Газа, впоследствии – на пустующих территориях и в районах в непосредственной близости от палестинских населённых пунктов или внутри них (напр., Вост. Иерусалим, Хеврон). Такая практика позволила Израилю установить эффективный контроль и осваивать новые араб. земли без их формальной аннексии. С 1967 действует практика конфискации и скупки обществ. и частных палестинских земель, а также переселения израильских граждан на занятые территории и создания там инфраструктуры для их постоянного проживания.
С 1967 участники Палестинского движения сопротивления (ПДС), прежде всего ФАТХ, пытались создать на ЗБРИ и в секторе Газа партизанскую инфраструктуру, однако эти усилия были пресечены Израилем. После выдворения ООП из Иордании в 1970 активность ПДС на оккупиров. палестинских территориях резко снизилась. Палестинское население ЗБРИ и сектора Газа временно оказалось без политич. руководства. Лишь в 1973 был создан Палестинский нац. фронт (ПНФ), который позиционировал себя в качестве союзника ООП. В этот период население ЗБРИ и Газы самостоятельно пыталось оказывать сопротивление израильской администрации, организуя в осн. кампании гражд. неповиновения. Ответные меры Израиля носили преим. силовой характер. Преследованиям подвергались любые нарушители оккупац. режима и палестинские активисты. Наряду с тюремными заключениями, в отношении них практиковались депортация, разл. рода коллективные наказания.
В 1972 и 1976 на ЗБРИ и в секторе Газа проведены выборы в муниципальные советы. В 1976 на них впервые одержали победу кандидаты, поддержанные ПНФ и ООП. В 1977 выборы были запрещены, а новоизбранные муниципалитеты распущены, мн. мэры отстранены от своих должностей. В 1978 вместо объявленного израильскими властями вне закона ПНФ создан Нац. руководящий к-т (НРК), который в 1982 также был запрещён.
С 1978 ФАТХ начал сбор в араб. странах средств для поддержки населения оккупиров. территорий П. Деньги использовались на развитие образования, жилищного строительства и с. х-ва с целью сократить растущую миграцию местного населения со ЗБРИ и из сектора Газа, способствовать освоению и застройке земель, на которые могла распространиться израильская поселенч. политика.
В 1980 под эгидой ФАТХ начало функционировать молодёжное движение «Шабиба», которое занималось социально-политич. и гуманитарной деятельностью, в т. ч. с целью завоевать поддержку консервативного провинц. населения. В 1-й пол. 1980-х гг. «Шабиба» оставалась осн. инструментом влияния зарубежного палестинского руководства на оккупиров. территориях.
В 1981 на занятых территориях начала действовать израильская гражд. администрация. Стремясь ослабить позиции палестинских националистов, в т. ч. в муниципалитетах, правительство Израиля инициировало создание т. н. деревенских лиг, с помощью которых намеревалось привлечь на свою сторону аполитичное сельское население и его консервативную элиту. Лиги финансировались непосредственно Израилем, однако составить реальную конкуренцию ООП и входящим в неё организациям они так и не смогли.
С кон. 1970-х гг. на палестинских территориях обозначился рост активности исламистских сил. До поражения ООП и ПДС в Ливане в 1982 они не могли конкурировать с организациями из состава ООП, однако в последующий период начали наращивать своё влияние. Их осн. сферой деятельности стали образование и социальная поддержка населения через благотворит. фонды и ассоциации, в первую очередь в секторе Газа, уровень жизни в котором был существенно ниже, чем на ЗБРИ. В 1988 возникла организация Исламское движение сопротивления (ХАМАС). В состав ООП исламисты не вошли.
В 1987–91 на ЗБРИ и в секторе Газа прошла палестинская «интифада» (восстание), которая вызвала широкий междунар. резонанс. «Интифада» носила преим. мирный характер, не выходя за рамки уличных беспорядков и акций гражд. неповиновения. Однако общая дестабилизация обстановки, сбои в системе безопасности на оккупиров. территориях, широкое использование Израилем воен. силы, а также попытки новых палестинских политич. сил самоутвердиться в условиях обострения конфликта с Израилем создали почву для формирования палестинцами военизиров. группировок и применения насилия.
В 1988 Иордания заявила об отделении ЗБРИ от своей территории в пользу палестинцев. Для ООП это послужило поводом вновь подтвердить свои нац. устремления – в 1988 приняты Декларация независимости Государства Палестина и т. н. политич. коммюнике, из которых вытекало согласие палестинцев на нац. самоопределение на территориях ЗБРИ и сектора Газа в рамках «зелёной линии».
«Интифада» и смягчение политич. позиции ООП способствовали началу в 1991 палестино-израильского мирного процесса. Его результатом стало возвращение нац. руководства из диаспоры непосредственно в П., а также создание ООП в 1994 на части территорий ЗБРИ и в секторе Газа органа палестинского самоуправления с огранич. полномочиями и суверенитетом – Палестинской национальной администрации (ПНА), после чего началась передача ей израильской гражд. администрацией управленч. полномочий и подготовка выборов главы ПНА и членов Палестинского законодат. совета (состоялись в 1996).
Палестина с 1996
Создание ПНА позволило Израилю сократить воен. присутствие на оккупиров. территориях, передать ей отд. полномочия и ответственность за гражд. управление палестинцами, их социально-экономич. благополучие (при поддержке междунар. донорского сообщества) и безопасность, но сохранить за собой полный военно-политич. контроль над оккупиров. территориями и возможность при необходимости вмешиваться в дела палестинских властей. Одновременно Израиль продолжал освоение палестинских территорий, остававшихся вне сферы ответственности ПНА, включая расширение существующих поселений и строительство новых. В отличие от палестинцев, рассматривающих ПНА как первый шаг к нац. государственности, власти Израиля трактуют её создание как предоставление палестинцам контролируемой автономии. В связи с этим возник термин «палестинская автономия», который, однако, некорректен и не отражает реального международно признанного статуса палестинских территорий и власти.
Внутриполитич. ситуация в П. в 1990-х гг. осложнялась конкуренцией между прибывшим из-за рубежа руководством ФАТХ и ООП, с одной стороны, и местными деятелями, в т. ч. молодыми активистами ФАТХ, приобретшими авторитет во время «интифады», – с другой. Острые противоречия обозначились между националистами и исламистами, выступавшими против палестино-израильского мирного процесса и властной монополии ФАТХ в ПНА.
В 2000–05 происходила новая палестинская «интифада». Как и предшествующая, она не была подготовлена заранее, однако осн. роль в ней играли уже не гражд. силы, а политич. организации (националисты, исламисты, «левые»). Общей программы действий у участников «интифады» не было, к тому же они часто соперничали между собой. «Интифада» часто принимала характер вооруж. конфронтации между палестинскими группировками (включая силовые подразделения ПНА) и израильской регулярной армией, проводившей на оккупиров. территориях войсковые операции с использованием тяжёлой боевой техники. Жертвами вооруж. насилия часто становились гражд. лица, в т. ч. на территории Израиля, в результате силовых акций палестинских группировок при участии террористов-смертников.
Палестинское восстание 2000–05 было использовано Израилем для подрыва междунар. авторитета руководства ООП, восстановления своего воен. присутствия и ужесточения режима безопасности на ЗБРИ и в секторе Газа. В результате боевых действий и репрессий против палестинцев нанесён значит. ущерб инфраструктуре ПНА. Восстание способствовало обострению накапливавшихся ранее межпалестинских противоречий, прежде всего между националистами и исламистами.
В июне 2004 Израиль начал строительство т. н. разделит. стены по периметру ЗБРИ, заявив, что тем самым он хочет пресечь неконтролируемый доступ палестинцев со ЗБРИ на территорию Израиля и снять связанные с этим угрозы нац. безопасности. Для палестинцев следствием сооружения стены, прохождение которой в ряде случаев отклоняется от «зелёной линии» в глубь палестинских земель, стало фактич. отчуждение ок. 10% территории ЗБРИ, в осн. под зоны безопасности. Ещё св. 3% территории ЗБРИ оказалось полностью или частично отрезано от остальных палестинских территорий. Некоторые палестинские населённые пункты были отделены от принадлежащих им с.-х. угодий. Произошло нарушение традиц. гуманитарных, экономич. и культурных связей между араб. Вост. Иерусалимом и близлежащими палестинскими городами.
В 2004 Междунар. суд (МС) принял консультативное заключение о том, что возведение стены противоречит нормам междунар. права, нарушает право палестинцев на самоопределение. Он потребовал от Израиля прекращения строительства, демонтажа уже построенных участков и выплаты компенсаций населению. Решение МС утверждено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН ES-10/15 от 20.7.2004, однако Израилем не выполнено. В 2011 завершено строительство 438 км заграждений (61,8% общей планируемой протяжённости). Аналогичного рода заграждения возведены и на границе с сектором Газа.
В 2005 Израиль в одностороннем порядке полностью вывел свои войска и поселения из сектора Газа, однако сохранил за собой полный контроль над сухопутными границами (за исключением границы с Египтом), возд. пространством и территориальными водами.
На ЗБРИ в 2011 насчитывалось 120 полноценных поселений и 94 т. н. поселенч. форпоста, в которых в общей сложности проживало ок. 300 тыс. граждан Израиля (ок. 11% всего населения ЗБРИ). В оккупиров. Вост. Иерусалиме находится ещё 12 поселений (не считая отд. объектов в Старом городе), где проживают ок. 200 тыс. поселенцев. На ЗБРИ поселения формально не аннексированы Израилем, но де факто пользуются экстерриториальным статусом, находятся под охраной израильской армии или собств. полувоенных формирований; для них создана отд. транспортная сеть. Поселенцы, проживающие на ЗБРИ, остаются полноценными гражданами Израиля, на них не распространяется юрисдикция ни палестинских судов, ни израильских воен. трибуналов. В 2010–11 участились столкновения между поселенцами, в т. ч. вооружёнными, и местным населением, сопровождавшиеся потерями среди палестинцев, порчей их имущества и с.-х. угодий. Инфраструктура поселений, разделит. стены, израильские воен. объекты, система контрольно-пропускных пунктов между палестинскими городами приводят к разделению палестинских районов ЗБРИ на отд. анклавы.
В 2006 движение ХАМАС одержало победу на выборах в Палестинский законодат. совет. В 2007 противоречия между ним и движением ФАТХ вызвали внутрипалестинский раскол, в результате которого исламисты захватили власть в секторе Газа, сформировали там собств. правительство и органы безопасности, независимые от ООП и центр. властей ПНА на ЗБРИ.
В 2007 Израиль ввёл блокаду сектора Газа и объявил его «враждебным образованием». С 2005 палестинские группировки в Газе (прежде всего исламисты) периодически обстреливают самодельными ракетами и из миномётов приграничные районы Израиля, предпринимают попытки похищения израильских военнослужащих. Израиль наносит авиа- и арт-удары, проводит наземные операции. Наиболее масштабная имела место зимой 2008–09. С 2009 ХАМАС пытается поставить все местные вооруж. формирования под собств. контроль с целью не провоцировать Израиль на воен. действия.
Окончательный статус оккупиров. палестинских территорий не определён. Палестино-израильский мирный процесс, в рамках которого данная проблема должна быть решена, с перерывами продолжался до 2009 и с того времени практически не продвигается вперёд, несмотря на активные усилия междунар. сообщества, включая Россию, являющуюся коспонсором ближневосточного мирного процесса. Не способствовало этому и принятие Генеральной Ассамблеей ООН в нояб. 2012 значит. большинством голосов решения о придании П. статуса государства-наблюдателя в этой междунар. организации. Израиль и США не поддержали это решение.