ИЗРА́ИЛЬСКОЕ ЦА́РСТВО
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЗРА́ИЛЬСКОЕ ЦА́РСТВО, Израиль, Исраель (евр.), древнее государство в Сев. Палестине в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Географич. ядром И. ц. был горный регион, протянувшийся от сев. подступов к Иерусалиму до Изреельской долины; гл. городами этого региона были Сихем (евр. Шехем; совр. Наблус; по-видимому, первая столица И. ц.), Фирца (евр. Тирца; столица И. ц. в нач. 9 в.), Самария (евр. Шомрон; столица И. ц. со 2-й четв. 9 в. и до конца его существования) и Вефиль (евр. Бет-Эль). В периоды усиления И. ц. под его контролем находилась вся Сев. Палестина (вплоть до г. Дан включительно, т. е. практически до совр. израильско-ливанской границы), а также Заиорданье (территории, непосредственно примыкающие с востока к р. Иордан и Мёртвому морю).
Согласно Библии, к 10 в. на территории Палестины сложилось могущественное евр. царство со столицей в Иерусалиме, однако после смерти царя Соломона (которая может быть отнесена к 920-м или 930-м гг.) это царство раскололось на Северное (И. ц.) и Южное (Иудейское царство со столицей в Иерусалиме). Невзирая на почти постоянные войны друг с другом, два евр. государства находились в тесной связи. Земли И. ц. были более плодородными, чем земли Иудейского царства; ремёсла и гор. жизнь также были более развиты, чем на юге. В периоды воен. усиления И. ц. стремилось превратить Иудейское царство в своего вассала. История И. ц. до нач. 9 в. включительно известна нам только из библейских преданий. На 2-ю треть – сер. 9 в. приходится расцвет И. ц. Это время правления царя Омри (который, согласно Библии, был основателем Самарии) и его сына Ахава. Ко времени Ахава относится первое упоминание И. ц. в др. источниках (кроме Библии) – в рассказе ассир. царя Салманасара III о битве при Каркаре в 853. За периодом политич. слабости (2-я пол. 9 – нач. 8 вв.) последовал новый расцвет И. ц. при Иеровоаме II (786–746).
В ходе воен. кампаний 734–732 ассир. царь Тиглатпаласар III превратил И. ц. в своего данника и значительно уменьшил его территорию. События последних лет существования И. ц. неясны. Согласно одной из надписей ассир. царя Саргона II, в первый год своего правления (722) он разрушил Самарию и положил конец независимости И. ц., но мн. учёные считают, что это произошло ещё при его предшественнике Салманасаре V. Так или иначе, значит. часть жителей И. ц. была депортирована Саргоном II в отдалённые провинции Ассирии, а на территории быв. И. ц. переселены люди из др. стран. Однако в целом местное население сохранило мн. традиции др.-евр. языка, культуры и религии; сформировавшийся на территории бывшего И. ц. своеобразный этнос (самаритяне) хорошо известен по античным и ср.-век. источникам, небольшие общины самаритян сохранились до наших дней.
Согласно Библии, построенный Соломоном в Иерусалиме Храм являлся единственным местом, где можно было совершать богослужение. Цари же, естественно, покровительствовали святилищам, находящимся на территории И. ц. (Вефиль, Дан, Самария). Поэтому они (и прежде всего основатель И. ц. Иеровоам I) трактуются в Библии как отступники, вся история И. ц. предстаёт как греховная, а конец его – как заслуженная кара. На территории И. ц. проповедовали пророки библейские (Илия, Елисей, Амос и Осия).