ПРОРО́КИ БИБЛЕ́ЙСКИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОРО́КИ БИБЛЕ́ЙСКИЕ, в книгах Библии люди, получившие от Бога особые откровения (пророчества).
В евр. Священном Писании пророки чаще всего обозначаются словом «נכיאים» (невиим) [мн. ч. от «נביא» (нави) – вероятно, призванный (Богом) или возвещающий]. В разделе, озаглавленном «Ранние пророки» (книги Иисуса Навина, Судей, 1–4-я Книги Царств), представлены, в частности, легенды о пророках, живших в 11–9 вв. до н. э., – Самуиле, Нафане, Илие, Елисее и др. Книги, приписываемые пророкам 8–6 вв. до н. э. Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 малым пророкам, собраны в разделе, имеющем назв. «Поздние пророки». Эти тексты, кодифицированные, по-видимому, в эллинистич. эпоху, содержат множество дополнений, сделанных позднейшими авторами и редакторами, так что установить подлинные слова пророков чаще всего невозможно. Большинство пророков, упоминаемых в евр. Священном Писании, являлись пророками Бога Яхве, но упоминаются также пророки Ваала и Ашеры. П. б. получали откровения, приходя в состояние экстаза (напр., 4 Цар. 3:15; Иез. 1:3). Пророчества обычно имели политич., этич. (напр., социальная критика) и религ. (обличение нелегитимных культовых практик) характер.
В христианстве пророки евр. Священного Писания почитаются как ветхозаветные пророки, предсказывавшие пришествие Иисуса Христа. Пророком в Новом Завете назван Иоанн Креститель. В раннехристианской лит-ре упоминаются также христианские пророки (напр., 1 Кор. 14; Дидахэ. 11).
Различные библейские персонажи относятся к числу пророков в исламе.
Иконография. Первые изображения П. б. появляются в катакомбах, в первую очередь история Ионы как упомянутого Самим Христом прообраза Воскресения (катакомбы Петра и Марцеллина в Риме, 2-я пол. 3 в.). В монументальном иск-ве изображения 4 великих и 12 малых П. б. (представлены молодыми, безбородыми, со свитками в руках) впервые появляются в мозаиках оконных проёмов баптистерия Православных в Равенне (449–452). В мозаичный цикл пресбитерия ц. Сан-Витале в Равенне (547) также входят образы Исайи и Иеремии со свитками, но уже с бородами.
В вост.-христианском иск-ве изображения 16 ветхозаветных пророков в медальонах известны с 6 в. (Синайский мон. Св. Екатерины, ок. 565). Рукопись «Sacra Parallela» Иоанна Дамаскина (9 в., Нац. б-ка, Париж) иллюстрирована погрудными портретами П. б. в медальонах, соответствующими 3 иконографич. типам: юный безбородый (Даниил), «средовек» (Осия) и седовласый с бородой (Исайя, Иеремия, Аввакум и др.). В сложившейся в ср.-визант. эпоху системе декорации крестово-купольного храма фигуры П. б. располагали в барабане купола под образом Пантократора, где они несут развёрнутые свитки с отрывками из своих писаний (церкви Панагия-тон-Халкеон, 1028, и Св. Апостолов, 1310–12; обе – в г. Салоники), их число в 2 ярусах высокого барабана могло достигать 24 (мон. Манасия, Сербия, сер. 1410-х гг.). Нередко фигуры П. б. изображались вместе с др. библейскими персонажами (напр., Давидом, Соломоном, Моисеем, Аароном). Рукописи т. н. Книги пророков (сер. 10 – 2-я пол. 13 вв.) иллюстрированы портретами П. б. и краткими сценами их житий (Б-ка Ватикана, 13 в., и др. собрания). В иск-ве палеологовского времени возникает иконография пишущих П. б. по типу евангелистов (росписи ц. Введения Богородицы, мон. Каленич, Сербия, 1413).
В др.-рус. иск-ве с появлением и развитием т. н. высокого иконостаса (примерно с 15 в.) сложилась традиция т. н. пророческого чина (ряда), как правило, занимающего 4-й ряд иконостаса (иконы, представляющие П. б. со свитками в руках с цитатами их пророчеств); до 16 в. поясные изображения, позднее в полный рост. Одним из самых ранних примеров принято считать пророческий ряд иконостаса Успенского собора во Владимире (1408 или 1410–11; сохр. 2 иконы). Среди сохранившихся пророческих рядов наиболее ранние – в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.; 12 поясных изображений П. б., объединены по 2 на каждой доске), Успенского собора Тихвинского Богородичного Успенского мон. (16 икон в ГТГ) и из собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон. (ок. 1502, музей Кирилло-Белозерского мон.).
Фигуры П. б. с нимбами и свитками сопровождают новозаветный цикл фресок ц. Св. Георгия на о. Райхенау (ок. 900). В позднероманских и готич. рукописях в инициалах к книгам П. б. предстоят Богу, они показаны с нимбами и в остроконечных евр. шапках (Винчестерская Библия, 1160–75), встречаются также сцены «Видение Иезекииля» и «Валтасаров пир» (обе – там же). Начиная с сер. 9 в. изображения П. б. присутствуют в композициях, передающих идею связи Ветхого и Нового Завета. В рукописях «Каролингского возрождения», а затем «Оттоновского возрождения» П. б. соседствуют с евангелистами. С 12 в. П. б. фигурируют в композиции «Древо Иессеево» (витраж капеллы хора ц. Сен-Дени в Париже, 1144; инициал к Евангелию от Матфея Библии Капуцинов, Нац. б-ка, Париж; роспись потолка ц. Св. Михаила в Хильдесхайме, ок. 1200), где П. б. фланкируют генеалогич. древо предков Христа, а также в композиции «Апостолы на плечах пророков» (портал Баптистерия в Парме, скульптор Б. Антелами, до 1196; витражи юж. трансепта собора в Шартре, ок. 1230; сев. «Княжеский» портал собора в Бамберге, 2-я четв. 13 в.). Шестеро П. б. (Исайя, Иеремия, Давид, Моисей, Даниил, Захария), предсказавшие страдания Мессии, представлены со свитками и окружают постамент Распятия в т. н. Колодце пророков К. Слютера (аббатство Шанмоль в Дижоне, 1395–1403). В период Возрождения П. б. изображались вместе с сивиллами (росписи П. Перуджино в Колледжо-дель-Камбио в Перудже, ок. 1500; Микеланджело в Сикстинской капелле, 1508–12).