Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОРО́КИ БИБЛЕ́ЙСКИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 606-607

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Битнер; А. В. Пожидаева (иконография в раннехристианском и западноевропейском искусстве); М. В. Гринберг (иконография в византийском искусстве)

ПРОРО́КИ БИБЛЕ́ЙСКИЕ, в кни­гах Биб­лии лю­ди, по­лу­чив­шие от Бо­га осо­бые от­кро­ве­ния (про­ро­че­ст­ва).

В евр. Свя­щен­ном Пи­са­нии про­ро­ки ча­ще все­го обо­зна­ча­ют­ся сло­вом «נכיאים» (не­ви­им) [мн. ч. от «נביא» (на­ви) – ве­ро­ят­но, при­зван­ный (Бо­гом) или воз­ве­щаю­щий]. В раз­де­ле, оза­глав­лен­ном «Ран­ние про­ро­ки» (кни­ги Ии­су­са На­ви­на, Су­дей, 1–4-я Кни­ги Царств), пред­став­ле­ны, в ча­ст­но­сти, ле­ген­ды о про­ро­ках, жив­ших в 11–9 вв. до н. э., – Са­муи­ле, На­фа­не, Илие, Ели­сее и др. Кни­ги, при­пи­сы­вае­мые про­ро­кам 8–6 вв. до н. э. Исайе, Ие­ре­мии, Ие­зе­кии­лю и 12 ма­лым про­ро­кам, со­б­ра­ны в раз­де­ле, имею­щем назв. «Позд­ние про­ро­ки». Эти тек­сты, ко­ди­фи­ци­ро­ван­ные, по-ви­ди­мо­му, в эл­ли­ни­стич. эпо­ху, со­дер­жат мно­же­ст­во до­пол­не­ний, сде­лан­ных позд­ней­ши­ми ав­то­ра­ми и ре­дак­то­ра­ми, так что ус­та­но­вить под­лин­ные сло­ва про­ро­ков ча­ще все­го не­воз­мож­но. Боль­шин­ст­во про­ро­ков, упо­ми­нае­мых в евр. Свя­щен­ном Пи­са­нии, яв­ля­лись про­ро­ка­ми Бо­га Ях­ве, но упо­ми­на­ют­ся так­же про­ро­ки Ваа­ла и Аше­ры. П. б. по­лу­ча­ли от­кро­ве­ния, при­хо­дя в со­стоя­ние экс­та­за (напр., 4 Цар. 3:15; Иез. 1:3). Про­ро­че­ст­ва обыч­но име­ли по­ли­тич., этич. (напр., со­ци­аль­ная кри­ти­ка) и ре­лиг. (об­ли­че­ние не­ле­ги­тим­ных куль­то­вых прак­тик) ха­рак­тер.

В хри­сти­ан­ст­ве про­ро­ки евр. Свя­щен­но­го Пи­са­ния по­чи­та­ют­ся как вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки, пред­ска­зы­вав­шие при­ше­ст­вие Ии­су­са Хри­ста. Про­ро­ком в Но­вом За­ве­те на­зван Ио­анн Кре­сти­тель. В ран­не­хри­сти­ан­ской лит-ре упо­ми­на­ют­ся так­же хри­сти­ан­ские про­ро­ки (напр., 1 Кор. 14; Ди­да­хэ. 11).

Раз­лич­ные биб­лей­ские пер­со­на­жи от­но­сят­ся к чис­лу про­ро­ков в ис­ла­ме.

Пророки библейские. Мозаика в южном куполе нартекса церкви Кахрие-джами в Константинополе (Стамбул). Ок. 1315–21. Фото П. С. Павлинова

Ико­но­гра­фия. Пер­вые изо­бра­же­ния П. б. по­яв­ля­ют­ся в ка­та­ком­бах, в пер­вую оче­редь ис­то­рия Ио­ны как упо­мя­ну­то­го Са­мим Хри­стом про­об­ра­за Вос­кре­се­ния (ка­та­ком­бы Пет­ра и Мар­цел­ли­на в Ри­ме, 2-я пол. 3 в.). В мо­ну­мен­таль­ном иск-ве изо­бра­же­ния 4 ве­ли­ких и 12 ма­лых П. б. (пред­став­ле­ны мо­ло­ды­ми, без­бо­ро­ды­ми, со свит­ка­ми в ру­ках) впер­вые по­яв­ля­ют­ся в мо­заи­ках окон­ных про­ёмов бап­ти­сте­рия Пра­во­слав­ных в Ра­вен­не (449–452). В мо­за­ич­ный цикл прес­би­те­рия ц. Сан-Ви­та­ле в Ра­вен­не (547) так­же вхо­дят об­ра­зы Исайи и Ие­ре­мии со свит­ка­ми, но уже с бо­ро­да­ми.

В вост.-хри­сти­ан­ском иск-ве изо­бра­же­ния 16 вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков в ме­даль­о­нах из­вест­ны с 6 в. (Си­най­ский мон. Св. Ека­те­ри­ны, ок. 565). Ру­ко­пись «Sa­cra Parallela» Ио­ан­на Да­ма­ски­на (9 в., Нац. б-ка, Па­риж) ил­лю­ст­ри­ро­ва­на по­груд­ны­ми порт­ре­та­ми П. б. в ме­даль­о­нах, со­от­вет­ст­вую­щи­ми 3 ико­но­гра­фич. ти­пам: юный без­бо­ро­дый (Да­ни­ил), «сре­до­век» (Осия) и се­до­вла­сый с бо­ро­дой (Исайя, Ие­ре­мия, Ав­ва­кум и др.). В сло­жив­шей­ся в ср.-ви­зант. эпо­ху сис­те­ме де­ко­ра­ции кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма фи­гу­ры П. б. рас­по­ла­га­ли в ба­ра­ба­не ку­по­ла под об­ра­зом Пан­то­кра­то­ра, где они не­сут раз­вёр­ну­тые свит­ки с от­рыв­ка­ми из сво­их пи­са­ний (церк­ви Па­на­гия-тон-Хал­ке­он, 1028, и Св. Апо­сто­лов, 1310–12; обе – в г. Са­ло­ни­ки), их чис­ло в 2 яру­сах вы­со­ко­го ба­ра­ба­на мог­ло дос­ти­гать 24 (мон. Ма­на­сия, Сер­бия, сер. 1410-х гг.). Не­ред­ко фи­гу­ры П. б. изо­бра­жа­лись вме­сте с др. биб­лей­ски­ми пер­со­на­жа­ми (напр., Да­ви­дом, Со­ло­моном, Мои­се­ем, Аа­ро­ном). Ру­ко­пи­си т. н. Кни­ги про­ро­ков (сер. 10 – 2-я пол. 13 вв.) ил­лю­ст­ри­ро­ва­ны порт­ре­та­ми П. б. и крат­ки­ми сце­на­ми их жи­тий (Б-ка Ва­ти­ка­на, 13 в., и др. со­б­ра­ния). В иск-ве па­лео­ло­гов­ско­го вре­ме­ни воз­ни­ка­ет ико­но­гра­фия пи­шу­щих П. б. по ти­пу еван­ге­ли­стов (рос­пи­си ц. Вве­де­ния Бо­го­ро­ди­цы, мон. Ка­ле­нич, Сер­бия, 1413).

В др.-рус. иск-ве с по­яв­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем т. н. вы­со­ко­го ико­но­ста­са (при­мер­но с 15 в.) сло­жи­лась тра­ди­ция т. н. про­ро­че­ско­го чи­на (ря­да), как пра­ви­ло, за­ни­маю­ще­го 4-й ряд ико­но­ста­са (ико­ны, пред­став­ляю­щие П. б. со свит­ка­ми в ру­ках с ци­та­та­ми их про­ро­честв); до 16 в. по­яс­ные изо­бра­же­ния, позд­нее в пол­ный рост. Од­ним из са­мых ран­них при­ме­ров при­ня­то счи­тать про­ро­че­ский ряд ико­но­ста­са Ус­пен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре (1408 или 1410–11; сохр. 2 ико­ны). Сре­ди со­хра­нив­ших­ся про­ро­че­ских ря­дов наи­бо­лее ран­ние – в Тро­иц­ком со­бо­ре Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры (1420-е гг.; 12 по­яс­ных изо­бра­же­ний П. б., объ­е­ди­не­ны по 2 на ка­ж­дой дос­ке), Ус­пен­ско­го со­бо­ра Тих­вин­ско­го Бо­го­ро­дич­но­го Ус­пен­ско­го мон. (16 икон в ГТГ) и из со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы в Фе­ра­пон­то­вом мон. (ок. 1502, му­зей Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон.).

Пророк Иеремия. Фрагмент «Колодца пророков». Скульптор К. Слютер. Монастырь Шанмоль в Дижоне. 1395–1403.

Фи­гу­ры П. б. с ним­ба­ми и свит­ка­ми со­про­во­ж­да­ют но­во­за­вет­ный цикл фре­сок ц. Св. Ге­ор­гия на о. Рай­хе­нау (ок. 900). В позд­не­ро­ман­ских и го­тич. ру­ко­пи­сях в ини­циа­лах к кни­гам П. б. пред­сто­ят Бо­гу, они по­ка­за­ны с ним­ба­ми и в ост­ро­ко­неч­ных евр. шап­ках (Вин­че­стер­ская Биб­лия, 1160–75), встре­ча­ют­ся так­же сце­ны «Ви­де­ние Ие­зе­кии­ля» и «Вал­та­са­ров пир» (обе – там же). На­чи­ная с сер. 9 в. изо­бра­же­ния П. б. при­сут­ст­ву­ют в ком­по­зи­ци­ях, пе­ре­даю­щих идею свя­зи Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та. В ру­ко­пи­сях «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния», а за­тем «От­то­нов­ско­го воз­ро­ж­де­ния» П. б. со­сед­ст­ву­ют с еван­ге­ли­ста­ми. С 12 в. П. б. фи­гу­ри­ру­ют в ком­по­зи­ции «Дре­во Иес­сее­во» (вит­раж ка­пел­лы хо­ра ц. Сен-Де­ни в Па­ри­же, 1144; ини­ци­ал к Еван­ге­лию от Мат­фея Биб­лии Ка­пу­ци­нов, Нац. б-ка, Па­риж; рос­пись по­тол­ка ц. Св. Ми­хаи­ла в Хиль­дес­хай­ме, ок. 1200), где П. б. флан­ки­ру­ют ге­неа­ло­гич. дре­во пред­ков Хри­ста, а так­же в ком­по­зи­ции «Апо­сто­лы на пле­чах про­ро­ков» (пор­тал Бап­ти­сте­рия в Пар­ме, скульп­тор Б. Ан­те­ла­ми, до 1196; вит­ра­жи юж. тран­сеп­та со­бо­ра в Шар­тре, ок. 1230; сев. «Кня­же­ский» пор­тал со­бо­ра в Бам­бер­ге, 2-я четв. 13 в.). Шес­те­ро П. б. (Исайя, Ие­ре­мия, Да­вид, Мои­сей, Да­ни­ил, За­ха­рия), пред­ска­зав­шие стра­да­ния Мес­сии, пред­став­ле­ны со свит­ка­ми и ок­ру­жают по­ста­мент Рас­пя­тия в т. н. Ко­лод­це про­ро­ков К. Слю­те­ра (аб­бат­ст­во Шан­моль в Ди­жо­не, 1395–1403). В пе­ри­од Воз­ро­ж­де­ния П. б. изо­бра­жа­лись вме­сте с си­вил­ла­ми (рос­пи­си П. Пе­руд­жи­но в Кол­лед­жо-дель-Кам­био в Пе­руд­же, ок. 1500; Ми­ке­ланд­же­ло в Сик­стин­ской ка­пел­ле, 1508–12).

Лит.: Reau L. Iconographie de l’art chretien: introduction generale. P., 1956. Vol. 2. Pt. 1; Lexikon der Christlischen Ikonographie. Frei­burg im Breisgau, 1971. Bd 3; Aune D. E. Prophecy in early Christianity and the ancient Mediterranean world. Grand Rapids, 1983; Lowden J. Illuminated Prophet Books: A study of Byzantine manuscripts of the Major and Minor Prophets. University Park; L., 1988; Blenkinsopp J. A history of prophesy in Israel. Louisville, 1996; Ро­фэ А. По­ве­ст­во­ва­ния о про­ро­ках: Ли­те­ра­тур­ные жан­ры и ис­то­рия. М.; Ие­ру­са­лим, 1997; Noegel S. B., Wheeler B. M. Historical dictionary of Prophets in Islam and Judaism. Lanham; L., 2002; Nis­sinen M. Prophets and prophesy in the ancient Near East. Atlanta, 2003; Маль Э. Ре­ли­ги­оз­ное ис­кус­ст­во XIII в. во Фран­ции. М., 2009.

Вернуться к началу