«ОТТО́НОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́НИЕ»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ОТТО́НОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́НИЕ», культурный подъём (ок. 950 – ок. 1050) на территории Восточно-Франкского королевства и Священной Рим. империи в период правления Саксонской династии. Укрепление государственности, связанное с образованием Священной Рим. империи германской нации после длительного кризиса нач. 10 в., сопровождалось расцветом придворной культуры по образцу просвещённого двора Карла I Великого и образованием гор. соборных школ, устроенных наподобие монастырских школ «Каролингского возрождения». Общее для всей Европы ожидание конца света в 1000 проявлялось в Священной Рим. империи как в эсхатологических настроениях, так и в развитии имперских амбиций. Для их реализации иск-во «О. в.» обращается к культуре и иск-ву «Каролингского возрождения», раннехристианского периода и (отчасти) Византии. Термин «возрождение», т. о., ещё менее соответствует сути явления, чем в случае с «Каролингским ренессансом», поскольку «О. в.» было направлено не столько на возрождение культуры отдалённого прошлого, сколько на продолжение традиции непосредственных предшественников.
Архитектура и изобразительное искусство
В церковной архитектуре «О. в.» сосуществуют неск. типов зданий. Уникальной постройкой, предвосхищающей тип зрелой романской базилики, является крипта Виперта в Кведлинбурге (936), построенная в форме короткой сводчатой базилики с обходом хора и чередованием сильных и слабых опор. Развитие и совершенствование каролингского типа церковного здания можно видеть на примерах церквей Св. Пантелеимона в Кёльне (964–980), Св. Кириака в Гернроде (после 959–965), Св. Михаила в Хильдесхайме (после 1010–1033), которые представляют собой базилики с плоскими стропильными перекрытиями, с двусторонней ориентацией (алтарные апсиды расположены как на восточной, так и на зап. стороне) и с вестверком, с чередующимися опорами, квадратными башнями над средокрестием и круглыми или восьмигранными – у ветвей трансептов. Снаружи применяется лишь самый простой декор – т. н. ломбардский (плоская слепая аркада). В интерьере средокрестия отделяют от нефов полосатые арки каролингского типа. В продолжение раннехристианской традиции тонкостенной базилики на колоннах возводятся церкви на о. Райхенау на Боденском оз.: Св. Георгия в Оберцелле (заложена ок. 900, завершена к 1000), Святых Марии и Марка в Миттельцелле (до 1048) и Святых Петра и Павла в Нидерцелле (сер. 11 в.); о каролингском наследии в них напоминают лишь двойная ориентация и невысокие башни над средокрестием. Наконец, ряд построек сформировался под влиянием дворцовой имп. капеллы Карла Великого в Ахене: её упрощённую копию представляет собой капелла в Оттмарсхейме (1049), частичную цитату – хор монастырской ц. Троицы в Эссене (1039–58). После женитьбы имп. Оттона II на визант. царевне Феофано в архитектуру проникают визант. влияния – редкий пример полностью сводчатой базилики на колоннах представляет собой капелла Св. Варфоломея в Падерборне (1017), построенная визант. мастерами. Архитектура «О. в.» сосуществует с «первым романским стилем» за пределами империи, также вызванным к жизни активной деятельностью монастырей и подъёмом строительства после кризиса 1-й пол. 10 в.
В кон. 10 в. складываются устойчивые формы скульптурного декора церковного интерьера: надалтарные деревянные «Распятия» («Распятие Геро» из Кёльна, воспроизводящее, по-видимому, иконографию визант. миниатюры или таблетки из слоновой кости, между 969 и 976), небольшие статуи-реликварии («Эссенская Дева», ок. 980, Эссенский собор, дерево, листовое золото), монументальные канделябры для пасхальной свечи [сделанная по образцу рим. колонны Траяна «колонна Бернварда» (по имени заказчика еп. Бернварда Хильдесхаймского) в ц. Св. Михаила в Хильдесхайме, ок. 1020], антепендиумы («Золотой алтарь» Генриха II для Базельского собора, 1002–19, ныне в Музее Клюни в Париже), украшенные бронзовыми рельефами двери [«Хильдесхаймские врата» с параллельными циклами сюжетов из Ветхого и Нового Заветов в ц. Св. Михаила в Хильдесхайме (между 1008 и 1015), вдохновлённые рим. раннехристианскими резными дверями базилики Санта-Сабина]. В скульптуре малых форм преобладают резные оклады из слоновой кости (т. н. Берлинский диптих, последняя четв. 10 в., Гос. музеи, Берлин) и золотые выносные распятия, украшения которых нередко включают в себя античные геммы, камеи и др. [крест Хериберта Кёльнского (последняя четв. 10 в.) с лазуритовой головкой имп. Ливии (нач. 1 в. н. э.), сокровищница собора, Кёльн]. Хронист Радульф Глабр упоминает золотую сферу, которой короновал папа Бенедикт Генриха II в 1014. Она была сделана в форме яблока с геммами, увенчанного золотым крестом.
Хронисты упоминают ок. 30 фресковых ансамблей оттоновского периода, но до наших дней дошли лишь немногие фрагменты. Единственный практически полностью сохранившийся цикл – росписи нефа ц. Св. Георгия на о. Райхенау (ок. 1000), посвящённые чудесам Христа и родственные по программе каролингской росписи в ц. Св. Иоанна в Мюстаире (ок. 800). Гл. вид живописи «О. в.» – миниатюра книжная, преобладающий тип книги – евангелиарий (книга евангельских чтений на литургии) с длинным новозаветным циклом из полностраничных миниатюр. В рукописях, заказанных для имп. двора, обязательно присутствовали посвятительные миниатюры с изображением императора на троне в окружении аллегорий провинций Империи (Евангелиарий Оттона III, ок. 1000, Гос. б-ка, Бамберг).
На рубеже 10–11 вв. складывается неск. школ миниатюры. Школа Райхенау выполняла б. ч. императорских и епископских заказов. Её стиль сформировался на основе синтеза каролингских, визант. и раннехристианских образцов. Уже ранние памятники этой школы (Кодекс Эгберта, 985, Гор. б-ка, Трир) демонстрируют его черты: замена архитектурно-пейзажной среды на абстрактные золотые или рассветно-розовые фоны, изменение пропорций фигур, сближение их с поздним рим. портретом (увеличение размеров глаз, подчёркнутая жестикуляция), «абстрактная экспрессия» поз и жестов, предвосхищающая зрелый романский стиль. Лаконичность повествоват. сцен сочетается с обилием персонификаций в сценах догматического и посвятительного характера (миниатюры «Райские реки» и «Источник жизни» в Бамбергском евангелиарии, Гос. б-ка, Бамберг), персонификация Церкви в «Комментарии на Песнь Песней» (кон. 10 в., там же). Классич. примеры зрелого стиля Райхенау (т. н. группа Лиутара) представляют собой Евангелиарий Оттона III, Бамбергский апокалипсис (ок. 1000–20, Гос. б-ка, Бамберг) и Перикопы Генриха II (нач. 11 в., Баварская нац. б-ка, Мюнхен), чьи миниатюры характеризуются полным исчезновением пространственных планов (так, город Наин в сцене «Воскрешение сына вдовы» в Евангелиарии Оттона III оказывается висящим на золотом фоне), сокращением числа персонажей при сохранении визант. иконографии, визионерской экспрессией в несюжетных сценах (так, в Евангелиарии Оттона III формируется особая иконография евангелиста, восседающего на троне в окружении пророков у истока одной из райских рек). Миниатюры школы Регенсбурга часто приобретают функцию богословского комментария (Евангелиарий аббатисы Уты, 1-я четв. 11 в., Баварская нац. б-ка, Мюнхен). Так, лист «Распятие с Жизнью и Смертью» разделён на условные геометрич. поля, заполненные аллегорич. фигурами Жизни, Смерти, Церкви, Синагоги, Солнца, Луны и др. В сцене коронования Генриха II из его Коронационного лекционария (1-я четв. 11 в., Баварская нац. б-ка, Мюнхен) взаимоналожение двух сцен («Вознесение с Христом и ангелами» и «Император с предстоящими») на нейтральном орнаментальном поле рождает новый смысл небесной инвеституры императора. Миниатюры школы Кёльна (Евангелие Хитды, 1000–1020, Б-ка земли Гессен, Дармштадт) в наибольшей степени связаны с влияниями визант. миниатюры, им свойственны пластичность, объёмность фигур, изысканная разбелённость колорита, свобода и динамика композиций (так, в сцене «Буря на море Галилейском» лодка с сорванным парусом пересекает поле листа по диагонали), отсутствие условности и иератизма др. школ оттоновской миниатюры. «О. в.» – последний из «средневековых ренессансов», суммировавший опыт предыдущих «возрождений» и во многом предопределивший черты зрелого романского стиля как в архитектуре, так и в изобразит. иск-ве.
Литература
«О. в.» носила в осн. религ. характер. Активно развивалась агиография; вырабатывались разл. типы житий (житие епископа, монаха, отшельника, святой жены и т. д.); при этом заметны стремление сохранить историч. достоверность, интерес к личности святого, обилие биографич. деталей («Житие св. Эдмунда, короля и мученика» Аббона Флерийского). Жития наиболее почитаемых святых переписывались в соответствии с новым каноном («Житие св. Григория Туронского» Одилона Клюнийского). В связи с возрастанием роли епископата создавались жития основателей монастырей и покровителей диоцезов («Житие св. Фолькуина, епископа Тарвеннского» Фолькуина Лоббского). Церковная реформа 10 в. («бенедиктинское возрождение») привела к возникновению житий-биографий, в которых жизнь святого являла не только пример для подражания, но и подтверждение правильности преобразований в церковной жизни (анонимное «Житие св. Дунстана»). Церковное историописание в этот период развивалось в виде историй отд. диоцезов и монастырей («О деяниях настоятелей Лоббского монастыря» Фолькуина Лоббского). Получили распространение историч. повествования об отд. народах («Деяния саксов» Видукинда Корвейского); биографич. сочинения, прославляющие династию Оттонов. Крупнейшие представители «О. в.» – поэтесса Хротсвита, автор поэмы «Песнь о деяниях Оттона», стихотв. переложений житий святых («История страдания св. Агнеты»), «комедий» на житийные темы, а также историк Лиутпранд Кремонский (10 в.). В 11 в. появились первый европ. рыцарский роман в лат. стихах «Руодлиб» и лат. любовная лирика («Кембриджские песни»).