СЛЮ́ТЕР КЛАУС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЛЮ́ТЕР (Sluter) Клаус [ок. 1340 (по др. данным, ок. 1350 или ок. 1360), Харлем – между 24.9.1405 и 30.1.1406, Дижон], нидерл. скульптор. С 1379 числится в документах гильдии каменщиков в Брюсселе; возможно, работал над статуями сидящих пророков для брюссельской Ратуши. С 1385 в Дижоне на службе у герцога бургундского Филиппа II Смелого, приглашён в помощь скульптору Ж. де Марвилю для работы над статуями на фасаде часовни картезианского мон. Шанмоль, служившей усыпальницей бургундских герцогов. После смерти Марвиля (1389) сменил его на посту придворного мастера, став владельцем его мастерской, и исполнил б. ч. скульптуры портала: портретные статуи герцога и его супруги Маргариты Фландрской, фигуры их святых покровителей и Мадонну с Младенцем на центр. столбе (ансамбль завершён в 1397). Опираясь на традиции высокой готики во Франции и Нидерландах, С. выступил как новатор и один из основоположников иск-ва т. н. арс нова: его статуи приобрели самостоят. значение по отношению к архитектуре, объёмы тел больше не скрадывались складками одеяний, а портретные образы получили индивидуальные характеристики.
Ок. 1396–1406 совм. со своим племянником и преемником, скульптором К. де Верве, и живописцем Ж. Малуэлем работал над монументальной скульптурной группой «Голгофа», находившейся во дворе мон. Шанмоль. От неё сохранилось 6-гранное основание, окружённое статуями пророков, – т. н. Колодец пророков («Колодец Моисея»), а также фрагмент статуи Христа (Археологич. музей, Дижон). Статуи отличаются выразительностью, благодаря сочетанию монументальных пластич. форм с богатой текстурой поверхности и острыми психологич. характеристиками образов. После смерти Филиппа II Смелого (1404) работал над его гробницей (начала сооружаться Ж. де Марвилем в 1381, завершена Верве в 1411, Музей изящных искусств, Дижон), сильно пострадавшей во время Франц. революции 18 в. и восстановленной в 1818–23. С. принадлежат фигуры оплакивающих (расположены в нишах на стенках саркофага), чья скорбь выражена эмоционально и натуралистично. Творчество С. в значит. мере определило пути развития скульптуры и живописи эпохи Возрождения в Нидерландах, Франции, Германии и отчасти в Испании.