Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛЮ́ТЕР КЛАУС

Авторы: Н. А. Истомина
Фото Н. И. Фроловой К. Слютер. «Колодец пророков» («Колодец Моисея») в монастыре Шанмоль в Дижоне. Ок. 1396–1406.

СЛЮ́ТЕР (Sluter) Кла­ус [ок. 1340 (по др. дан­ным, ок. 1350 или ок. 1360), Хар­лем – ме­ж­ду 24.9.1405 и 30.1.1406, Ди­жон], ни­дерл. скульп­тор. С 1379 чис­лит­ся в до­ку­мен­тах гиль­дии ка­мен­щи­ков в Брюс­се­ле; воз­мож­но, ра­бо­тал над ста­туя­ми си­дя­щих про­ро­ков для брюс­сель­ской Ра­ту­ши. С 1385 в Ди­жо­не на служ­бе у гер­цо­га бур­гунд­ско­го Фи­лип­па II Сме­ло­го, при­гла­шён в по­мощь скульп­то­ру Ж. де Мар­ви­лю для ра­бо­ты над ста­туя­ми на фа­са­де ча­сов­ни кар­те­зи­ан­ско­го мон. Шан­моль, слу­жив­шей усы­паль­ни­цей бур­гунд­ских гер­цо­гов. По­сле смер­ти Мар­ви­ля (1389) сме­нил его на по­сту при­двор­но­го мас­те­ра, став вла­дель­цем его мас­тер­ской, и ис­пол­нил б. ч. скульп­ту­ры пор­та­ла: порт­рет­ные ста­туи гер­цо­га и его суп­ру­ги Мар­га­ри­ты Фландр­ской, фи­гу­ры их свя­тых по­кро­ви­те­лей и Ма­дон­ну с Мла­ден­цем на центр. стол­бе (ан­самбль за­вер­шён в 1397). Опи­ра­ясь на тра­ди­ции вы­со­кой го­ти­ки во Фран­ции и Ни­дер­лан­дах, С. вы­сту­пил как но­ва­тор и один из ос­но­во­по­лож­ни­ков иск-ва т. н. арс но­ва: его ста­туи при­об­ре­ли са­мо­сто­ят. зна­че­ние по от­но­ше­нию к ар­хи­тек­ту­ре, объ­ё­мы тел боль­ше не скра­ды­ва­лись склад­ка­ми одея­ний, а порт­рет­ные об­ра­зы по­лу­чи­ли ин­ди­ви­ду­аль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки.

Ок. 1396–1406 совм. со сво­им пле­мян­ни­ком и пре­ем­ни­ком, скульп­то­ром К. де Вер­ве, и жи­во­пис­цем Ж. Ма­лу­элем ра­бо­тал над мо­ну­мен­таль­ной скульп­тур­ной груп­пой «Гол­го­фа», на­хо­див­шей­ся во дво­ре мон. Шан­моль. От неё со­хра­ни­лось 6-гран­ное ос­но­ва­ние, ок­ру­жён­ное ста­туя­ми про­ро­ков, – т. н. Ко­ло­дец про­ро­ков («Ко­ло­дец Мои­сея»), а так­же фраг­мент ста­туи Хри­ста (Ар­хео­ло­гич. му­зей, Ди­жон). Ста­туи от­ли­ча­ют­ся вы­ра­зи­тель­но­стью, бла­го­да­ря со­че­та­нию мо­ну­мен­таль­ных пла­стич. форм с бо­га­той тек­сту­рой по­верх­но­сти и ост­ры­ми пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми об­ра­зов. По­сле смер­ти Фи­лип­па II Сме­ло­го (1404) ра­бо­тал над его гроб­ни­цей (на­ча­ла со­ору­жать­ся Ж. де Мар­ви­лем в 1381, за­вер­ше­на Вер­ве в 1411, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Ди­жон), силь­но по­стра­дав­шей во вре­мя Франц. ре­во­лю­ции 18 в. и вос­ста­нов­лен­ной в 1818–23. С. при­над­ле­жат фи­гу­ры оп­ла­ки­ваю­щих (рас­по­ло­же­ны в ни­шах на стен­ках сар­ко­фа­га), чья скорбь вы­ра­же­на эмо­цио­наль­но и на­ту­ра­ли­стич­но. Твор­че­ст­во С. в зна­чит. ме­ре оп­ре­де­ли­ло пу­ти раз­ви­тия скульп­ту­ры и жи­во­пи­си эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния в Ни­дер­лан­дах, Фран­ции, Гер­ма­нии и от­час­ти в Ис­па­нии.

Лит.: C. Sluter en Bourgogne: Mythe et representations. Dijon, 1990; Morand K. C. Sluter: Artist at the court of Burgundy. L., 1991.

Вернуться к началу