ЛАХИ́Ш
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАХИ́Ш, Лагиш (в синодальном переводе Библии – Лахис), древний город в Палестине, в предгорьях Шефелы, вблизи гл. дороги от приморской равнины к холмам Хеврона. Известен по егип. и ассир. письменным источникам [папирус, датируемый 9–20-м годами правления Аменхотепа II (ок. 1427–1402 до н. э.); неск. писем 14 в. до н. э. из архива Телль-эль-Амарны; надписи Ниневии] и изображениям. В Библии Л. (упомянут более 20 раз) предстаёт как один из древнейших городов Ханаана. Царь Л. участвовал в союзе 5 царей юга против Иисуса Навина, и Л. был осаждён израильтянами (Нав. 10:3–32). Царь Иудеи Ровоам укрепил город после разделения царств (2 Пар. 11:9). Здесь был убит царь Амасия (4 Цар. 14:19; 2 Пар. 25:27). Описан захват Л. Синаххерибом (4 Цар. 18:14–17, 19:8). Л. упомянут у пророка Иеремии (Иер. 34:7) наряду с Азекой как город Иудеи, ещё сопротивляющийся Навуходоносору II.
Л. идентифицирован амер. археологом У. Олбрайтом в 1929 с городищем Телль-эд-Дувейр (иврит – Тель-Лахиш, M. R.135108 по израильской топомаркировке) в 40 км к юго-западу от Иерусалима, что позднее подтвердили раскопки. Холм (пл. основания ок. 12 га; почти прямоугольной вершины – более 7 га) со всех сторон окружён обрывистыми склонами, кроме юго-зап. угла, где, как правило, располагались мощные ворота; для обеспечения водой имелись колодцы (один изучен в сев.-вост. углу города). Раскопки англ. археологов (Дж. Л. Старки, О. Тафнелл, Дж. Л. Хардинг) в 1932–38, израильских в 1960-х гг. (И. Ахарони) и 1973–87 (Д. Уссишкин). Есть материалы эпох керамического неолита (5500–4500 до н. э.), энеолита (4500–3300 до н. э.) и с начала бронзового века (ок. 3300–3000 до н. э.) до периода эллинизма. Выделены 7 уровней обживания и слои 5 пожаров, уничтожавших Лахиш.
К среднему бронзовому веку относятся 120 скальных гробниц (2000–1800 до н. э.) на склоне холма; остатки гласиса (1800–1500), дворца на вершине холма (стены из сырцового кирпича с включением камня, вероятно, от более древнего сооружения), который погиб при большом пожаре (ок. 1200). Руины дворца были использованы под мастерские, неподалёку располагалось святилище (перекрыты дворцом иудейского периода). В сев.-зап. углу холма, в заброшенном гор. рву, был построен храм (т. н. Храм-во-рву): прямоугольный (10 × 5 м), вытянут по линии север – юг, со спец. пристройкой для входа в гл. зал, перекрытие которого опиралось на 4 колонны, алтарь (пристенная скамья для приношений) в юж. части был поднят на платформу; за ним имелось 2 вспомогат. помещения, снаружи – ямы для приношений (среди находок – микенский килик, изделия из слоновой кости, егип. фаянсовые сосуды, скарабей, ювелирные украшения). В ходе перестроек были увеличены размеры храма, добавлены помещения и скамьи; последняя фаза соотносится с уровнем VII – эпохой расцвета Ханаана (13–12 вв.), когда Л. был восстановлен после разрушения. Уровень VI принадлежит концу эпохи Ханаана; Л. находился под контролем Египта; на вершине холма были построены ещё один храм (в египетском стиле) и гор. ворота, где найден картуш Рамсеса III. Л. уровня VI погиб под ударом народов моря (в т. ч. филистимлян) ок. 1150–30 до н. э.
В эпоху единого Израильского царства (10 в. до н. э.) Л. заселяют, вероятно, израильтяне. Этот уровень (V) плохо изучен (перекрыт слоем пожара, датируемого ок. 925), но следующий (IV), связанный с эпохой царя Асы (908–867) или Иосафата (870–846), представляет один из гл. городов Иудейского царства, с дворцом-цитаделью на высокой платформе в центре холма. Л. имел сырцовую стену на середине склона, выше – гласис, по краю плато – ещё более мощную стену на каменном основании, с башнями и массивными 6-камерными воротами. В правление царя Езекии (ок. 727–698; уровень III) плотность застройки Л. возрастает, расширяют дворец, дополнительно укрепляют стены и ворота. Среди находок – многочисл. ручки сосудов со штампом «ламелех» («принадлежит царю»), назв. города (обычно «Хеврон») и изображением скарабея или солнечного диска с крыльями. Выступление Езекии против Синаххериба привело в 701 до н. э. к разрушению Л. среди 46 (по счёту Синаххериба) городов; изучены осадные и защитные насыпи; найдены пластины панцирей, наконечники стрел, камни для пращей и огромные (для боевых маятников) цепи от них. Это соответствует изображениям на рельефе (имел длину ок. 26,85 м, сохранившийся фрагмент – 18,85 м), установленном в зале ассир. дворца в Ниневии: тяжеловооружённые ассир. воины стреляют из луков; жители покидают Л.; стенобитная машина движется к воротам; ещё 6 машин стоят на гл. осадном валу; в воздухе дождь камней, стрел, факелов; огромная конструкция, возможно дворец-цитадель, видна поверх ворот; на стенах города – защитники; Синаххериб взирает на Л., ассирийцы несут добычу, казнят или ведут в плен иудеев. Соответствие данных археологии и рельефа из Ниневии рассказу Библии о разрушении Л. служит важным аргументом в защиту историчности поздних книг Писания.
После разгрома в 701 до н. э. Л. был восстановлен, хотя и стал беднее. В 598 и 588 осаждался Навуходоносором II (зафиксированы 2 перестройки ворот, видимо, перед осадами). Штурмы привели к пожарам и разрушению Л. (прокалённый слой у ворот достигает толщины 2,4 м). После штурма 598 город восстановили частично (в руинах мастерских и лавок сохранились оставленные изделия); были прекращены работы по сооружению 4-угольной шахты для воды (при стороне 24,4 м достигнута глубина 21,4 м); останки погибших хоронили уже после разложения тел (в древней пещерной гробнице за гор. стеной изучено «санитарное» захоронение более 2 тыс. чел.). Осаду 588 до н. э. отразили «Лахишские письма», найденные под слоем разрушения (уровень II) в одной из комнат ворот. Это 16 керамич. черепков (остраконов) со сделанными чёрными чернилами др.-евр. надписями, которые отражают обмен воен. информацией между комендантом Л. (господином Йаушем), его подчинённым ‘(Х)Ошайей (или Хошьяху), крепостью Азека и, возможно, Иерусалимом. Упомянуты сигнальные огни Азеки и Л., некий Пророк, вероятно Иеремия (ср.: Иер. 34: 6–7). Найдены также др. остраконы, граффити на сосудах (определяют тип вина и дату по году правления: «в четвёртом», «в девятом»), глиняные печати, каменные гирьки с обозначением веса и др.
Верхний слой Л. содержит материалы между 538–37 до н. э. и 1 в. до н. э., когда вернувшиеся из вавилонского плена иудеи (Неем. 11:30) застроили платформу разрушенного дворца-крепости жилыми домами. В персидскую и эллинистическую эпохи Л. постепенно угасал.