Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАХИ́Ш

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 80

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Беляев

ЛАХИ́Ш, Ла­гиш (в си­но­даль­ном пе­ре­во­де Биб­лии – Ла­хис), древ­ний го­род в Па­ле­сти­не, в пред­горь­ях Ше­фе­лы, вбли­зи гл. до­ро­ги от при­мор­ской рав­ни­ны к хол­мам Хев­ро­на. Из­вес­тен по егип. и ас­сир. пись­мен­ным ис­точ­ни­кам [па­пи­рус, да­ти­руе­мый 9–20-м го­да­ми прав­ле­ния Амен­хо­те­па II (ок. 1427–1402 до н. э.); неск. пи­сем 14 в. до н. э. из ар­хи­ва Телль-эль-Амар­ны; над­пи­си Ни­не­вии] и изо­бра­жени­ям. В Биб­лии Л. (упо­мя­нут бо­лее 20 раз) пред­ста­ёт как один из древ­ней­ших го­ро­дов Ха­наа­на. Царь Л. уча­ст­во­вал в сою­зе 5 ца­рей юга про­тив Ии­су­са На­ви­на, и Л. был оса­ж­дён из­ра­иль­тя­на­ми (Нав. 10:3–32). Царь Иудеи Ро­во­ам ук­ре­пил го­род по­сле раз­де­ле­ния царств (2 Пар. 11:9). Здесь был убит царь Ама­сия (4 Цар. 14:19; 2 Пар. 25:27). Опи­сан за­хват Л. Си­наххе­ри­бом (4 Цар. 18:14–17, 19:8). Л. упо­мя­нут у про­ро­ка Ие­ре­мии (Иер. 34:7) на­ря­ду с Азе­кой как го­род Иу­деи, ещё со­про­тив­ляю­щий­ся На­ву­хо­до­но­со­ру II.

Л. иден­ти­фи­ци­ро­ван амер. ар­хео­ло­гом У. Ол­брай­том в 1929 с го­ро­ди­щем Телль-эд-Ду­вейр (ив­рит – Тель-Ла­хиш, M. R.135108 по из­ра­иль­ской то­по­мар­ки­ров­ке) в 40 км к юго-за­па­ду от Ие­ру­са­ли­ма, что позд­нее под­твер­ди­ли рас­коп­ки. Холм (пл. ос­но­ва­ния ок. 12 га; поч­ти пря­мо­уголь­ной вер­ши­ны – бо­лее 7 га) со всех сто­рон ок­ру­жён об­ры­ви­сты­ми скло­на­ми, кро­ме юго-зап. уг­ла, где, как пра­ви­ло, рас­по­ла­га­лись мощ­ные во­ро­та; для обес­пе­че­ния во­дой име­лись ко­лод­цы (один изу­чен в сев.-вост. уг­лу го­ро­да). Рас­коп­ки англ. ар­хео­ло­гов (Дж. Л. Стар­ки, О. Таф­нелл, Дж. Л. Хар­динг) в 1932–38, из­ра­иль­ских в 1960-х гг. (И. Аха­ро­ни) и 1973–87 (Д. Ус­сиш­кин). Есть ма­те­риа­лы эпох ке­ра­ми­че­ско­го нео­ли­та (5500–4500 до н. э.), эне­о­ли­та (4500–3300 до н. э.) и с на­ча­ла брон­зо­во­го ве­ка (ок. 3300–3000 до н. э.) до пе­рио­да эл­ли­низ­ма. Вы­де­ле­ны 7 уров­ней об­жи­ва­ния и слои 5 по­жа­ров, унич­то­жав­ших Ла­хиш.

Лахиш. Крышка гроба. Глина.13 в. до н. э. Британский музей (Лондон).

К сред­не­му брон­зо­во­му ве­ку от­но­сят­ся 120 скаль­ных гроб­ниц (2000–1800 до н. э.) на скло­не хол­ма; ос­тат­ки гла­си­са (1800–1500), двор­ца на вер­ши­не хол­ма (сте­ны из сыр­цо­во­го кир­пи­ча с вклю­че­ни­ем кам­ня, ве­ро­ят­но, от бо­лее древ­не­го со­ору­же­ния), ко­то­рый по­гиб при боль­шом по­жа­ре (ок. 1200). Руи­ны двор­ца бы­ли ис­поль­зо­ва­ны под мас­тер­ские, не­по­да­лё­ку рас­по­ла­га­лось свя­ти­ли­ще (пе­ре­кры­ты двор­цом иу­дей­ско­го пе­рио­да). В сев.-зап. уг­лу хол­ма, в за­бро­шен­ном гор. рву, был по­стро­ен храм (т. н. Храм-во-рву): пря­мо­уголь­ный (10 × 5 м), вы­тя­нут по ли­нии се­вер – юг, со спец. при­строй­кой для вхо­да в гл. зал, пе­рекры­тие ко­то­ро­го опи­ра­лось на 4 ко­лон­ны, ал­тарь (при­стен­ная ска­мья для при­но­ше­ний) в юж. час­ти был под­нят на плат­фор­му; за ним име­лось 2 вспо­мо­гат. по­ме­ще­ния, сна­ру­жи – ямы для при­но­ше­ний (сре­ди на­хо­док – ми­кен­ский ки­лик, из­де­лия из сло­но­вой кос­ти, егип. фа­ян­со­вые со­су­ды, ска­ра­бей, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния). В хо­де пе­ре­стро­ек бы­ли уве­ли­че­ны раз­ме­ры хра­ма, до­бав­ле­ны по­ме­ще­ния и ска­мьи; по­след­няя фа­за со­от­но­сит­ся с уров­нем VII – эпо­хой рас­цве­та Ха­наа­на (13–12 вв.), ко­гда Л. был вос­ста­нов­лен по­сле раз­ру­ше­ния. Уро­вень VI при­над­ле­жит кон­цу эпо­хи Ха­наа­на; Л. на­хо­дил­ся под кон­тро­лем Егип­та; на вер­ши­не хол­ма бы­ли по­стро­ены ещё один храм (в еги­пет­ском сти­ле) и гор. во­ро­та, где най­ден кар­туш Рам­се­са III. Л. уров­ня VI по­гиб под уда­ром на­ро­дов мо­ря (в т. ч. фи­ли­стим­лян) ок. 1150–30 до н. э.

В эпо­ху еди­но­го Из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва (10 в. до н. э.) Л. за­се­ля­ют, ве­ро­ят­но, из­ра­иль­тя­не. Этот уро­вень (V) пло­хо изу­чен (пе­ре­крыт сло­ем по­жа­ра, да­ти­руе­мо­го ок. 925), но сле­дую­щий (IV), свя­зан­ный с эпо­хой ца­ря Асы (908–867) или Ио­са­фа­та (870–846), пред­став­ля­ет один из гл. го­ро­дов Иу­дей­ско­го цар­ст­ва, с двор­цом-ци­та­де­лью на вы­со­кой плат­фор­ме в цен­тре хол­ма. Л. имел сыр­цо­вую сте­ну на се­ре­ди­не скло­на, вы­ше – гла­сис, по краю пла­то – ещё бо­лее мощ­ную сте­ну на ка­мен­ном ос­но­ва­нии, с баш­ня­ми и мас­сив­ны­ми 6-ка­мер­ны­ми во­ро­та­ми. В прав­ле­ние ца­ря Езе­кии (ок. 727–698; уро­вень III) плот­ность за­строй­ки Л. воз­рас­та­ет, рас­ши­ря­ют дво­рец, до­пол­ни­тель­но ук­ре­п­ля­ют сте­ны и во­ро­та. Сре­ди на­хо­док – мно­го­числ. руч­ки со­су­дов со штам­пом «ла­ме­лех» («при­над­ле­жит ца­рю»), назв. го­ро­да (обыч­но «Хев­рон») и изо­бра­же­ни­ем ска­ра­бея или сол­неч­но­го дис­ка с крыль­я­ми. Вы­сту­п­ле­ние Езе­кии про­тив Си­наххе­ри­ба при­ве­ло в 701 до н. э. к раз­ру­ше­нию Л. сре­ди 46 (по счё­ту Си­наххе­ри­ба) го­ро­дов; изу­че­ны осад­ные и за­щит­ные на­сы­пи; най­де­ны пла­сти­ны пан­ци­рей, на­ко­неч­ни­ки стрел, кам­ни для пра­щей и ог­ром­ные (для бое­вых ма­ят­ни­ков) це­пи от них. Это со­ответ­ст­ву­ет изо­бра­же­ни­ям на рель­е­фе (имел дли­ну ок. 26,85 м, со­хра­нив­ший­ся фраг­мент – 18,85 м), ус­та­нов­лен­ном в за­ле ас­сир. двор­ца в Ни­не­вии: тя­же­ло­воо­ру­жён­ные ас­сир. вои­ны стре­ля­ют из лу­ков; жи­те­ли по­ки­да­ют Л.; сте­но­бит­ная ма­ши­на дви­жет­ся к во­ро­там; ещё 6 ма­шин сто­ят на гл. осад­ном ва­лу; в воз­ду­хе дождь кам­ней, стрел, фа­ке­лов; ог­ром­ная кон­ст­рук­ция, воз­мож­но дво­рец-ци­та­дель, вид­на по­верх во­рот; на сте­нах го­ро­да – за­щит­ни­ки; Си­нах­хе­риб взи­ра­ет на Л., ас­си­рий­цы не­сут до­бы­чу, каз­нят или ве­дут в плен иу­де­ев. Со­от­вет­ст­вие дан­ных ар­хео­ло­гии и рель­е­фа из Ни­не­вии рас­ска­зу Биб­лии о раз­ру­ше­нии Л. слу­жит важ­ным ар­гу­мен­том в за­щи­ту ис­то­рич­но­сти позд­них книг Пи­са­ния.

Лахишское письмо II. Британский музей (Лондон).

По­сле раз­гро­ма в 701 до н. э. Л. был вос­ста­нов­лен, хо­тя и стал бед­нее. В 598 и 588 оса­ж­дал­ся На­ву­хо­до­но­со­ром II (за­фик­си­ро­ва­ны 2 пе­ре­строй­ки во­рот, ви­ди­мо, пе­ред оса­да­ми). Штур­мы при­ве­ли к по­жа­рам и раз­ру­ше­нию Л. (про­ка­лён­ный слой у во­рот дос­ти­га­ет тол­щи­ны 2,4 м). По­сле штур­ма 598 го­род вос­ста­но­ви­ли час­тич­но (в руи­нах мас­тер­ских и ла­вок со­хра­ни­лись ос­тав­лен­ные из­де­лия); бы­ли пре­кра­ще­ны ра­бо­ты по со­ору­же­нию 4-уголь­ной шах­ты для во­ды (при сто­ро­не 24,4 м дос­тиг­ну­та глу­би­на 21,4 м); ос­тан­ки по­гиб­ших хо­ро­ни­ли уже по­сле раз­ло­же­ния тел (в древ­ней пе­щер­ной гроб­ни­це за гор. сте­ной изу­че­но «са­ни­тар­ное» за­хо­ро­не­ние бо­лее 2 тыс. чел.). Оса­ду 588 до н. э. от­ра­зи­ли «Ла­хиш­ские пись­ма», най­ден­ные под сло­ем раз­ру­ше­ния (уро­вень II) в од­ной из ком­нат во­рот. Это 16 ке­ра­мич. че­реп­ков (ост­ра­ко­нов) со сде­лан­ны­ми чёр­ны­ми чер­ни­ла­ми др.-евр. над­пи­ся­ми, ко­то­рые от­ра­жа­ют об­мен во­ен. ин­фор­ма­ци­ей меж­ду ко­мен­дан­том Л. (гос­по­ди­ном Йау­шем), его под­чи­нён­ным ‘(Х)Ошай­ей (или Хошь­я­ху), кре­по­стью Азе­ка и, воз­мож­но, Ие­ру­са­ли­мом. Упо­мя­ну­ты сиг­наль­ные ог­ни Азе­ки и Л., не­кий Про­рок, ве­ро­ят­но Ие­ре­мия (ср.: Иер. 34: 6–7). Най­де­ны так­же др. ост­ра­ко­ны, граф­фи­ти на со­су­дах (оп­ре­де­ля­ют тип ви­на и да­ту по го­ду прав­ле­ния: «в чет­вёр­том», «в де­вя­том»), гли­ня­ные пе­ча­ти, ка­мен­ные гирь­ки с обо­зна­че­ни­ем ве­са и др.

Верх­ний слой Л. со­дер­жит ма­те­риа­лы ме­ж­ду 538–37 до н. э. и 1 в. до н. э., ко­гда вер­нув­шие­ся из ва­ви­лон­ско­го пле­на иу­деи (Не­ем. 11:30) за­строи­ли плат­фор­му раз­ру­шен­но­го двор­ца-кре­по­сти жи­лы­ми до­ма­ми. В пер­сид­скую и эл­ли­ни­сти­че­скую эпо­хи Л. по­сте­пен­но уга­сал.

Лит.: Мер­перт Н. Я. Очер­ки ар­хео­ло­гии биб­лей­ских стран. М., 2000; Ussishkin D. Re­newed archaeological excavations at Lachish (1973–1994). Tel Aviv, 2004. Vol. 1–5; Mag­rill P. Researcher's guide to the Lachish col­lection in the British Museum. L., 2006; Бе­ля­ев Л. А., Мер­перт Н. Я. От биб­лей­ских древ­но­стей к хри­сти­ан­ским. М., 2007; Fischer E. Ägyptische und ägyptisierende Elfenbeine aus Megiddo und Lachisch: Inschriftenfunde, Fla­schen, Löffel. Münster, 2007.

Вернуться к началу