САМАРИТЯ́НЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САМАРИТЯ́НЕ (шомроним, שומרונים, кутим; самоназвания – шаммарим, хранители, шамрим ал ха-эмет – хранители истины), этноконфессиональная группа в Палестине. Живут в пригороде Тель-Авива г. Холон (в осн. в квартале Неве-Пинхас) и в дер. Кирьят-Луза на склонах горы Геризим (Гризим) у г. Наблус. Численность св. 750 чел. (2012, оценка). Говорят на иврите и по-арабски; сохраняется для записи священных текстов самаритянский извод зап. диалекта арамейского яз. и самаритянское письмо, восходящее непосредственно к палеоеврейскому и финикийскому (в отличие от еврейского квадратного письма, восходящего к арамейскому).
С. возводят себя к евр. коленам (см. в ст. Колена Израилевы) Ефрема (Эфраим) и Манассии (Менаше), оставшихся в Самарии после ассир. завоевания 722 до н. э.; евреи считают их потомками переселённых ассирийцами в Самарию кутиев. Размежевание иудеев и С., сопровождавшееся взаимной враждой, произошло в 5–3 вв. до н. э. после возвращения евреев из Вавилонского плена. В 56 до н. э. Самария получила автономию в пределах рим. провинции Сирия. Избиение С. во время собрания на горе Геризим Пилатом Понтием послужило поводом его отставки в 36 н. э. В 5–7 вв. С. неоднократно поднимали против Византии жестоко подавляемые восстания. В 7 в. насчитывали до 350 тыс. чел. До 17–18 вв. крупные самаритянские общины были в Тире, Газе, Дамаске, Каире, Александрии, возможно, в Крыму и др. С. подвергались гонениям во время господства в Палестине мусульман, крестоносцев, хорезмского (1244) и монгольского (1266) нашествий и др.
Религия С. представляет собой особый вариант иудаизма. Самаритянский извод Торы дошёл до наших дней на иврите, более поздние экзегетич. и юридич. тексты – на самаритянском яз. С. признают боговдохновенными только 5 книг Торы и книгу Иисуса Навина. Сохраняют архаич. формы культа: институт священников из левитов, жертвоприношение на Песах на горе Геризим (где, согласно традиции, находился центр территории колена Иосифа и где в 5 в. до н. э. был построен самаритянский храм, разрушенный в 127 до н. э. хасмонейским царём Гирканом I), особенности ритуальной одежды и др. Отмечают все праздники, упомянутые в Торе, не отмечают Пурим и Хануку.
С 1990-х гг. обострились отношения С. с окружающим мусульм. населением, часть переселяется из Палестинской автономии в Израиль (первые поселенцы в Яффе появились в нач. 20 в.). Гос-во Израиль не признаёт С. евреями, но видит в них единственную, кроме евреев, группу, имеющую право на репатриацию в Израиль по Закону о возвращении. С. тяготеют к эндогамии, но в 20 в. допускаются браки с прошедшими процедуру обращения евреями, караимами и христианами. В Израиле имеют синагогу, школу, издаётся ж. «Алеф-Бет» на самаритянском, иврите, араб. и англ. языках; в Кирьят-Лузе есть синагога, музей, места поминания событий Торы.