ЛЕВИ́ТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕВИ́ТЫ, согласно Библии, потомки Левия, 3-го сына патриарха Иакова (см. Колена Израилевы). В период Исхода евр. народа из Египта на потомков Левия, к которым, в частности, относились Моисей и Аарон, Богом была возложена обязанность жреческого служения в Скинии собрания (походном храме; Числ. 1:47–53; Втор. 10:8–9). Из колена Левия выделились когены, непосредственно выполнявшие жреческие функции, остальные Л. стали их помощниками (Числ. 3:6–38). При завоевании евреями Ханаана (Земли обетованной) колено Левиево не получило своего земельного надела, но все др. колена выплачивали десятину, которая тратилась на содержание Л. (Числ. 18:26–28; Неем. 10:38–39). В наделе каждого колена были выделены спец. города для поселения Л., в т. ч. 6 «городов-убежищ», в которых могли укрываться люди, совершившие непредумышленное убийство (Числ. 35:1–8; Нав. 21:1–42; Втор. 4:41–43, 19:1–13). В сохранившихся описаниях служения в Иерусалимском храме Л. выступали в роли низшего жреческого сословия: в частности, исполняли обязанности певцов и музыкантов, а также хранителей врат Храма (следили, чтобы никто ритуально нечистый не вошёл в его ограду) и охранников внутри него.
После разрушения Храма в 70 н. э. в синагогальном служении на Л. не возлагалась особая роль, но сама принадлежность к Л. фиксировалась – в силу представления о том, что евр. народ слагается из 3 частей: когенов, Л. и Израиля. Это представление выражено, в частности, в ритуальном раскалывании листа мацы на пасхальном седере на 3 части, из которых средняя символизирует Л. В средние века на могилах Л. нередко изображали кувшин с водой, напоминавший о том, что в храмовом служении Л. лили воду при омовении рук когенов.