ПАРФЯ́НСКОЕ ЦА́РСТВО
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРФЯ́НСКОЕ ЦА́РСТВО, государство, существовавшее с сер. 3 в. до н. э. до 226/227 н. э. Макс. границы: от р. Евфрат до р. Инд и ср. течения Амударьи, от пустыни Каракум и Закавказья до Индийского ок. Осн. источниками для реконструкции истории П. ц. служат сведения иноземных (в осн. враждебных П. ц.) авторов. С 20 в. в воссоздании культуры и внутр. жизни П. ц. всё большую роль играют данные археологии, эпиграфики, нумизматики. Особенно важны раскопки в крупных центрах П. ц. – Ниса, Дура-Европос и др. Многие вопросы истории П. ц. остаются дискуссионными [в т. ч. суть события, положившего начало «парфянской эре» (с 247 до н. э.), полный список царей]. В отношении становления П. ц. большинство совр. исследователей приняло концепцию польск. историка Й. Вольского, показавшего, что данные традиции, представленной у Юстина и Страбона, более достоверны, чем сведения Арриана и зависящих от него поздних авторов.
В сер. 3 в. до н. э., воспользовавшись ослаблением внимания Селевкидов к вост. областям их державы, от центр. власти отделился сатрап Парфии Андрагор. Вскоре он погиб в борьбе с кочевниками-парнами (часть дахов, близких массагетам). Их предводитель Аршак (см. Аршакиды парфянские) основал собств. независимое П. ц., некоторое время спустя присоединившее Гирканию. После смерти Аршак был обожествлён, его имя стало тронным именем всех последующих правителей П. ц. При преемнике Аршака, его сыне Аршаке II, новое государство было подчинено селевкидским царём Антиохом III (см. Антиох), но сохранило свою целостность, хотя его правитель лишился царского титула и права чеканить монету. Поражение Антиоха от римлян в битве при Магнесии привело к новому отпадению парфян, а затем к постепенному возрождению их мощи. Царь парфян Митридат I (ок. 171–138) завоевал Маргиану и, возможно, Арейю (входили в Греко-Бактрийское царство), принадлежавшие Селевкидам Мидию, Вавилонию, Элимаиду. Попытки Селевкидов при Деметрии II в 140 и Антиохе VII в 130–129 вернуть утраченное закончились неудачей. Дальнейшим завоеваниям помешало появление на востоке П. ц. кочевников, в войнах с которыми погибли два парфянских царя. В конечном счёте кочевники осели на вост. рубежах П. ц. в области, которая стала называться Сакастан (ныне Систан), и признали сюзеренитет Аршакидов. При Митридате II (ок. 123–88/87) П. ц. достигло территориального максимума. Были установлены дипломатич. отношения с Китаем и Римом, начал активно функционировать Великий шёлковый путь, ставший важным источником доходов П. ц. Под конец жизни Митридат II принял титул «царь царей». После его смерти в П. ц. наступил период смут и усобиц, закончившихся при Синатруке (ок. 77–70).
Вскоре П. ц. столкнулось с Римом, разгромившим Понтийское царство, Армению, окончательно ослабших Селевкидов. Противостояние двух держав стало одним из важнейших факторов истории Древнего мира. Весной 53 рим. армия Красса двинулась в глубь П. ц., но была разгромлена под Каррами. Однако и последовавшие вторжения парфян в Сирию, Палестину, Малую Азию закончились их поражением. В 36 римляне под предводительством Марка Антония предприняли новый поход на П. ц., и опять неудачно. В 20 до н. э. между царём царей П. ц. Фраатом IV и рим. имп. Августом был заключён «вечный» мир.
После династич. кризиса в нач. 1 в. н. э. трон П. ц. занял глава боковой ветви Аршакидов Артабан II. Правители провинций получили большие привилегии, обособились саки, основавшие Индо-Парфянское царство. Возникли собств. династии в Мерве, Гиркании и др. областях. Возобновились столкновения с Римом – в результате войн в 36 и 58–63 в Армении утвердилась ветвь Аршакидов, но она приняла рим. протекторат. В 114–117 рим. имп. Траян захватил ряд областей П. ц. и вышел к Персидскому зал., но приобретения были утрачены. В 161 парфяне вторглись в Сирию, однако вскоре были изгнаны. В ходе последующих войн 2 – нач. 3 вв. римляне неоднократно захватывали Месопотамию, но удержаться там не смогли. Войны сильно ослабили П. ц. (его зап. столицу Ктесифон во 2 в. римляне захватывали трижды), Риму и Кушанскому царству удалось направить часть торговых потоков Великого шёлкового пути в обход П. ц., а во 2 в. из-за неурядиц в Китае поступление кит. товаров прекратилось, что ещё более ослабило экономику П. ц. В нач. 3 в. поднял восстание правитель Парса Арташир (Ардашир) из рода Сасанидов. Большинство влиятельных родов, в т. ч. парфянских, заняло выжидательную позицию. Царь царей Аршак, известный и под личным именем Артабан (Артаван; разные исследователи считают его IV или V) погиб в бою. Арташир подчинил всё государство и в 227 торжественно короновался в Ктесифоне, положив начало новой империи – Сасанидской.
П. ц. имело сложную общественно-политич. структуру. Плиний Старший называл его объединением 18 царств. Были сохранены мн. гос. институты, существовавшие при Селевкидах. Видимо, среди парфян бытовало представление о принадлежности царской власти всему роду Аршакидов, что приводило к династич. конфликтам. При царе существовали два совета, один состоял из его родственников, другой – из магов. Считается, что огромным влиянием пользовались 7 знатных фамилий, обладавших традиц. привилегиями. Представители рода Суренов, в частности, получили право повязывать диадему на голову вновь избранного Аршака. На востоке П. ц. были сильны позиции кочевой аристократии. Греч. полисы, включённые в П. ц., во время войн с Селевкидами нередко выступали против парфян. В обмен на лояльность парфяне во многом сохранили традиц. уклад греческих, а до сер. 1 в. и вавилонских городов. Наряду с парфянским, официальным являлся греч. яз. Был широко распространён и арамейский яз. Соблюдалась веротерпимость.
Парфянское искусство в широком смысле – иск-во народов, входивших в П. ц. При таком подходе можно говорить о «парфянском» периоде в иск-ве мн. регионов и народов. При др. подходе это – синтезированное иск-во, созданное в рамках П. ц. и ориентированное на запросы царского двора и гос. элиты, представленной в осн. парфянами. На ранних этапах его основу составляло эллинистич. иск-во (см. Эллинизм). Раннепарфянская архитектура известна по памятникам Нисы и Кухе-Ходжа (Вост. Иран). Для неё характерно сочетание ахеменидских и ближневосточных черт (массивные кубовидные объёмы, 4-столпные залы) с декоративным оформлением, заимствованным из эллинистич. репертуара (элементы классич. ордеров, монументальная скульптура, настенная роспись). Греч. мастера стояли у истоков мн. отраслей парфянского иск-ва (ваяние, глиптика, коропластика и др.). Постепенно их достижения перенимали и переосмысляли местные художники и ремесленники. В 1–2 вв. ведущая роль в создании произведений парфянского иск-ва уже принадлежала иранцам и семитам, обитавшим в П. ц. В скульптуре и живописи формируется «парфянский стиль», осн. особенностями которого М. И. Ростовцев считал фронтальность, иератичность, спиритуализм. В архитектуре самобытность местной культуры нашла отражение в создании особого конструктивного элемента – сводчатого айвана, ставшего украшением мн. дворцовых и культовых построек, напр. дворца в Ашшуре (1 в.). Важным декоративным элементом в архитектуре П. ц., а после его падения – ряда др. народов стала резьба по стуку (стукко). Мн. тенденции парфянского иск-ва получили развитие в сасанидский период.
Музыкальная культура. Для парфян характерно сосуществование вост. муз. инструментов (вертикальная угловая арфа, лютня с длинной шейкой, бубен, тарелки – месопотамского происхождения; лютня с короткой шейкой среднеазиатского происхождения) с др.-греч. инструментами (кифара, авлос, сиринга). Сохранились изображения музыкантов в сценах дионисийских празднеств на ритонах слоновой кости из Старой Нисы, терракотовые фигурки музыкантов из Мерва Древнего (в т. ч. женские фигурки с лютней ср.-азиат. происхождения с большим округлым корпусом и короткой шейкой), памятники Хатры (2 мраморные женские портретные статуи с греч. лирой и вост. бубном; рельефный храмовый фриз предположительно со сценой свадьбы, с изображением музыкантов с бубнами, тарелками и духовыми инструментами).