Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КТЕСИФО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КТЕСИФО́Н (греч. Κτησιφών, араб. Тай­са­фун, Ма­да­ин), древ­ний го­род на ле­вом бе­ре­гу р. Тигр (близ совр. Ба­гда­да в Ира­ке). Ос­но­ван гре­ка­ми на­про­тив Се­лев­кии на Тиг­ре, ве­ро­ят­но, од­но­вре­мен­но с ней (ок. 300 до н. э.). Пер­вое упо­ми­на­ние, со­глас­но По­ли­бию (V 45,4), от­но­сит­ся к 221 до н. э. Про­ис­хо­ж­де­ние греч. на­зва­ния не­из­вест­но. Ве­ро­ят­но, это гре­ци­зи­ро­ван­ное на­зва­ние быв­ше­го на этом мес­те др.-вост. по­се­ле­ния.

Ктесифон. Дворец Таки-Кисра. 5–6 вв.

С 3 в. до н. э. К. был опор­ным во­ен. пунк­том Пар­фии, а за­тем зим­ней ре­зи­ден­ци­ей пар­фян­ской ди­на­стии Ар­ша­ки­дов. Позд­нее К. стал сто­ли­цей и од­ним из важ­ней­ших го­ро­дов Пар­фии, что сде­ла­ло его це­лью рим. атак. В 116 н. э. город взял Тра­ян, но уже в 117 Ад­ри­ан был вы­ну­ж­ден вер­нуть его Пар­фии. В 164 при Мар­ке Ав­ре­лии пол­ко­во­дец Ави­дий Кас­сий вновь за­хва­тил го­род и раз­ру­шил цар­ский дво­рец, но ос­та­вил его по ус­ло­ви­ям мир­но­го до­го­во­ра. В 198–199 ар­мия имп. Сеп­ти­мия Се­ве­ра ра­зо­ри­ла К., бы­ли за­хва­че­ны со­кро­ви­ща пар­фян­ских ца­рей и 100 тыс. плен­ных. По­бе­да по­след­не­го пар­фян­ско­го ца­ря Ар­та­ба­на V (213–227) над рим­ля­на­ми в 218 воз­вра­ти­ла Ар­ша­ки­дам К., но в 226 в не­го вторг­лись Са­са­ни­ды. Ос­но­ва­тель им­пе­рии Са­са­ни­дов Ар­да­шир I сде­лал К. сто­ли­цей сво­ей им­пе­рии.

При Са­са­ни­дах К. – один из са­мых боль­ших и бо­га­тых го­ро­дов на Ближ­нем Вос­то­ке. К. на ле­вом бе­ре­гу и Се­лев­кию на пра­вом бе­ре­гу Ти­гра час­то на­зы­ва­ли об­щим име­нем Се­лев­кия-Кте­си­фон, этот двой­ной го­род счи­тал­ся круп­ней­шим ме­га­по­ли­сом Вос­то­ка. Тор­гов­цы, ху­дож­ни­ки и ре­мес­лен­ни­ки из Се­лев­кии ра­бо­та­ли для К., ко­то­рый на про­тя­же­нии не­сколь­ких ве­ков ос­та­вал­ся ре­зи­ден­ци­ей сна­ча­ла пар­фян­ских, за­тем са­са­нид­ских ца­рей. В Се­лев­кии-Кте­си­фо­не на­хо­ди­лась ка­фед­ра ка­то­ли­ко­са Церк­ви Во­сто­ка (см. Ас­си­рий­ская цер­ковь Во­сто­ка). В 637 К. за­воё­ван ара­ба­ми. По­сте­пен­но ут­ра­тил своё зна­че­ние, осо­бен­но по­сле ос­но­ва­ния Ба­гда­да в 762.

Руи­ны К. раз­де­ле­ны совр. рус­лом р. Тигр на две час­ти. На пра­вом бе­ре­гу на­хо­дят­ся ос­тат­ки по­стро­ек ком­плек­са Ве-Ар­да­шир, ос­но­ван­но­го Ар­да­ши­ром I: обо­ро­нит. сте­ны, об­ра­зую­щие в пла­не по­лу­круг, ран­не­хри­сти­ан­ская цер­ковь и свод­ча­тые пар­фян­ские гроб­ни­цы. На ле­вом бе­ре­гу – квар­тал Ас­ба­набр, а так­же руи­ны цар­ско­го двор­цо­во­го ком­плек­са Та­ки-Кис­ра (обож­жён­ный кир­пич, 5–6 вв.), вклю­чаю­щие по­лу­раз­ру­шен­ный ги­гант­ский свод­ча­тый ай­ван (про­лёт ок. 25 м, выс. ок. 35 м, один из круп­ней­ших со­хра­нив­ших­ся кир­пич­ных сво­дов в ми­ре), слу­жив­ший па­рад­ным при­ём­ным за­лом, и юж. часть гл. фа­са­да, де­мон­ст­ри­рую­щую рим. влия­ние (де­ко­ри­ро­ва­на яру­са­ми ниш, об­рам­лён­ных по­лу­ко­лон­на­ми; внутр. про­стран­ст­во за­ла бы­ло оформ­ле­но мра­мо­ром и стек­лян­ной мо­заи­кой).

Лит.: Пи­гу­лев­ская Н. В. Го­ро­да Ира­на в ран­нем сред­не­ве­ко­вье. М.; Л., 1956; Кин­жа­лов Р. В., Лу­ко­нин В. Г. Па­мят­ни­ки куль­ту­ры Са­са­нид­ско­го Ира­на. Л., 1960; Finster B., Schmidt J. Sasanidische und frühislamische Ruinen im Iraq. B., 1976; Ко­ше­лен­ко Г. А. Ро­ди­на пар­фян. М., 1977; Шлюм­бер­же Д. Эл­ли­ни­зи­ро­ван­ный Вос­ток. М., 1985.

Вернуться к началу