Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ГИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 335

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Кораев

МА́ГИ, жре­че­ское со­сло­вие в Древ­нем Ира­не. За­ро­ди­лось пред­по­ло­жи­тель­но в ре­зуль­та­те ми­гра­ции час­ти при­вер­жен­цев За­ра­туш­тры в Ми­дию, где они об­ра­ти­ли в свою ве­ру пле­мя ма­гов, на­зва­ние ко­то­ро­го ста­ло впо­след­ст­вии си­но­ни­мом по­ня­тия «зо­роа­ст­рий­ский свя­щен­но­слу­жи­тель». При ми­дий­ских ца­рях М. вы­сту­па­ли в ро­ли со­вет­ни­ков, зна­то­ков об­ряд­но­сти и хра­ни­те­лей ме­ст­ных пре­да­ний; в их уче­нии, ви­ди­мо, центр. ме­сто за­ни­ма­ли дуа­ли­стич. воз­зре­ния и по­чи­та­ние Аху­ра­маз­ды. Го­не­ния на М. при по­след­нем ми­дий­ском ца­ре Ас­тиа­ге (585–550 до н. э.) не по­ме­ша­ли им вер­нуть­ся на по­ли­тич. аре­ну в 522 до н. э., во вре­мя цар­ст­во­ва­ния Гау­ма­ты. Позд­нее М. ин­тег­ри­ро­ва­лись в об­ществ. ие­рар­хию Перс. цар­ст­ва, где арий­ские куль­ты со­су­ще­ст­во­ва­ли со мно­же­ст­вом иных (из­вест­но о со­вме­ст­ных бо­го­слу­же­ни­ях М. с ино­зем­ны­ми жре­ца­ми). С ут­вер­жде­ни­ем в 3 в. н. э. зо­роа­ст­риз­ма в ка­че­ст­ве офиц. ре­ли­гии гос-ва Са­са­ни­дов сло­жи­лось от­но­си­тель­но цен­тра­ли­зов. со­об­ще­ст­во М. (ма­гу­стан), под­раз­де­ляв­шее­ся на ие­рар­хи­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ные груп­пы с раз­ветв­лён­ны­ми функ­ция­ми и пре­тен­до­вав­шее на мо­но­по­лию в ре­лиг. жиз­ни иран­цев. За­мет­но со­кра­тив­шись чис­лен­но, в свя­зи с араб. за­вое­ва­ни­ем в ре­зуль­та­те ги­бе­ли и бег­ст­ва в Юж. Азию зна­чит. час­ти слу­жи­те­лей куль­та, оно со­хра­ня­лось и в нач. 9 в., ко­гда ха­лиф из ди­на­стии Аб­ба­си­дов аль-Ма­мун (786–833) урав­нял его пред­ста­ви­те­лей в пра­вах с иу­дей­ски­ми ве­ро­учи­те­ля­ми и хри­сти­ан­ским ду­хо­вен­ст­вом. Не­смот­ря на мо­дер­ни­за­цию зо­роа­ст­рий­ской дог­ма­ти­ки и ри­туа­ла в сер. 19 в., М. со­хра­ня­ют свои по­зи­ции как ду­хов­ная эли­та об­щин пар­сов и геб­ров. В ан­тич­но­сти су­ще­ст­ви­тель­ное «М.» при­об­ре­ло зна­че­ние «кол­дун-звез­до­чёт», что по­лу­чи­ло от­ра­же­ние в осн. но­во­ев­ро­пей­ских язы­ках (от­сю­да – ма­гия).

Лит.: До­ро­шен­ко Е. А. Зо­роа­ст­рий­цы в Ира­не. 4-е изд. М., 1982; Бойс М. Зо­роа­ст­рий­цы: Ве­ро­ва­ния и обы­чаи. 4-е изд. СПб., 2003; Крю­ко­ва В. Ю. Зо­роа­ст­ризм. СПб., 2005.

Вернуться к началу