АХУРАМА́ЗДА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АХУРАМА́ЗДА (Ахура-Мазда, Ормазд), верховный бог зороастрийского (авестийского) пантеона. Имя означает «Владыка мудрости» («ахура» – общий термин для обозначения божеств; в ахеменидских надписях это имя пишется в одно слово, парфянская форма – Арамазд, пехлевийская – Ормазд, ср. также греч. Ὠρομάσδης). Впервые засвидетельствовано в ассир. надписи 8 в. до н. э. как имя одного из мидийских божеств. Пророк Заратуштра (Зороастр) придал его культу универсальный характер, и в таком виде он начал распространяться в Зап. Иране лишь с 6 в. до н. э. По учению Зороастра, А. – единственный всемогущий и всезнающий бог добра, олицетворяющий свет, жизнь и правду. Он существовал вечно и был творцом мира и шести великих благих божеств, которые являлись различными его эманациями. Но наряду с ним изначально существовал и Ангхроманью (Ангхро Манью, Ариман) – злой дух, который олицетворял мрак и смерть и вместе с дэвами творил зло. Они непрерывно борются между собой, и в этой борьбе А. опирается на своих помощников, которые олицетворяют добромыслие, правду и бессмертие (триада зороастрийской этики). Человек создан им, но свободен в выборе между добром и злом. Зороастр призывал людей бороться против духов зла своими мыслями, словами и делами. Культ А. получил широкое распространение у мн. иран. народов и особенно при дворе ахеменидских, парфянских и сасанидских царей. Напр., Дарий I в своих надписях постоянно упоминает его как творца земли, неба, людей и счастья для них, а также приписывает все свои завоевания и достижения неизменной и щедрой помощи этого бога.
Культ А. продолжает существовать и в совр. зороастрийских общинах Ирана и Индии. Видимо, в 4 в. до н. э. в рамках зороастризма возникло особое течение – зерванизм (зрванизм). Согласно ему, А. и Ангхроманью являются братьями-близнецами, порождёнными богом бесконечного времени Зерваном. Эта интерпретация зороастрийского учения была объектом специальной критики ранних христиан, упрекавших зороастрийцев за то, что они поклоняются брату дьявола. В результате распространения иранцев на запад и их контактов с др. народами начался процесс религ. синкретизма (в частности, греки отождествляли А. с Зевсом).