Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АХУРАМА́ЗДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 581

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Дандамаев

АХУРАМА́ЗДА (Аху­ра-Маз­да, Ор­мазд), вер­хов­ный бог зо­роа­ст­рий­ско­го (аве­стий­ско­го) пан­те­о­на. Имя оз­на­ча­ет «Вла­ды­ка муд­ро­сти» («аху­ра» – об­щий тер­мин для обо­зна­че­ния бо­жеств; в ахе­ме­нид­ских над­пи­сях это имя пи­шет­ся в од­но сло­во, пар­фян­ская фор­ма – Ара­мазд, пех­ле­вий­ская – Ор­мазд, ср. так­же греч. Ὠρομάσδης). Впер­вые за­сви­де­тель­ст­во­ва­но в ас­сир. над­пи­си 8 в. до н. э. как имя од­но­го из ми­дий­ских бо­жеств. Про­рок За­ра­туш­тра (Зо­ро­астр) при­дал его куль­ту уни­вер­саль­ный ха­рак­тер, и в та­ком ви­де он на­чал рас­про­стра­нять­ся в Зап. Ира­не лишь с 6 в. до н. э. По уче­нию Зо­роа­ст­ра, А. – един­ст­вен­ный все­мо­гу­щий и все­знаю­щий бог до­б­ра, оли­це­тво­ряю­щий свет, жизнь и прав­ду. Он су­ще­ст­во­вал веч­но и был твор­цом ми­ра и шес­ти ве­ли­ких бла­гих бо­жеств, ко­то­рые яв­ля­лись раз­лич­ны­ми его эма­на­ция­ми. Но на­ря­ду с ним из­на­чаль­но су­ще­ст­во­вал и Ан­г­хро­ма­нью (Ан­гх­ро Ма­нью, Ари­ман) – злой дух, ко­то­рый оли­це­тво­рял мрак и смерть и вме­сте с дэ­ва­ми тво­рил зло. Они не­пре­рыв­но бо­рют­ся ме­ж­ду со­бой, и в этой борь­бе А. опи­ра­ет­ся на сво­их по­мощ­ни­ков, ко­то­рые оли­це­тво­ря­ют доб­ро­мыс­лие, прав­ду и бес­смер­тие (триа­да зо­роа­ст­рий­ской эти­ки). Че­ло­век соз­дан им, но сво­бо­ден в вы­бо­ре ме­ж­ду доб­ром и злом. Зо­ро­астр при­зы­вал лю­дей бо­роть­ся про­тив ду­хов зла свои­ми мыс­ля­ми, сло­ва­ми и де­ла­ми. Культ А. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние у мн. иран. на­ро­дов и осо­бен­но при дво­ре ахе­ме­нид­ских, пар­фян­ских и са­са­нид­ских ца­рей. Напр., Да­рий I в сво­их над­пи­сях по­сто­ян­но упо­ми­на­ет его как твор­ца зем­ли, не­ба, лю­дей и сча­стья для них, а так­же при­пи­сы­ва­ет все свои за­вое­ва­ния и дос­ти­же­ния не­из­мен­ной и щед­рой по­мо­щи это­го бо­га.

Культ А. про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать и в совр. зо­роа­ст­рий­ских об­щи­нах Ира­на и Ин­дии. Ви­ди­мо, в 4 в. до н. э. в рам­ках зо­роа­ст­риз­ма воз­ник­ло осо­бое те­че­ние – зер­ва­низм (зрва­низм). Со­глас­но ему, А. и Ан­г­хро­ма­нью яв­ля­ют­ся брать­я­ми-близ­не­ца­ми, по­ро­ж­дён­ны­ми бо­гом бес­ко­неч­но­го вре­ме­ни Зер­ва­ном. Эта ин­тер­пре­та­ция зо­роа­ст­рий­ско­го уче­ния бы­ла объ­ек­том спе­ци­аль­ной кри­ти­ки ран­них хри­сти­ан, уп­ре­кав­ших зо­роа­ст­рий­цев за то, что они по­кло­ня­ют­ся бра­ту дья­во­ла. В ре­зуль­та­те рас­про­стра­не­ния иран­цев на за­пад и их кон­так­тов с др. на­ро­да­ми на­чал­ся про­цесс ре­лиг. син­кре­тиз­ма (в ча­ст­но­сти, гре­ки ото­жде­ст­в­ля­ли А. с Зев­сом).

Лит.: Дан­да­ма­ев М. А., Лу­ко­нин В. Г. Куль­ту­ра и эко­но­ми­ка Древ­не­го Ира­на. М., 1980; Boyce M. Ahura Mazda // Encyclopaedia Ira­nica. L. e. a., 1984. Vol. 1. Fasc. 7 (bibl.); Бойс М. Зо­роа­ст­рий­цы. Ве­ро­ва­ния и обы­чаи. СПб., 1994.

Вернуться к началу