ЗАРАТУ́ШТРА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАРАТУ́ШТРА, Заратустра [авестийское Zaraθuštra, пехлеви Zardušt, греч. Ζωροάστρης, фарси Зäртошт; наиболее вероятное значение иран. имени, являющегося именем-оберегом, – «(обладающий) старым верблюдом»], в иран. мифологии пророк, основатель зороастризма.
Историчность З. достоверно не установлена, хотя большинство учёных признают его реальным лицом. Также до сих пор остаётся дискуссионным вопрос об осн. сюжетах и самой датировке жизни З., о локализации его родины. Согласно традиц. пехлевийской хронологии, восходящей в т. ч. к сочинениям «Затспрам» и «Арда Вираз Намаг», а также позднейшим сочинениям мусульм. авторов Масуди и Бируни, З. жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского), в 7–6 вв. до н. э. Лингвистический анализ Гат – первостепенной по духовному значению древнейшей части Авесты, автором которой считается З., – позволяет датировать эпоху его деятельности 12–10 вв. до н. э. Согласно Ясне, З. – сын Пурушаспы (букв. – имя-оберег «Серолошадный»), четвёртого человека, выжавшего священный сок хаомы (см. Сома), и Дугдовы (букв. – имя-оберег «Та, чьи коровы выдоены»); по др. версиям, З. происходил из вост.-иран. рода Спитама. Первоначально З. выступал с проповедью на родине (в Вост. Иране, возможно, в районе между Оксом и Яксартом, или в Ср. Азии), но не был признан своей общиной. В течение первых 10 лет проповедь З. была принята лишь его двоюродным братом Маидйойманхой; согласно пехлевийским источникам, З. подвергся преследованиям со стороны местного правителя чародея Дурашрава и вынужден был уйти из родных мест. Позднее покровителями и последователями З. стали царь (кави) Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма в Иране, его супруга царица Хутаоса, царские приближённые бр. Фрашаоштру Хвогуву и Джамаспу Хвогуву. О семейной жизни З. известно, что он был женат трижды: первая жена родила сына и 3 дочерей (замужество младшей из них описано в Ясне 53), вторая – 2 сыновей, третья осталась бездетной. Известно имя младшей дочери З. – Пуручиста; один из сыновей З. именуется по имени отца – Заратуштри Спитама, без указания личного имени. Согласно пехлевийскому соч. «Датистан-и-Диник», З. был убит Тур-и Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь. В позднейшей традиции событийная канва жизни З. мифологизируется, обогащаясь новыми деталями: изложением предсказаний о рождении З.; рассказом о чудесном зачатии З. семенем Пурушаспы, образованным на основе молока коровы, вкусившей листьев «благого дерева»; о смехе З. в момент рождения; о чудесах, совершённых З. в детстве и отрочестве; наконец, о призвании З. к проповеди в 30-летнем возрасте в праздник Маидйой-зарема при священной реке Ванхвидаитья божеством Благой Мысли Вохумана и последующем получении откровения от неведомого ранее верховного божества Ахурамазды.
Уже в Младшей Авесте образ З. был подвергнут мифологич. переработке: одни тексты изображают его культурным героем, учредителем социальной структуры общества (Яшт XIII, 88–89), другие – провозвестником таинств новой веры, спасителем не посвящённого в высшие истины человечества (Яшты V и XIX, «Денкарт»). Согласно Младшей Авесте, З. просил содействия в насаждении новой веры у божеств др.-иран. пантеона Ардвисуры Анахиты, Хаомы, Митры и Веретрагны, но собственно Гаты не содержат упоминаний о них.
В поздних сочинениях «Денкарт» (VII, 1, 14) и «Затспрам» (VI, 14) образ З. полностью мифологизирован: Ахурамазда создал его духовную сущность (фраваши) в начале бытия и поместил её в ствол древа жизни Хаомы, а через 6 тыс. лет, в период ожесточения вселенской борьбы добра и зла, З. был призван способствовать победе добра на Земле, получил телесное воплощение и был озарён неземным светом истины [миф о сошествии огня (света) истины, хранимого в мировом древе, к людям имеет позднеиндоевропейские истоки].
Главным в проповедях З. было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра (ср. древнеиндийское учение карма-йоги). Проповедуя зороастрийскую этическую триаду – благих мыслей, благих слов и благих дел, – З. идеализировал также «праведную» оседлую хозяйств. деятельность, которую он противопоставлял «неправедному» кочевническому образу жизни; согласно одной из Гат, З. ниспослан на Землю и для того, чтобы научить людей ухаживать за скотом. Являясь посредником между божеством и людьми, З. передал своим ученикам Авесту – священное откровение Ахурамазды. Последователям Ахурамазды З. обещал посмертное блаженство, пособникам зла – муки и осуждение на Страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира. Пророк предсказывал, что конец света наступит при жизни современного ему поколения; по Младшей Авесте, гибель мира должна произойти через 3 тыс. лет, когда праведные будут спасены саошйантом – воплощением Заратуштры.
Образ З.-Зороастра приобрёл известность в Древней Греции, а через её культурное опосредование в последующем стал известен всей европ. цивилизации, в 5 в. до н. э., благодаря упоминанию др.-греч. автора Ксанфа Лидийского. Согласно Диогену Лаэртию, уже Ксанфом Лидийским была предложена обновлённая этимология имени З., возводящая его к двум греч. словам, означающим «чистый, несмешанный» и «звезда» (греч. соответственно ζωρος, αστρον). Предложенная этимология обусловила прочную ассоциативную связь между образом З. и астрономией, астрологией, алхимией. В эпоху эллинизма образ З. породил множество вторичных синкретич. мифов, которые иногда сохраняли архаичные иран. черты. Античный автор 1 – нач. 2 вв. н. э. Дион Хрисостом передал легенду о том, что З. в поисках истины удалился на уединённую гору, куда обрушилось с небес великое пламя, но З. вышел из него невредимым и наделённым искомой мудростью (вариант мифа о сошествии Божественной истины в огненной форме). Ф. Ницше вложил в уста З. мрачную проповедь индивидуалистически толкуемой свободы духа («Так говорил Заратустра»).