МАРГИА́НА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРГИА́НА (греч. Μαργιαή , др.-перс. Маргуш), древняя область в Ср. Азии, по течению р. Мургаб (ныне юго-восток Туркмении и север Афганистана). Самые ранние упоминания о М. – в Авесте и Бехистунской надписи. М. граничила на западе с Парфией, на северо-востоке – с Согдом, на востоке – с Бактрией, на юге – с Арейей. Столица М. находилась в районе Мерва Древнего. В 522 до н. э. в М. произошло восстание против власти Ахеменидов, подавленное царём Дарием I. Позднее М. последовательно входила в состав державы Александра Македонского, гос-ва Селевкидов и Парфянского царства. В средние века земли М. вошли в Хорасан.
К кон. 3-го – 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. относится крупное поселение Гонур с остатками дворцово-храмового комплекса, некрополя и др. сооружений; вероятно, являлось столицей М. в бронзовом веке. В 1-й трети 1-го тыс. до н. э. в М. возникли поселения гор. типа; сохранились остатки оросительных систем и поселений с мощными сырцовыми цитаделями (Яз-Депе с цитаделью на высокой платформе), укреплённые гор. поселения ахеменидского периода (6–4 вв. до н. э.), в т. ч. городище Гяур-Кала в Древнем Мерве. В 3 в. до н. э. в иск-во М. проникли черты эллинистич. иск-ва, в т. ч. специфические для ср.-азиат. архитектуры «гофрированные» стены (Чильбурдж). Города и крепости античного времени (Мерв, Дурнали и др.), прямоугольные или квадратные в плане, обнесённые сырцовыми стенами, включали округлую цитадель, в которой отражён древнейший приём круговой обороны кочевников. К парфянскому времени восходят замок, построенный на гребне стен цитадели Мерва; жилища с многочисл. небольшими помещениями без окон, объединённые одним двором, в Джин-Депе (северо-западнее Мерва). В строительстве широко использовались сырцовый кирпич, пахса, в декоре – алебастр.
К первым векам н. э. восходят памятники буддийской архитектуры и скульптуры, связанные с распространением буддизма из сев.-зап. областей Индии. В районе Байрам-Али найдена несторианская ц. Хароба-Кошук с системой купольных перекрытий, близкая к архитектуре раннехристианских церквей в Малой Азии. Распространены оссуарии (костехранилища) в форме погребального сооружения – науса, с купольным перекрытием, арочным входом и стреловидными окнами. О монументальной живописи М. косвенно позволяют судить росписи предметов декоративно-прикладного иск-ва, стилистически и композиционно близкие раннесредневековой живописи Согда и Тохаристана. Широко распространёнными произведениями нар. иск-ва М. являются терракотовые зоо- и антропоморфные статуэтки античного времени и раннего Средневековья (в т. ч. изображения музыкантов 1-й пол. 1-го тыс. н. э. с характерным муз. инструментом – лютней с короткой шейкой среднеазиатского происхождения); наиболее популярный тип – изображение женского божества Анахит. Традиции М. продолжались в иск-ве Мерва.