Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУЭ́ЦКИЙ КАНА́Л

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 482-483

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СУЭ́ЦКИЙ КАНА́Л, су­до­ход­ный бес­шлю­зо­вой мор­ской ка­нал на се­ве­ро-вос­то­ке Егип­та, со­еди­няю­щий Сре­ди­зем­ное и Крас­ное мо­ря. Зо­на С. к. счи­та­ет­ся ус­лов­ной гео­гра­фич. гра­ни­цей ме­ж­ду Ази­ей и Аф­ри­кой. С. к. – крат­чай­ший и важ­ней­ший вод­ный путь ме­ж­ду пор­та­ми Атлан­ти­че­ско­го и Ин­дий­ско­го океа­нов. Дли­на ка­на­ла ок. 161 км, ши­ри­на по зер­ка­лу во­ды 120–318 м, по дну – 45–60 м. Глу­би­на по фар­ва­те­ру до 20 м. Сред­нее вре­мя, за­тра­чи­вае­мое на про­ход су­дов че­рез ка­нал, 11–14 ч. Гл. вход­ные пор­ты: Порт-Са­ид (с Порт-Фуа­дом) из Сре­ди­зем­но­го м. и Су­эц (с Порт-Тау­фи­ком) из Крас­но­го мо­ря. Трас­са С. к. про­хо­дит по Су­эц­ко­му пе­ре­шей­ку в его наи­бо­лее по­ни­жен­ной и уз­кой час­ти, пе­ре­се­кая ряд озёр, а так­же ла­гу­ну Ман­за­ла.

В Древ­нем Егип­те ок. 2-го тыс. до н. э. был со­ору­жён ка­нал, со­еди­няв­ший р. Нил и Крас­ное м. (т. н. Ка­нал фа­раонов); позд­нее он при­шёл в за­пус­тение. Вос­ста­нав­ли­вал­ся Пто­ле­ме­ем II (3 в. до н. э.) и в рим. эпо­ху (но­сил назв. «Ре­ка Трая­на»). По­сле за­вое­ва­ния Егип­та ара­ба­ми в 642 н. э. вновь вос­станов­лен, но в 776 его за­сы­па­ли, что­бы на­пра­вить тор­гов­лю че­рез осн. рай­оны Ха­ли­фа­та. В 1854 франц. ди­пло­мат и пред­при­ни­ма­тель Ф. М. де Лес­сепс по­лу­чил у егип. пра­ви­те­ля Саи­да-па­ши кон­цес­сию на строи­тель­ст­во С. к. на льгот­ных ус­ло­ви­ях. Ав­то­ра­ми про­ек­та бы­ли франц. и австр. ин­же­не­ры (Л. Ли­нан, А. Не­грел­ли и др.). Строи­тель­ст­во ка­на­ла на­ча­то 25.4.1859, осн. ра­бо­ты на ка­на­ле про­из­во­ди­лись си­ла­ми егип. фел­ла­хов. Для обес­пе­че­ния ка­на­ла был ос­но­ван г. Ис­маи­лия и про­рыт со­еди­няю­щий С. к. с Ни­лом од­но­им. ка­нал. С. к. был от­крыт 17.11.1869. Боль­шие рас­хо­ды на строи­тель­ст­во С. к. ос­лож­ни­ли эко­но­мич. по­ло­же­ние Егип­та и вы­ну­ди­ли его в 1875 про­дать егип. до­лю ак­ций анг­ли­ча­нам. В 1880 егип. пра­ви­тель­ст­во ока­за­лось вы­ну­ж­ден­ным про­дать своё пра­во на 15% при­бы­лей от С. к. франц. бан­ку. Еги­пет был от­стра­нён от управ­ле­ния С. к., ко­то­рое пе­ре­шло к анг­ло-франц. «Все­об­щей ком­па­нии Су­эц­ко­го ка­на­ла».

С 1882 С. к. стал гл. ба­зой брит. войск на Ближ­нем Вос­то­ке. В 1888 в Кон­стан­ти­но­по­ле бы­ла за­клю­че­на ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция об обес­пе­че­нии сво­бо­ды пла­ва­ния по С. к., яв­ляю­щая­ся осн. ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вым до­ку­мен­том, ре­гу­ли­рую­щим су­до­ход­ст­во по С. к. Во вре­мя 1-й и 2-й ми­ро­вых войн ре­гу­ли­ро­ва­ние су­до­ход­ст­ва по С. к. осу­ще­ст­в­ля­ли брит. вла­сти. Со­глас­но анг­ло-еги­пет­ско­му до­го­во­ру 1936, брит. пра­ви­тель­ст­во обя­за­лось ог­ра­ни­чить срок ок­ку­па­ции С. к. 20 го­да­ми. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны дви­же­ние за вы­вод брит. войск из до­ли­ны Ни­ла и зо­ны С. к. уси­ли­лось. 15.10.1951 егип. пра­ви­тель­ст­во де­нон­си­ро­ва­ло со­гла­ше­ние 1936, а 26.7.1956 «Все­об­щая ком­па­ния Су­эц­ко­го ка­на­ла» бы­ла на­цио­на­ли­зи­ро­ва­на; при этом под­чёр­ки­ва­лось со­блю­де­ние со­гла­ше­ния о сво­бо­де су­до­ход­ст­ва по С. к. в со­от­вет­ст­вии с Кон­стан­ти­но­поль­ской кон­вен­ци­ей 1888. Су­до­ход­ст­во по С. к. пре­ры­ва­лось в пе­ри­од Су­эц­ко­го кри­зи­са (дви­же­ние су­дов по ка­на­лу во­зоб­но­ви­лось 24.4.1957, по­сле за­вер­ше­ния ра­бот по его очи­ст­ке), «Шес­ти­днев­ной вой­ны» 1967, ко­гда ка­нал пре­вра­тил­ся в ли­нию фрон­та, раз­де­ляю­щую егип. и из­ра­иль­ские вой­ска, и в пе­ри­од во­ен. кон­флик­та ме­ж­ду Егип­том и Из­раи­лем в 1973–75 (см. Ара­бо-из­ра­иль­ские вой­ны). 5.6.1975 С. к. вновь от­крыт для су­до­ход­ст­ва. В со­от­вет­ст­вии с еги­пет­ско-из­ра­иль­ским мир­ным до­го­во­ром 1979 зо­на С. к. объ­яв­лена де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ной, в 2008 всту­пи­ли в си­лу но­вые пра­ви­ла су­до­ход­ст­ва в С. к. При­быль от экс­плуа­та­ции С. к., на­ря­ду с до­бы­чей неф­ти и ту­риз­мом, яв­ля­ет­ся гл. ис­точ­ни­ком до­хо­да для Егип­та.

Для обес­пе­че­ния дву­сто­рон­не­го дви­же­ния су­дов в 2014–15 (от­крыт 6.8.2015) по­стро­ен Но­вый су­эц­кий ка­нал (ча­стич­ный дуб­лёр С. к.) дли­ной 71,9 км.

Вернуться к началу