БИБЛЕ́ЙСКАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БИБЛЕ́ЙСКАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ, наука, изучающая историч. события, отражённые в Библии (преим. в Ветхом Завете), по вещественным источникам, в контексте археологич. исследований на Ближнем Востоке. Хронологич. рамки Б. а. охватывают эпоху неолита, бронзового века и раннего железного века.
Понятие «Б. а.» утвердилось в сер. 19 в., когда одновременно с появлением исследований, посвящённых древностям Ближнего Востока, были предприняты попытки сопоставления их результатов с текстом Библии. Осн. целями Б. а. являются: реконструкция на основании обнаруженных вещественных источников исторического и культурного контекста Ветхого Завета; введение в науч. оборот внебиблейских источников по библейской истории, в т. ч. письменных памятников (папирусов, эпиграфич. материалов).
Ко 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. относится начало систематич. описания и последующего изучения древностей Месопотамии – Ниневии (К. Нибур, П. Э. Ботта; 1842–46), городов Вавилонии (О. Г. Лейард; 1845–47), а также Сиро-Палестинского региона (И. Л. Буркхардт, Э. Смит, Э. Робинсон). Исследования включали неск. направлений: раскопки; описание, обмер и классификацию археологич. памятников; их картографирование; сравнит. анализ др.-евр., араб. и греч. топонимов, с учётом данных позднеантичных авторов (напр., Евсевия Кесарийского). Это позволило отождествить руины ряда упомянутых в Библии городов. Результатом предпринятых исследований явилось открытие ряда важных для библейской истории памятников: «чёрного обелиска» с описанием войн ассир. царя Салманасара III, в т. ч. и с Израильским царством; изображение осады Лахиша (из дворцового комплекса ассир. царя Синаххериба в Ниневии); библиотека ассир. царя Ашшурбанапала – клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1865 для проведения археологич. исследований в Иерусалиме и в целом в Палестине был основан брит. Палестинский исследовательский фонд. Картографирование археологич. памятников Зап. Палестины провели К. Р. Кондер и Г. Китченер (в 1871–78), Хаурана и Сев. Иордании – А. Мусил и др. (в 1896–1901). Значит. науч. событием стало обнаружение Ш. Клермон-Ганно ряда палестинских эпиграфич. памятников: стелы моавитского царя Меши, граффити на оссуариях. В последней трети 19 – нач. 20 вв. исследования в области Б. а. вели и рос. учёные при поддержке Рус. духовной миссии в Иерусалиме и имп. Палестинского православного общества. В 1890-х гг. на средства последнего были организованы экспедиции в Палестину под рук. Н. П. Кондакова, М. И. Ростовцева, Н. Я. Марра.
В кон. 19 – нач. 20 вв. ослабление Османской империи и освоение европ. государствами Ближнего Востока обусловили интенсификацию археологич. исследований в этом регионе. В 1890-х гг. существенный вклад в изучение археологич. памятников Палестины внесли У. М. Флиндерс Питри (Великобритания) и Ф. Блисс (США). Выбрав для исследования Телль-эль-Хеси, Флиндерс Питри предпринял фиксацию культурных слоёв по характерному для каждого из них типу керамики. Следуя его методу, Блисс в ходе работ на Телль-эль-Хеси составил хронологич. шкалу керамич. стратификации (т. н. шкалу Питри – Блисса, 1894), начинающуюся с 1500 до н. э. Это была первая, хотя и локальная стратиграфич. шкала, ставшая на длительный период основой для датировки археологич. памятников. За исследованиями Флиндерса Питри и Блисса последовали работы др. учёных на ряде теллей (холмов) Шефелы – юго-запад Палестины (А. Дж. Эванс, Ф. С. Дики; 1894–1900), а также в Гезере (Р. Макалистер; 1902–09), Иерихоне (Э. Зеллин, К. Ватцингер; 1907–09), Шехеме, Мегиддо (1903–05), на Таанахе (1901–04).
Период брит. мандата в Палестине и первые послевоенные десятилетия (1920–60-е гг.) называют «золотым веком» Б. а. Так, 1920–30-е гг. были ознаменованы открытием (1925) в древнем городе Нузи (хурритская эпоха) «архива» – табличек, содержащих сведения об эпохе ветхозаветных патриархов; раскопками (1922–34), предпринятыми под рук. Л. Вулли, на месте древнего Ура; раскопками в библейском Лахише, которые дали возможность собрать сведения об эпохе проповеди пророка Иеремии. Особое значение в этот период приобрели исследования амер. археолога У. Ф. Олбрайта и его учеников (на Телль-эль-Фуль, Кириаф-Сефере, Бет-Цуре, Бет-Шемеше, а также на Рас-Шамре и в Иерусалиме). Благодаря исследованиям Олбрайта удалось составить хронологич. шкалу керамики железного века (в дальнейшем уточнялась благодаря локальным данным). В 1930-х гг. Дж. Гарстангом были начаты раскопки в Иерихоне (продолжены К. Кеньон в 1950-е гг.). В 1947 появились сведения о рукописях Мёртвого м. (Кумранские рукописи; см. Кумранистика). В 1949 Р. де Во начал археологич. исследования на городище Кумран и сельском поселении Айн-Фешка.
В 1950–60-х гг. основой ближневосточных исследований в области Б. а. оставались зап.-европ. и амер. научные проекты. Однако один из крупных проектов 1970–80-х гг. – долгосрочные раскопки в Гезере (У. Девер и др.) – позволил сформироваться поколению израильских археологов, приступивших затем к работе на местах синагог в Галилее, на Телль-эль-Хеси, Телль-Микне и др. Значит. вклад в исследование Месопотамии внесла и рос. экспедиция под рук. Р. М. Мунчаева, Н. Я. Мерперта, Н. О. Бадера, работавшая с 1969 в Ираке и Сирии (исследованы памятники 7–3-го тыс. до н. э.). Независимые государства, образовавшиеся после 2-й мировой войны (прежде всего Израиль и Иордания), были заинтересованы в развитии Б. а. Израильские учёные большое внимание уделяли краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев), активно изучали археологич. памятники не только эпохи поздней бронзы и раннего железного века, но и периода Второго храма, вплоть до восстания Бар-Кохбы. Так, в 1960-х гг. И. Ядину удалось определить по аэрофотоснимкам место рим. лагеря у Эйн-Геди; вскоре были исследованы остатки крепости Масада. В кон. 1960 – нач. 1970-х гг. начались раскопки в Иерусалиме (в Старом городе) и на Синае.
В целом гос. поддержка помогла израильской археологии в 1970–90-х гг. выдержать конкуренцию в полевых исследованиях и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход историч. процесса в Сиро-Палестинском регионе от эпохи неолита до античности.
В последней трети 20 в. усугубился концептуальный кризис Б. а., обусловленный усилившейся критикой историч. достоверности ранних книг Библии. Такие исследователи, как Ф. З. Дейвис, Т. Л. Томпсон, Н. П. Лемхе, придерживаясь мнения о позднейшем (не ранее перс. эпохи) происхождении текстов Ветхого Завета, сочли невозможным опираться на них при реконструкции социально-политич. и этнич. истории Вост. Средиземноморья. Под сомнение была поставлена возможность доказательства (на основании археологич. памятников) историч. достоверности завоевания евр. племенами Ханаана, создания единого Израильско-Иудейского царства, храмового строительства эпохи Соломона. Кроме того, предлагалось (У. Девер, И. Финкельштейн) отказаться от термина «Б. а.» в пользу более нейтрального, напр. «сиро-палестинская археология», «археология Ближнего Востока эпохи бронзового и раннего железного века».
Первые годы 21 в. отмечены новыми тенденциями. В Б. а. наметилось разделение на два исследовательских направления: одно направление изучает материальную культуру, используя принятые в совр. археологии методы полевой работы (с целью реконструкции этнокультурной истории Вост. Средиземноморья 8–1-го тыс. до н. э.), др. направление остаётся преим. отраслью библеистики и стремится благодаря археологич. исследованиям более глубоко понять Библию как сложный историч. источник.