НУ́ЗИ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУ́ЗИ, древний город, провинциальный центр кн-ва Аррапха, входившего в состав Митанни в позднем бронзовом веке; один из осн. памятников для изучения истории и культуры Митанни. Остатки Н. – телль Йорган-Тепе, в 15 км к югу от совр. г. Киркук (древняя Аррапха) в иракском Курдистане. Первые клинописные таблички из Н. обнаружены в 1890-х гг. в результате неконтролируемых раскопок. Науч. раскопки – иракско-амер. экспедиции под рук. Э. Кьера, Р. Пфайффера, Р. Старра в 1925–31. Этимология назв. «Н.» не установлена; возможно, этот топоним связан с проникновением в Сев. Месопотамию хурритов в нач. 2-го тыс. до н. э.
Территория Н., если суммировать данные стратиграфии по нескольким раскопам, была заселена без значит. перерывов как минимум с 5-го тыс. до 14 в. до н. э. Для ранних слоёв (поздний Халаф, Убейд) характерны округлые в плане глинобитные постройки; к урукскому (см. Урук) периоду относятся постройки из сырцового кирпича, среди находок – клад оттисковых и цилиндрич. печатей; раннединастич. период представлен керамикой. В слоях староаккадского периода (24–22 вв.; см. в ст. Аккад) найдены 222 клинописные таблички (в т. ч. уникальная топографич. карта; рис.); из них выяснилось, что поселение в это время именовалось Гасур, большинство его жителей имели семитские имена. Не позднее периода III династии Ура (ок. кон. 3-го тыс.) были возведены оборонит. стены и первый центр. храм; с этим периодом, а также староассирийским и старовавилонским, связаны находки отд. клинописных табличек.
Наиболее полно исследован слой сер. 15 – сер. 14 вв. до н. э., связанный с собственно Н. Площадь укреплённой части Н. (следов предместий не обнаружено) составляла ок. 4,4 га, что позволяет оценить население в диапазоне 1000–2500 чел. Сохранился небольшой фрагмент крепостных стен из сырцового кирпича, установлено наличие 3 гор. ворот. Реконструируется прямоугольная сеть улиц, свидетельствующая о планомерной застройке, с храмом и царским дворцом в центре города, наиболее богатыми домами в его сев.-зап. части. Дворец (делится на представительскую часть, примыкающую к внешнему двору, и личные покои царей Аррапхи, окружающие внутр. двор) имел систему канализации, был вымощен мраморными плитами; отмечено наличие настенных фресок с егип. и эгейскими мотивами (голова богини Хатхор, бычий череп, пальметта). Храм – 2-камерный; вероятно, в нём почитались бог грозы г. Алеппо (Халеб) и Шавушка (местная ипостась хурритского эквивалента богини Иштар), среди находок представленная статуэткой из слоновой кости с обнажённой нижней частью торса. Для этого слоя показательна расписная керамика с преобладанием геометрич. мотивов «хабурского» (тёмнофигурного) и «нузийского» (белофигурного) стилей. Разрушение Н., по-видимому, связано с захватом вост. части Митанни Ассирией ок. 1340 до н. э. Для более позднего времени отмечены остатки поселения и кладбища парфянского периода (в рамках 2 в. до н. э. – 3 в. н. э.).
В Н. обнаружены крупнейшие на территории Митанни архивы клинописных текстов – ок. 5000 табличек, охватывающих период ок. 1450–1340 до н. э. Тексты составлены на аккадском языке, но большое количество хурритских «гостевых» слов и выражений свидетельствует, что родным для большинства писцов был хурритский язык. Употребление хурритской лексики в текстах из Н. является образцовым материалом для изучения двуязычия на Древнем Востоке. Большинство личных имён имеет явный хурритский характер (архивы Н. – наиболее представительный источник по хурритской ономастике). Преобладают расписки и инвентарные документы; есть юридич. документы, письма, 1 царская надпись; лит. тексты редки. Упоминаются митаннийские цари Шауштатар и Параттарна, митаннийские боевые колесницы, назв. «Н.», но в целом содержание текстов не выходит за рамки вопросов локального характера. Из документов выясняется, что цари Аррапхи содержали в своём дворце в Н. местный гарем; управление дворцом было отделено от гор. администрации; есть упоминания о торговле жителей Н. с ассирийцами, об ассирийских грабительских набегах. Среди ряда исследователей бытовали гипотезы об общинном характере землевладения в Н. и сходстве земельных отношений, реконструируемых по текстам из Н. и Ветхого Завета, однако совр. анализ текстов привёл к выводу, что большая часть земли в окрестностях Н. находилась в частной собственности.