Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕФА́РДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 116-117

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

СЕФА́РДЫ (םפרדים, се­фа­ра­дим – ис­пан­цы), эт­нич. груп­па ев­ре­ев, по­том­ки из­гнан­ни­ков из Ис­па­нии 15–17 вв. (םייט, םפרדים טהורים са­мех-тет, се­фа­ра­дим тео­рим – чис­тые С.). Чис­ленность ок. 300 тыс. чел. (2015, оцен­ка). Жи­вут в осн. в Из­раи­ле, а так­же во Фран­ции (100 тыс. чел.), в Тур­ции (25 тыс. чел.), Ис­па­нии (15 тыс. чел.), Гре­ции (5 тыс. чел.), Бол­га­рии (4 тыс. чел.), Ма­рок­ко (4 тыс. чел.), Ни­дер­лан­дах (0,8 тыс. чел.), Пор­ту­га­лии, Сер­бии, Бос­нии и Гер­це­го­ви­не, Ал­ба­нии, Чер­но­го­рии, Ту­ни­се, на Гиб­рал­та­ре, в Ита­лии, Бра­зи­лии, Мек­си­ке, США, Ка­на­де, Ав­ст­ра­лии, на Фи­лип­пи­нах и др.

Сефарды из Сараево. Фото 1900.

Сло­во «Се­фа­рад» (םפרד) впер­вые упо­мя­ну­то в Биб­лии в Кни­ге про­ро­ка Ав­дия (1:20), где оно, оче­вид­но, оз­на­ча­ет г. Сар­ды (Сфар­да), од­на­ко уже с на­ча­ла н. э. оно от­но­сит­ся к Пи­ре­ней­ско­му п-ову (Тар­гум Йо­на­та­на) – од­но­му из древ­ней­ших ре­гио­нов рас­се­ле­ния евр. ди­ас­по­ры (воз­мож­но, с 1-го тыс. до н. э.), в Сред­не­ве­ко­вье – из важ­ней­ших её цен­тров. Ев­реи Ис­па­нии, жив­шие как в му­суль­ман­ской, так и в хри­сти­ан­ской её час­ти, соз­да­ли бо­га­тую тра­ди­цию в об­лас­ти фи­ло­со­фии, мис­ти­ки (каб­ба­ла), по­эзии и др. (С. Ибн Ге­би­роль, И. Га­ле­ви, М. Ибн Эз­ра, М. Май­мо­нид, На­хма­нид и др.). В 1492 ев­реи бы­ли из­гна­ны из объ­е­ди­нён­ной Ис­па­нии и при­над­ле­жа­щих ей вла­де­ний в Юж. Ита­лии, Ни­дер­лан­дах и на ост­ро­вах Сре­ди­зем­но­мо­рья; в 1497 ев­ре­ев Пор­ту­га­лии за­ста­ви­ли на­силь­ст­вен­но кре­стить­ся. Ок. 200 тыс. ев­ре­ев пе­ре­се­ли­лись гл. обр. в стра­ны Маг­ри­ба (осн. цен­тры – Тан­жер, Те­ту­ан, Оран и др.) и в Ос­ман­скую им­пе­рию, где они рас­се­ли­лись по Бал­кан­ско­му п-ову и Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рью. Са­ло­ни­ки вплоть до 2-й ми­ро­вой вой­ны ста­но­вят­ся круп­ней­шим цен­тром се­фард­ской эко­но­мич. и куль­тур­ной жиз­ни. Неск. со­тен ты­сяч ев­ре­ев, при­няв­ших хри­сти­ан­ст­во (ма­ра­ны), ос­та­лись на Пи­ре­ней­ском п-ове и в исп. и пор­туг. ко­ло­ни­ях в Лат. Аме­ри­ке и на Фи­лип­пи­нах. С нач. 17 в. ма­ра­ны-крип­тои­у­деи пе­ре­се­ля­лись в про­тес­тант­ские стра­ны – в ос­во­бо­див­шие­ся от вла­сти Ис­па­нии Ни­дер­лан­ды и да­лее в Ве­ли­ко­бри­та­нию, Сев. Гер­ма­нию, Да­нию, а так­же в ос­во­бо­ж­дав­шие­ся из-под кон­тро­ля Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии стра­ны Аме­ри­ки – Сев. Бра­зи­лию, Су­ри­нам, на о. Кю­ра­сао, Ямай­ку, в Но­вый Ам­стер­дам (ны­не Нью-Йорк). В Ам­стер­да­ме скла­ды­ва­ет­ся 2-й по зна­чи­мо­сти се­фард­ский центр, где С. за­ня­ли от­но­си­тель­но вы­со­кое по­ло­же­ние и где жи­ли рав­вин Ме­на­ше Бен-Ис­ра­эль (1604–57), У. да Ако­ста, Б. Спи­но­за и др. В Па­ле­сти­не (в Тве­рии и Цфа­те) в 16 в. С. соз­да­ли центр мис­тич. на­прав­ле­ния иу­да­из­ма – т. н. лу­ри­ан­скую каб­ба­лу. В Тур­ции се­фард­ский рав­вин И. Ка­ро со­ставил круп­ней­ший иу­дей­ский за­ко­но­дат. ко­декс «Шул­хан арух». В сер. 17 в. весь евр. мир был ох­ва­чен дви­же­ни­ем се­фард­ско­го лже­мес­сии Саб­ба­тая Цви. В ди­ас­по­ре сло­жил­ся се­фард­ский язык, в Ни­дер­лан­дах осн. языком ев­ре­ев вплоть до 18 в. был пор­ту­галь­ский. В 18 в. се­фард­ская общ­ность рас­па­лась на вос­точ­но­сре­ди­зем­но­мор­скую («ту­рец­кую»), сев.-афр. («араб­скую») и ев­ро­пей­ско-аме­ри­кан­скую («ма­ран­скую») груп­пы. В 20 в. С. ста­но­вят­ся жерт­ва­ми хо­ло­ко­ста, унич­то­жа­ют­ся осн. се­фард­ские цен­тры на Бал­ка­нах и в Сев. Аф­ри­ке. По­сле 2-й мировой вой­ны боль­шин­ст­во С. пе­ре­се­ля­ет­ся в Из­ра­иль, по­яв­ля­ет­ся рас­ши­рит. зна­че­ние сло­ва «С.», ко­то­рым об­озна­ча­ют всех ев­ре­ев, не от­но­ся­щих­ся к аш­ке­на­зам, в осн. вы­ход­цев из стран Азии и Аф­ри­ки, что объ­яс­ня­ет­ся бы­то­ва­ни­ем сре­ди них се­фард­ской богослужебной нор­мы.

Лит.: Lazar M. The Sephardic tradition. N. Y., 1972; Sitton D. Sephardi communities today. Jerusalem, 1985; Бен­басс Э., Род­риг А. Ев­реи Ле­ван­та: Се­фард­ская об­щи­на в XIV–XX ве­ках. М., 2001; Зе­ле­ни­на Г. С. От ски­пет­ра Иу­ды к жез­лу шу­та: при­двор­ные ев­реи в сред­не­ве­ко­вой Ис­па­нии. М.; Ие­ру­са­лим, 2007.

Вернуться к началу