СЕФА́РДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕФА́РДЫ (םפרדים, сефарадим – испанцы), этнич. группа евреев, потомки изгнанников из Испании 15–17 вв. (םייט, םפרדים טהורים самех-тет, сефарадим теорим – чистые С.). Численность ок. 300 тыс. чел. (2015, оценка). Живут в осн. в Израиле, а также во Франции (100 тыс. чел.), в Турции (25 тыс. чел.), Испании (15 тыс. чел.), Греции (5 тыс. чел.), Болгарии (4 тыс. чел.), Марокко (4 тыс. чел.), Нидерландах (0,8 тыс. чел.), Португалии, Сербии, Боснии и Герцеговине, Албании, Черногории, Тунисе, на Гибралтаре, в Италии, Бразилии, Мексике, США, Канаде, Австралии, на Филиппинах и др.
Слово «Сефарад» (םפרד) впервые упомянуто в Библии в Книге пророка Авдия (1:20), где оно, очевидно, означает г. Сарды (Сфарда), однако уже с начала н. э. оно относится к Пиренейскому п-ову (Таргум Йонатана) – одному из древнейших регионов расселения евр. диаспоры (возможно, с 1-го тыс. до н. э.), в Средневековье – из важнейших её центров. Евреи Испании, жившие как в мусульманской, так и в христианской её части, создали богатую традицию в области философии, мистики (каббала), поэзии и др. (С. Ибн Гебироль, И. Галеви, М. Ибн Эзра, М. Маймонид, Нахманид и др.). В 1492 евреи были изгнаны из объединённой Испании и принадлежащих ей владений в Юж. Италии, Нидерландах и на островах Средиземноморья; в 1497 евреев Португалии заставили насильственно креститься. Ок. 200 тыс. евреев переселились гл. обр. в страны Магриба (осн. центры – Танжер, Тетуан, Оран и др.) и в Османскую империю, где они расселились по Балканскому п-ову и Вост. Средиземноморью. Салоники вплоть до 2-й мировой войны становятся крупнейшим центром сефардской экономич. и культурной жизни. Неск. сотен тысяч евреев, принявших христианство (мараны), остались на Пиренейском п-ове и в исп. и португ. колониях в Лат. Америке и на Филиппинах. С нач. 17 в. мараны-криптоиудеи переселялись в протестантские страны – в освободившиеся от власти Испании Нидерланды и далее в Великобританию, Сев. Германию, Данию, а также в освобождавшиеся из-под контроля Испании и Португалии страны Америки – Сев. Бразилию, Суринам, на о. Кюрасао, Ямайку, в Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк). В Амстердаме складывается 2-й по значимости сефардский центр, где С. заняли относительно высокое положение и где жили раввин Менаше Бен-Исраэль (1604–57), У. да Акоста, Б. Спиноза и др. В Палестине (в Тверии и Цфате) в 16 в. С. создали центр мистич. направления иудаизма – т. н. лурианскую каббалу. В Турции сефардский раввин И. Каро составил крупнейший иудейский законодат. кодекс «Шулхан арух». В сер. 17 в. весь евр. мир был охвачен движением сефардского лжемессии Саббатая Цви. В диаспоре сложился сефардский язык, в Нидерландах осн. языком евреев вплоть до 18 в. был португальский. В 18 в. сефардская общность распалась на восточносредиземноморскую («турецкую»), сев.-афр. («арабскую») и европейско-американскую («маранскую») группы. В 20 в. С. становятся жертвами холокоста, уничтожаются осн. сефардские центры на Балканах и в Сев. Африке. После 2-й мировой войны большинство С. переселяется в Израиль, появляется расширит. значение слова «С.», которым обозначают всех евреев, не относящихся к ашкеназам, в осн. выходцев из стран Азии и Африки, что объясняется бытованием среди них сефардской богослужебной нормы.