МАРА́НЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРА́НЫ (от исп. marrano – свинья, нахал), крещёные евреи в королевствах Пиренейского п-ова в кон. 14–15 вв. М. называют также их потомков в Испании, Португалии и странах сефардской диаспоры (см. Сефарды). Для обозначения М. используются и более нейтральные исп. термины «конверсо» (converso – обращённый), «кристиано нуэво» (cristiano nuevo – новый христианин); ивритские термины «анусим» (принуждённые), «мешумадим» (отступники).
Возникновение М. как отд. этноконфессиональной группы связано с евр. погромами в Кастилии и Арагоне в 1391–1392 и 1412. На протяжении 15 в. часть М. (криптоиудеи) продолжала втайне соблюдать иудаизм, некоторые иудейские законы и обряды, др. часть не противилась ассимиляции (численное соотношение этих двух групп является предметом науч. дискуссий; согласно традиц. евр. историографии, абсолютное большинство М. составляли криптоиудеи).
В сер. 15 в. началась секулярная дискриминация М. по этнич. признаку. Были приняты ограничит. законы (см. «Чистоты крови» статуты), запрещавшие лицам, которые не могли представить «доказательства чистоты», занимать обществ. должности (в судах, муниципалитетах и пр.), вступать в ряды духовенства и монашества, учиться в университетах. Несмотря на эти ограничения, к нач. 16 в. большинство аристократич. родов Испании не отличались «чистотой крови».
С введением в 1480 в Испании инквизиции началось преследование М. по подозрению в криптоиудействе. М. составляли абсолютное большинство жертв исп. инквизиции вплоть до 17 в. Инквизиционный контроль и провоцируемое трибуналами доносительство приводили к сокращению и искажению соблюдаемых М. иудейских обрядов. Изгнание евреев из Испании в 1492 также стало причиной обеднения криптоиудейских практик (в частности, отказа от обрезания и кошерного мяса) и соответственно уменьшения числа криптоиудейских общин (до 18–19 вв. такие общины сохранялись лишь в отд. провинциях, напр. на о. Мальорка).
В Португалии многочисл. группа М. возникла в 1497, когда были насильственно крещены все евреи королевства, включая тех, кто за пять лет до этого эмигрировал в Португалию из Испании. Португ. М. в большей степени, чем испанские, сохраняли приверженность иудаизму, среди них практически не было добровольных выкрестов. Некоторые маранские общины существуют в Португалии и по сей день (в Ковильяне, Брагансе).
С началом насильств. крещений часть португ. М. нелегально эмигрировала с Пиренейского п-ова; в 1603 португ. М. за выкуп добились права на законную эмиграцию. В результате общины португ. М. (повсеместно именуемых португезами; португ. portuguesos – португальцы) возникли в Амстердаме и нидерл. колониях в Новом Свете, Лондоне, Гамбурге, Бордо и Байонне, некоторых итал. владениях (Анконе, Тоскане, Ферраре, Флоренции), а также в Османской империи. Со временем португезские общины реиудаизировались и переставали считаться христианами, сохраняя при этом память о своём пиренейском прошлом, приверженность иберийскому языковому и культурному наследию.