Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРА́НЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 78-79

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. С. Зеленина

МАРА́НЫ (от исп. marrano – сви­нья, на­хал), кре­щё­ные ев­реи в ко­ро­лев­ст­вах Пи­ре­ней­ско­го п-ова в кон. 14–15 вв. М. на­зы­ва­ют так­же их по­том­ков в Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии и стра­нах се­фард­ской ди­ас­по­ры (см. Се­фар­ды). Для обо­зна­че­ния М. ис­поль­зу­ют­ся и бо­лее ней­траль­ные исп. тер­ми­ны «кон­вер­со» (converso – об­ра­щён­ный), «кри­стиа­но ну­эво» (cristiano nuevo – но­вый хри­стиа­нин); ив­рит­ские тер­ми­ны «ану­сим» (при­ну­ж­дён­ные), «ме­шу­ма­дим» (от­ступ­ни­ки).

Воз­ник­но­ве­ние М. как отд. эт­но­кон­фес­сио­наль­ной груп­пы свя­за­но с евр. по­гро­ма­ми в Кас­ти­лии и Ара­го­не в 1391–1392 и 1412. На про­тя­же­нии 15 в. часть М. (крип­тои­у­деи) про­дол­жа­ла втай­не со­блю­дать иу­да­изм, не­ко­то­рые иу­дей­ские за­ко­ны и об­ря­ды, др. часть не про­ти­ви­лась ас­си­ми­ля­ции (чис­лен­ное со­от­но­ше­ние этих двух групп яв­ля­ет­ся пред­ме­том на­уч. дис­кус­сий; со­глас­но тра­диц. евр. ис­то­рио­гра­фии, аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во М. со­став­ля­ли крип­тои­у­деи).

В сер. 15 в. на­ча­лась се­ку­ляр­ная дис­кри­ми­на­ция М. по эт­нич. при­зна­ку. Бы­ли при­ня­ты ог­ра­ни­чит. за­ко­ны (см. «Чис­то­ты кро­ви» ста­ту­ты), за­пре­щав­шие ли­цам, ко­то­рые не мог­ли пред­ста­вить «до­ка­за­тель­ст­ва чис­то­ты», за­ни­мать об­ществ. долж­но­сти (в су­дах, му­ни­ци­па­ли­те­тах и пр.), всту­пать в ря­ды ду­хо­вен­ст­ва и мо­на­ше­ст­ва, учить­ся в уни­вер­си­те­тах. Не­смот­ря на эти ог­ра­ни­че­ния, к нач. 16 в. боль­шин­ст­во ари­сто­кра­тич. ро­дов Ис­па­нии не от­ли­ча­лись «чис­то­той кро­ви».

С вве­де­ни­ем в 1480 в Ис­па­нии ин­кви­зи­ции на­ча­лось пре­сле­до­ва­ние М. по по­доз­ре­нию в крип­тои­у­дей­ст­ве. М. со­став­ля­ли аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во жертв исп. ин­кви­зи­ции вплоть до 17 в. Ин­кви­зи­ци­он­ный кон­троль и про­во­ци­руе­мое три­бу­на­ла­ми до­но­си­тель­ст­во при­во­ди­ли к со­кра­ще­нию и ис­ка­же­нию со­блю­дае­мых М. иу­дей­ских об­ря­дов. Из­гна­ние ев­ре­ев из Ис­па­нии в 1492 так­же ста­ло при­чи­ной обед­не­ния крип­тои­у­дей­ских прак­тик (в ча­ст­но­сти, от­ка­за от об­ре­за­ния и ко­шер­но­го мя­са) и со­от­вет­ст­вен­но умень­ше­ния чис­ла крип­тои­у­дей­ских об­щин (до 18–19 вв. та­кие об­щи­ны со­хра­ня­лись лишь в отд. про­вин­ци­ях, напр. на о. Маль­ор­ка).

В Пор­ту­га­лии мно­го­числ. груп­па М. воз­ник­ла в 1497, ко­гда бы­ли на­силь­ст­вен­но кре­ще­ны все ев­реи ко­ро­лев­ст­ва, вклю­чая тех, кто за пять лет до это­го эмиг­ри­ро­вал в Пор­ту­га­лию из Ис­па­нии. Пор­туг. М. в боль­шей сте­пе­ни, чем ис­пан­ские, со­хра­ня­ли при­вер­жен­ность иу­да­из­му, сре­ди них прак­ти­че­ски не бы­ло доб­ро­воль­ных вы­кре­стов. Не­ко­то­рые ма­ран­ские об­щи­ны су­ще­ст­ву­ют в Пор­ту­га­лии и по сей день (в Ко­виль­я­не, Бра­ган­се).

С на­ча­лом на­сильств. кре­ще­ний часть пор­туг. М. не­ле­галь­но эмиг­ри­ро­ва­ла с Пи­ре­ней­ско­го п-ова; в 1603 пор­туг. М. за вы­куп до­би­лись пра­ва на за­кон­ную эмиг­ра­цию. В ре­зуль­та­те об­щи­ны пор­туг. М. (по­все­ме­ст­но име­нуе­мых пор­ту­ге­за­ми; пор­туг. portuguesos – пор­ту­галь­цы) воз­ник­ли в Ам­стер­да­ме и ни­дерл. ко­ло­ни­ях в Но­вом Све­те, Лон­до­не, Гам­бур­ге, Бор­до и Бай­он­не, не­ко­то­рых итал. вла­де­ни­ях (Ан­ко­не, Тос­ка­не, Фер­ра­ре, Фло­рен­ции), а так­же в Ос­ман­ской им­пе­рии. Со вре­ме­нем пор­ту­гез­ские об­щи­ны реи­у­даи­зи­ро­ва­лись и пе­ре­ста­ва­ли счи­тать­ся хри­стиа­на­ми, со­хра­няя при этом па­мять о сво­ём пи­ре­ней­ском про­шлом, при­вер­жен­ность ибе­рий­ско­му язы­ко­во­му и куль­тур­но­му на­сле­дию.

Лит.: Castro A. España en su historia: cris­tia­nos, moros y judíos. B. Aires, 1948; Domín­guez Ortíz A. Los conversos de origen judío despu­és de la expulsión. Madrid, 1955; idem. Los judeoconversos en España y America. Madrid, 1978; Faur J. In the shadow of history: Jews and conversos at the dawn of modernity. Al­ba­ny, 1992; Roth C. A history of the marranos. 5th ed. N. Y., 1992; Bodian M. Hebrews of the Por­tuguese nation: conversos and community in early modern Amsterdam. Bloomington, 1997; Benito Ruano E. Los orí genes del problema con­verso. 2 ed. Madrid, 2001; Netanyahu B. Los marranos españoles. 2 ed. [Leon], 2002; Git­litz D. M. Secrecy and deceit: the religion of the Crypto-Jews. Albuquerque, 2002; Кон­тре­рас Х. Ин­кви­зи­то­ры и тай­ные иу­деи. Власть, куль­ту­ра и ре­ли­гия в Ис­па­нии Зо­ло­то­го ве­ка. СПб., 2006; Зе­ле­ни­на Г. С. От ски­пет­ра Иу­ды к жез­лу шу­та: при­двор­ные ев­реи в сред­не­ве­ко­вой Ис­па­нии. М., 2007.

Вернуться к началу