АКО́СТА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АКО́СТА, да Коста (Acosta, da Costa) Уриель (ок. 1585, Опорту, ныне Порту – апр. 1640, Амстердам), евр. религ. мыслитель-рационалист. Из семьи португ. марранов (евреев, принявших католичество). Получил образование в коллегии иезуитов и на ф-те права ун-та г. Коимбра. В 1607, пережив религ. кризис, отрёкся от христианства. После смерти отца, ревностного католика, семья тайно покинула Португалию и прибыла в Амстердам, где А. принял иудаизм (он сменил данное при крещении имя Габриель на Уриель). В 1616 А. написал трактат «11 тезисов», где подверг критике раввинистич. иудаизм, в 1623 – работу «О смертности человеческой души», в которой отрицал бессмертие души и загробный мир. Незаконченный текст был выкран из кабинета А. и стал поводом для судебного разбирательства в синагоге. А. отказался принести покаяние, после чего ему было запрещено появляться в синагоге, а членам общины вступать с ним в к.-л. общение. В 1624 А. опубликовал «Исследование традиции фарисеев по сравнению с писаным Законом», где вновь заявил о том, что в Талмуде искажено учение Моисея и что доктрина о бессмертии души и тела не вытекает из Библии. По доносу иудейской общины магистрат подверг А. аресту и штрафу; книга была сожжена. В этот период А. продолжал развивать идею об этич. начале, заложенном в самой природе человека. Он утверждал, что лишь следуя естественной религии человеческой природы и разума, люди могут приблизиться к этич. идеалу. В 1633 А., не выдержав изоляции, покаялся и был принят в общину, но в том же году был вновь исключён как еретик. В 1640 прошёл публичную церемонию покаяния (описанную им в автобиографии «Пример человеческой жизни», 1640; в рус. пер. – в кн. «Критика иудейской религии», 1964) и вскоре покончил с собой. А. рассматривается как первый евр. вольнодумец Нового времени, предшественник и вдохновитель Б. Спинозы.