Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АКО́СТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 347

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. И. Эндель

АКО́СТА, да Кос­та (Acosta, da Costa) Ури­ель (ок. 1585, Опор­ту, ны­не Пор­ту – апр. 1640, Ам­стер­дам), евр. ре­лиг. мыс­ли­тель-ра­цио­на­лист. Из се­мьи пор­туг. мар­ра­нов (ев­ре­ев, при­няв­ших ка­то­ли­че­ст­во). По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в кол­ле­гии ие­зуи­тов и на ф-те пра­ва ун-та г. Ко­им­бра. В 1607, пе­ре­жив ре­лиг. кри­зис, от­рёк­ся от хри­сти­ан­ст­ва. По­сле смер­ти от­ца, рев­но­ст­но­го ка­то­ли­ка, се­мья тай­но по­ки­ну­ла Пор­ту­га­лию и при­бы­ла в Ам­стер­дам, где А. при­нял иу­да­изм (он сме­нил дан­ное при кре­ще­нии имя Габ­ри­ель на Ури­ель). В 1616 А. на­пи­сал трак­тат «11 те­зи­сов», где под­верг кри­ти­ке рав­ви­ни­стич. иу­да­изм, в 1623 – ра­бо­ту «О смерт­но­сти че­ло­ве­че­ской ду­ши», в ко­то­рой от­ри­цал бес­смер­тие ду­ши и за­гроб­ный мир. Не­за­кон­чен­ный текст был вы­кран из ка­би­не­та А. и стал по­во­дом для су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ст­ва в си­на­го­ге. А. от­ка­зал­ся при­нес­ти по­кая­ние, по­сле че­го ему бы­ло за­пре­ще­но по­яв­лять­ся в си­на­го­ге, а чле­нам об­щи­ны всту­пать с ним в к.-л. об­ще­ние. В 1624 А. опуб­ли­ко­вал «Ис­сле­до­ва­ние тра­ди­ции фа­ри­се­ев по срав­не­нию с пи­са­ным За­ко­ном», где вновь зая­вил о том, что в Тал­му­де ис­ка­же­но уче­ние Мои­сея и что док­три­на о бес­смер­тии ду­ши и те­ла не вы­те­ка­ет из Биб­лии. По до­но­су иу­дей­ской об­щи­ны ма­ги­ст­рат под­верг А. аре­сту и штра­фу; кни­га бы­ла со­жже­на. В этот пе­ри­од А. про­дол­жал раз­ви­вать идею об этич. на­ча­ле, за­ло­жен­ном в са­мой при­ро­де че­ло­ве­ка. Он ут­верж­дал, что лишь сле­дуя ес­те­ст­вен­ной ре­ли­гии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды и ра­зу­ма, лю­ди мо­гут при­бли­зить­ся к этич. идеа­лу. В 1633 А., не вы­дер­жав изо­ля­ции, по­ка­ял­ся и был при­нят в об­щи­ну, но в том же го­ду был вновь ис­клю­чён как ере­тик. В 1640 про­шёл пуб­лич­ную це­ре­мо­нию по­кая­ния (опи­сан­ную им в ав­то­био­гра­фии «При­мер че­ло­ве­че­ской жизни», 1640; в рус. пер. – в кн. «Кри­ти­ка иу­дей­ской ре­ли­гии», 1964) и вско­ре по­кон­чил с со­бой. А. рас­смат­ри­ва­ет­ся как пер­вый евр. воль­но­ду­мец Но­во­го вре­мени, пред­ше­ст­вен­ник и вдох­но­ви­тель Б. Спи­но­зы.

Вернуться к началу