ЕВРЕ́И
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВРЕ́И [греч. ‘Εβραῖος , от др.-евр. עברים – «перешедший через реку», имеется в виду прародитель Е. Авраам, пришедший в Ханаан из-за Евфрата; др. толкование – «потомки праотца Евера»; самоназвания на иврите – йегудим (иудей), на идише – йид, айид; древнее самоназвание – бней-исраэль («сыновья Израиля»)], народ. Организованные евр. общины существуют в 110 странах мира, причём реальное число живущих там Е. может превышать их офиц. данные в 1,5–4 раза. Общая численность 13,3 млн. чел. (2006, оценка), в т. ч. в США 5,2–5,5 млн. чел. (из них выходцев из быв. СССР ок. 400 тыс. чел.), в Израиле ок. 5,4 млн. чел. (из них выходцев из быв. СССР ок. 1 млн. чел.), Франции св. 600 тыс. чел., Канаде 370 тыс. чел., Великобритании св. 300 тыс. чел., Аргентине 185 тыс. чел., Австралии 110 тыс. чел., Германии 200 тыс. чел. (в т. ч. членов местной общины – 115 тыс. чел., из них выходцев из быв. СССР ок. 80 тыс. чел.), Украине 100 тыс. чел., Бразилии 100 тыс. чел. В России 230 тыс. чел. (2002, перепись, в т. ч. в Москве 79,4 тыс. чел., С.-Петербурге 36,6 тыс. чел.).
Древнейший язык Е. – древнееврейский язык, на котором написан Танах. В первые века нашей эры его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли евр. языки и этнолекты (см. Еврейские языки). Др.-евр. яз. перестал быть средством вербальной коммуникации, но в форме «языка святости» (лашон-акодеш) сохранялся до Нового времени в качестве осн. письм. языка, обслуживавшего религ., лит., образоват., культурную и деловую сферы. В 19 в. др.-евр. язык был возрождён в форме иврита, с сер. 20 в. стал офиц. и осн. разговорным языком Е. Израиля. В странах диаспоры др.-евр. яз. сохраняется как осн. язык иудаизма. Около половины Е. говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Израиле, Австралии, ЮАР и др.), ок. 40% – на иврите (в Израиле), ок. 20% – по-русски, ок. 10% – по-арабски, ок. 5% – по-испански, ок. 6% – по-французски, ок. 4% – на идише, распространены также сефардский язык, татский язык, еврейско-арамейские, еврейско-иранские и др. евр. языки, а также нем., рум., польский, амхарский, португ., венг., нидерл., тур. и др. языки.
Большинство верующих Е. – иудеи. В иудаизме этнич. и конфессиональное самосознание, как правило, совпадают. Согласно традиц. взгляду, переход еврея в др. религию равносилен переходу в другой народ.
Древние Е. сложились как общность во 2-м тыс. до н. э. в древней Палестине в результате интеграции семитоязычных скотоводов-кочевников и земледельцев ср. течения р. Евфрат и оазисов Ханаана. Согласно евр. традиции, записанной в Торе, евр. народ сформировался после Исхода из египетского рабства и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан Е. делились на 12 племён («колен»), возводившихся к сыновьям Иакова (Израиля). На рубеже 2–1-го тыс. до н. э. возникает объединённое царство Давида, в 10 в. до н. э. был построен 1-й храм в Иерусалиме, на протяжении 1-го тыс. до н. э. складывается евр. Библия (Танах). В 722 до н. э. потомки 10 из 12 евр. «колен» были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в евр., христианском и мусульм. фольклоре, до сих пор распространены среди вост. евр. общин и иудействующих. В 586 до н. э. вавилоняне завоевали Иудею, разрушили Иерусалимский храм и увели значит. часть Е. в Месопотамию (Вавилонское пленение). С падением Нововавилонского царства (539 до н. э.) часть Е. возвратилась в Иудею, был построен 2-й Иерусалимский храм, вокруг которого возобновилась гос. и этнич. консолидация Е. С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнич. развития Е., включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с кон. 1-го тыс. до н. э. диаспора охватывает Сев. Африку, Малую Азию, Сирию, Аравийский п-ов, Иран, Кавказ, Крым, Вост. и Зап. Средиземноморье. В период подчинения Палестины Птолемеям и Селевкидам (4–2 вв. до н. э.) Е. подвергаются культурной эллинизации, наряду с др.-евр. и арамейским проникает также др.-греч. яз. (койне). В результате восстания Маккавеев возникло второе др.-евр. гос. образование – Хасмонейское царство (164–37 до н. э.). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав Е. Рим. завоевание Иудеи (63–37 до н. э.) и разгром освободит. движений 1–2 вв. н. э. привели к разрушению 2-го храма (70 н. э.) и выселению б. ч. Е., пополнивших евр. общины диаспоры. Этнич. центр в Палестине практически прекратил существование после араб. завоевания (638), хотя присутствие Е. на историч. родине не прекращалось вплоть до создания гос-ва Израиль (1948). В диаспоре последовательно сменились неск. доминирующих центров, где сложились этнич. группы Е. (эдот), различавшиеся по языку и бытовой культуре, но сохраняющие общееврейское самосознание: Бавель (Месопотамия, Закавказье, Курдистанское нагорье) – 5–11 вв.; Сефарад (Пиренейский п-ов) – начало нашей эры – 1492; Ашкеназ (Центр. Германия, Вост. Европа) – 10 – сер. 20 вв. Одна из древнейших эдот, сложившаяся в сер. 1-го тыс. до н. э., – бавли, или иракские Е., говорившие вначале на еврейско-арамейском яз., который ок. 8–9 вв. сменился араб. диалектами кылту, впоследствии сохранившимися в осн. лишь у Е. и христиан. Последние представители бавли покинули Ирак в начале амер.-ирак. войны (2003). Е., сохранившие арамейский яз. после араб. завоевания, были оттеснены на Курдистанское нагорье, где сформировались в этнич. группу таргум, или лахлухов. В совр. Израиле они известны как курдистанские евреи, сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские Е. (парас-у-мадай) обитали в Иране и Ср. Азии с ахеменидского периода; с 6–7 вв. н. э. сохранились памятники евр.-перс. этнолекта. Впоследствии они разбиваются на собственно иран. Е. (джиди – 25 тыс. чел. в Иране, 75 тыс. чел. в Израиле, в 20 в. большинство перешло с евр.-иран. языков на фарси); татоязычных горских евреев; афгано-среднеазиат. группу, которая к 18 в. подразделяется на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из евр.-перс. этнолектов афганских Е., покинувших окончательно Афганистан в кон. 20 в. С иран. Е. была связана и группа китаеязычных кайфынских Е. в Китае, сформировавшаяся в 6–8 вв. н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисл. потомки в г. Кайфын сохраняют отд. признаки культурной обособленности. В раннем Средневековье вдоль путей междунар. торговли пряностями формировались говорящие на яз. маратхи бене-исраэль в штате Махараштра в Индии и говорящие на языке малаялам кочинские Е., ранее обитавшие на юге Малабарского побережья (ныне в Израиле). Евр. поселения на Аравийском п-ове возникали с сер. – 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с евр. населением Медины, однако отд. евр. кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки евр. населения Юж. Аравии (тейманим) живут в осн. в Израиле (ок. 140 тыс. чел.), ок. 500 чел. – в Йемене. В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Сев. Сирии и Юж. Турции (халяби), Юж. Сирии и Ливане (сами); с 16 в. в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В 18 в. неск. кланов халяби и иракских Е. переселились в Индию на службу брит. короне, откуда они расселились по Юго-Вост. Азии (Индонезия, Мьянма, Сингапур, Гонконг и др.), где известны под назв. багдади. С сер. – 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. складывалась этнич. группа Е. Магриба (мустаарабим), разбивавшаяся на многочисл. географич. и субэтнич. подгруппы, в т. ч. бербероязычных Е. Атласа. В изоляции от всех этих эдот развивались эфиопские Е. (бета-исраэль, или фалаша), до 20 в. говорившие на агавских языках, затем – на амхарском и тиграй. Евр. население Византии (романиоты) с 16 в. подвергалось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в 20 в. сменившие этнолект греч. яз. (еваника) на стандартный греч. яз., живут в Греции (ок. 1 тыс. чел.). В Закавказье сформировалась группа грузинских евреев. Потомки грекоязычных Е., живших с начала нашей эры в Крыму и на Таманском п-ове, и более поздних евр. мигрантов (в т. ч. сефардов из Испании и Италии) образуют группу крымчаков, говоривших до недавнего времени на этнолекте крымско-тат. яз. Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими Е., вероятно, связаны славяноязычные Е. Киевской Руси и зап.-слав. земель 10–17 вв. (кенааним), говорившие на евр. этнолектах др.-рус. и др.-чеш. языка и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами. В 9–14 вв. в Сев. Франции, Англии и Нидерландах существовала евр. группа царфатим, говорившая на этнолекте старофранцузского яз. (зап. лоэз, царфатский). После изгнания Е. из Англии и Франции в 13–14 вв. они слились с ашкеназами, отчасти с сефардами. На юго-западе Европы с поздней античности существовала евр. группа сефардов, говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания в 1492 из Испании они расселились в пределах Османской империи на Балканах и в Вост. Средиземноморье, Италии и Сев. Африке, где в их среде формируется сефардский яз. С 16 в. они стали восстанавливать евр. поселения в Палестине – Иерусалиме, Хевроне, создали каббалистич. центры в Цфате и Тиверии. К ним были близки Е. Прованса (еврейско-провансальский яз. шуадит сохранялся до сер. 19 в.) и Е. Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итал. языков (юж. лоэз). В результате серии изгнаний и депортаций из Англии (1290), Франции (1394), Литвы (1495), Португалии (1496), Саксонии (1540), Бранденбурга (1573) и др. Е. Европы сосредоточиваются в осн. в Речи Посполитой. Массовое истребление Е. в ходе Освободительной войны украинского и белорусского народов 1648–54 вызвало обратные миграции беженцев в Зап. Европу (преим. в Германию и Голландию), Крымское ханство и Османскую империю. С этого времени возрастает поток Е. из Вост. Европы, поселяющихся в городах Палестины рядом с беженцами-сефардами.
По признаку вероисповедания к Е. относят себя т. н. криптоиудеи и иудействующие. Криптоиудеи – потомки Е., насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавших тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы трансформированной евр. бытовой культуры: мараны (потомки «новых христиан» на Пиренейском п-ове, юге США, в Лат. Америке и на Филиппинах; ныне частично присоединяются к евр. общинам своих стран или переселяются в Израиль – наиболее компактная группа маранов сохранилась в г. Бельмонти в Португалии); шуэтос (потомки крещёных Е. Балеарских о-вов); джадиды и чала в Иране и Ср. Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы евр. культуры; дёнме в Турции. По религии к Е. примыкают иудействующие – группы разного этнич. происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью Е.: геры и субботники Центр. России, Сибири и Закавказья; бней-менаше на инд. союзной территории Мизорам, в штате Манипур и в мьянманской нац. обл. Чин; телугуязычные бней-эфраим в инд. штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981; абаюдайя в Уганде; бантуязычные лемба в ЮАР и Зимбабве и др. Наконец, на периферии евр. этноса находятся этноконфессиональные группы самаритян и караимов.
Неполноправный социально-экономич. статус Е. в диаспоре (см. Антисемитизм) способствовал сложению у них специализир. культуры. Участие Е. в с. х-ве повсеместно ограничивалось, осн. занятиями были ремесло и торговля, часть Е. занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство Е. жило замкнутыми общинами (кегила) в гор. кварталах (гетто в Италии и Германии, жудерия в Испании и Португалии, меллах в Сев. Африке, махалла в Иране и Центр. Азии) или в небольших городках Вост. Европы («местечках»). Сегодня традиц. евр. поселения сохранились только на о. Джерба (Тунис) и в Красной Слободе в г. Куба (Сев. Азербайджан). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономич. элитой – гвир («сильный»), парнас («кормилец») и раввинатом. Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Ср. Востоке до сер. 20 в. – полигиния (нормативная моногамия введена у ашкеназов в 10 в.). В ультраортодоксальной среде практикуются левират и сорорат, ортокузенные патрилатеральные браки. Системы родства линейного и бифуркативно-коллатерального типов. Счёт родства патрилинейный, но по иудаистским нормам Е. считается только рождённый от матери-еврейки. Неортодоксальный (реформистский) иудаизм признаёт Е. также и рождённых от евр. отца и получивших евр. воспитание. Общееврейские черты материальной культуры определялись письменным или обычным правом иудаизма: кошер в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др. Евр. кухня делится на восточную, или сефардскую (широкое использование специй, оливкового масла, бобов, баранины), и западную, или ашкеназскую (говядина, курятина, овощи, приправленные сахаром и луком), модели. Во всех традициях в субботу подают плетёные булки, посыпанные маком или кунжутом (хала); рыбу (фаршированную у ашкеназов, жаренную с пряными приправами – на Востоке); приготовляемое на долгом огне жаркое из мяса и бобов (чолнт, хамин); на Новый год (Рош Ашана – осеннее равноденствие) – сладости и яблоки с мёдом; на Хануку – мучные и картофельные блюда, приготовленные в кипящем масле; исключение квасного хлеба в пасхальную неделю (хамец) в зап. традиции включает запрет на все виды пищи из злаков или бобовых, приготовленных с водой или др. жидкостью; в вост. традиции на Пасху, наоборот, распространены блюда из бобовых, риса, кукурузы и др.
На протяжении 19 в. большинство Е. Зап. Европы были политически уравнены в правах с гражданами своих стран. Это сопровождалось реформированием иудаизма, разрушением традиц. кегилы, распадом старых эдот и евр. языков (гаскала – просвещение). В 19–20 вв. в Европе и затем в Америке Е. осознаются как конфессиональная общность, в то время как секуляризованные Е. интегрируются в этнич. общности своих стран. В России гаскала выражается в стремлении евр. молодёжи 2-й пол. 19 в. к образованию и просвещению, к отказу от традиц. форм местечковой культуры и религии. Е. Рос. империи, Галиции и Румынии вырабатывают иную модель идентичности, при которой они осознают себя в первую очередь как этнич. общность со своей этнич. религией. Возникают такие формы евр. этнополитич. движения, как сионизм (призыв к возвращению Е. на историч. родину) и автономизм (борьба за нац.-культурные автономии внутри государств проживания). В сер. 19 в. начинается миграция Е. из Германии, Австрии, Италии, в 1881–1914 – из Рос. империи в США, Канаду, Лат. Америку (преим. Аргентину), Юж. Африку, Австралию, Нов. Зеландию, с распространением идеологии сионизма – в Палестину. Новую волну эмиграции Е. вызвал приход нацистов к власти в Германии, 2-я мировая война и холокост. В 1930-е гг. до 300 тыс. Е. бегут из Германии и Австрии в США и страны Европы. После 2-й мировой войны 350 тыс. европ. Е., в 1950–70-е гг. – Е. из мусульм. стран, с 1971 – ок. 2 млн. Е. из СССР переселяются в осн. в США и Израиль. Израильтяне образуют центр новой евр. этничности. Диаспорные Е. в странах Америки, Зап. и Центр. Европы, в Австралии, Новой Зеландии, Юж. Африке развиваются в рамках конфессиональной идентификации, опирающейся на сеть синагогальных общин. Близится к завершению распад последних традиц. евр. эдот – горских, бухарских, грузинских Е. и др.
С кон. 19 в. возникает сеть междунар. евр. организаций: Об-во ремесленного труда (ОРТ), возникшее в России в 1870; Всемирная сионистская орг-ция (1897) и её исполнит. орган – Евр. агентство (Сохнут; 1921); Всемирный евр. конгресс (ВЕК; 1936), объединяющий все организованные евр. общины стран мира, за исключением Ирана (евр. община СССР присоединилась к ВЕК в 1991; после распада СССР общины стран СНГ образовали ядро Евроазиатского евр. конгресса, ассоциированного с ВЕК, в который входят также Е. др. стран Азии, Австралии и Океании); Объединённый амер. евр. к-т по распределению (Джойнт; 1989) и др. В СССР все евр. общинные и обществ. организации, включая возникший в 1941 Евр. антифашистский к-т (ЕАК), были ликвидированы. В 1970–1980-е гг. в СССР возникает независимое евр. движение, ставившее своей целью осуществление эмиграции сов. евреев в Израиль и изучение культуры Е. (кружки по изучению иврита, истории Е., иудаизма, евр. традиций и др.). В 1989 1-й съезд Е. СССР провозглашает создание Конфедерации евр. организаций и общин СССР (после 1991 – СНГ) – Ваад. В 1996 возникает Рос. евр. конгресс (РЕК). С 1997 складывается система Федеральной еврейской нац.-культурной автономии (ФЕНКА), включающая региональные евр. нац.-культурные автономии в 40 субъектах Федерации.