Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕВРЕ́И

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 518-520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов
В. В. Верещагин. «Два еврея». Эскиз. 1883–84. Палестина. Третьяковская галерея (Москва).
Йеменская еврейка.

ЕВРЕ́И [греч. ‘Εβραῖος , от др.-евр. עברים  – «пе­ре­шед­ший че­рез ре­ку», име­ет­ся в ви­ду пра­ро­ди­тель Е. Ав­ра­ам, при­шед­ший в Ха­на­ан из-за Ев­фра­та; др. тол­ко­ва­ние – «по­том­ки пра­от­ца Еве­ра»; са­мо­на­зва­ния на ив­ри­те – йе­гу­дим (иу­дей), на иди­ше – йид, ай­ид; древ­нее са­мо­на­зва­ние – бней-ис­ра­эль («сы­но­вья Из­раи­ля»)], на­род. Ор­га­ни­зо­ван­ные евр. об­щи­ны су­ще­ст­ву­ют в 110 стра­нах ми­ра, при­чём ре­аль­ное чис­ло жи­ву­щих там Е. мо­жет пре­вы­шать их офиц. дан­ные в 1,5–4 ра­за. Об­щая чис­лен­ность 13,3 млн. чел. (2006, оцен­ка), в т. ч. в США 5,2–5,5 млн. чел. (из них вы­ход­цев из быв. СССР ок. 400 тыс. чел.), в Из­раи­ле ок. 5,4 млн. чел. (из них вы­ход­цев из быв. СССР ок. 1 млн. чел.), Фран­ции св. 600 тыс. чел., Ка­на­де 370 тыс. чел., Ве­ли­ко­бри­та­нии св. 300 тыс. чел., Ар­ген­ти­не 185 тыс. чел., Ав­ст­ра­лии 110 тыс. чел., Гер­ма­нии 200 тыс. чел. (в т. ч. чле­нов ме­ст­ной об­щи­ны – 115 тыс. чел., из них вы­ход­цев из быв. СССР ок. 80 тыс. чел.), Ук­раи­не 100 тыс. чел., Бра­зи­лии 100 тыс. чел. В Рос­сии 230 тыс. чел. (2002, пе­ре­пись, в т. ч. в Мо­ск­ве 79,4 тыс. чел., С.-Пе­тер­бур­ге 36,6 тыс. чел.).

Евреи. Семья на прогулке. Иерусалим.

Древ­ней­ший язык Е. – древ­не­ев­рей­ский язык, на ко­то­ром на­пи­сан Та­нах. В пер­вые ве­ка на­шей эры его в ка­че­ст­ве раз­го­вор­но­го сме­нил один из ара­мей­ских язы­ков, позд­нее в ди­ас­по­ре на ос­но­ве язы­ков ок­ру­жаю­щих на­ро­дов воз­ник­ли евр. язы­ки и эт­но­лек­ты (см. Ев­рей­ские язы­ки). Др.-евр. яз. пе­ре­стал быть сред­ст­вом вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции, но в фор­ме «язы­ка свя­то­сти» (ла­шон-ако­деш) со­хра­нял­ся до Но­во­го вре­ме­ни в ка­че­ст­ве осн. письм. язы­ка, об­слу­жи­вав­ше­го ре­лиг., лит., об­ра­зо­ват., куль­тур­ную и де­ло­вую сфе­ры. В 19 в. др.-евр. язык был воз­ро­ж­дён в фор­ме ив­ри­та, с сер. 20 в. стал офиц. и осн. раз­го­вор­ным язы­ком Е. Из­раи­ля. В стра­нах ди­ас­по­ры др.-евр. яз. со­хра­ня­ет­ся как осн. язык иу­да­из­ма. Око­ло полови­ны Е. го­во­рят по-анг­лий­ски (в США, Ка­на­де, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Из­раи­ле, Ав­ст­ра­лии, ЮАР и др.), ок. 40% – на ив­ри­те (в Из­раи­ле), ок. 20% – по-рус­ски, ок. 10% – по-­араб­ски, ок. 5% – по-ис­пан­ски, ок. 6% – по-фран­цуз­ски, ок. 4% – на иди­ше, рас­про­стра­не­ны так­же се­фард­ский язык, тат­ский язык, ев­рей­ско-ара­мей­ские, ев­рей­ско-иран­ские и др. евр. язы­ки, а так­же нем., рум., поль­ский, ам­хар­ский, пор­туг., венг., ни­дерл., тур. и др. язы­ки.

Боль­шин­ст­во ве­рую­щих Е. – иу­деи. В иуда­из­ме эт­ни­ч. и кон­фес­сио­наль­ное са­мо­соз­на­ние, как пра­ви­ло, совпадают. Со­глас­но тра­диц. взгля­ду, пе­ре­ход ев­рея в др. ре­ли­гию рав­но­си­лен пе­ре­хо­ду в дру­гой на­род.

Древ­ние Е. сло­жи­лись как общ­ность во 2-м тыс. до н. э. в древ­ней Па­ле­сти­не в ре­зуль­та­те ин­те­гра­ции се­ми­тоя­зыч­ных ско­то­во­дов-ко­чев­ни­ков и зем­ле­дель­цев ср. те­че­ния р. Ев­фрат и оа­зи­сов Ха­наа­на. Со­глас­но евр. тра­ди­ции, за­пи­сан­ной в То­ре, евр. на­род сфор­ми­ро­вал­ся по­сле Ис­хо­да из еги­пет­ско­го раб­ст­ва и при­ня­тия За­ко­на То­ры у го­ры Си­най. При­шед­шие в Ха­на­ан Е. де­ли­лись на 12 пле­мён («ко­лен»), воз­во­див­ших­ся к сы­новь­ям Иако­ва (Из­раи­ля). На ру­бе­же 2–1-го тыс. до н. э. воз­ни­ка­ет объ­еди­нён­ное цар­ст­во Да­ви­да, в 10 в. до н. э. был по­стро­ен 1-й храм в Ие­ру­са­ли­ме, на про­тя­же­нии 1-го тыс. до н. э. скла­ды­ва­ет­ся евр. Биб­лия (Та­нах). В 722 до н. э. по­том­ки 10 из 12 евр. «ко­лен» бы­ли пе­ре­се­ле­ны ас­си­рий­ца­ми в Ми­дию, где рас­тво­ри­лись сре­ди ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния. Пре­да­ния о «де­ся­ти про­пав­ших ко­ле­нах» бы­ли по­пу­ляр­ны в евр., хри­сти­ан­ском и му­сульм. фольк­ло­ре, до сих пор рас­про­стра­не­ны сре­ди вост. евр. об­щин и иу­дей­ст­вую­щих. В 586 до н. э. ва­ви­ло­ня­не за­вое­ва­ли Иу­дею, раз­ру­ши­ли Ие­ру­са­лим­ский храм и уве­ли зна­чит. часть Е. в Ме­со­по­та­мию (Ва­ви­лон­ское пле­не­ние). С па­де­ни­ем Но­во­ва­ви­лон­ско­го цар­ст­ва (539 до н. э.) часть Е. воз­вра­ти­лась в Иу­дею, был по­стро­ен 2-й Ие­ру­са­лим­ский храм, во­круг ко­то­ро­го во­зоб­но­ви­лась гос. и эт­нич. кон­со­ли­да­ция Е. С это­го вре­ме­ни на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся до­ми­ни­рую­щая мо­дель эт­нич. раз­ви­тия Е., вклю­чаю­щая сим­во­ли­че­ский и куль­тур­ный центр в Из­раи­ле и об­шир­ную ди­а­спо­ру. Воз­ник­нув пер­во­на­чаль­но в Ме­со­по­та­мии и Егип­те, с кон. 1-го тыс. до н. э. ди­ас­по­ра ох­ва­ты­ва­ет Сев. Аф­ри­ку, Ма­лую Азию, Си­рию, Ара­вий­ский п-ов, Иран, Кав­каз, Крым, Вост. и Зап. Сре­ди­зем­но­мо­рье. В пе­ри­од под­чи­не­ния Па­ле­сти­ны Пто­ле­ме­ям и Се­лев­ки­дам (4–2 вв. до н. э.) Е. под­вер­га­ют­ся куль­тур­ной эл­ли­ни­за­ции, на­ря­ду с др.-евр. и ара­мей­ским про­ни­ка­ет так­же др.-греч. яз. (кой­не). В ре­зуль­та­те вос­ста­ния Мак­ка­ве­ев воз­ник­ло вто­рое др.-евр. гос. об­ра­зо­ва­ние – Хас­мо­ней­ское цар­ст­во (164–37 до н. э.). В то вре­мя эл­ли­ни­зи­ро­ван­ные груп­пы и не­ев­рей­ские се­мит­ские на­ро­ды Не­ге­ва и Заи­ор­да­нья вли­лись в со­став Е. Рим. за­вое­ва­ние Иу­деи (63–37 до н. э.) и раз­гром ос­во­бо­дит. дви­же­ний 1–2 вв. н. э. при­ве­ли к раз­ру­ше­нию 2-го хра­ма (70 н. э.) и вы­се­ле­нию б. ч. Е., по­пол­нив­ших евр. об­щи­ны ди­ас­по­ры. Эт­нич. центр в Па­ле­сти­не прак­ти­че­ски пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние по­сле араб. за­вое­ва­ния (638), хо­тя при­сут­ст­вие Е. на ис­то­рич. ро­ди­не не пре­кра­ща­лось вплоть до соз­да­ния гос-ва Из­раиль (1948). В ди­ас­по­ре по­сле­до­ва­тель­но сме­ни­лись неск. до­ми­ни­рую­щих цен­тров, где сло­жи­лись эт­нич. груп­пы Е. (эдот), раз­ли­чав­шие­ся по язы­ку и бы­то­вой куль­ту­ре, но со­хра­няю­щие об­ще­ев­рей­ское са­мо­со­зна­ние: Ба­вель (Ме­со­по­та­мия, За­кав­ка­зье, Кур­ди­стан­ское на­го­рье) – 5–11 вв.; Се­фа­рад (Пи­ре­ней­ский п-ов) – начало на­шей эры – 1492; Аш­ке­наз (Центр. Гер­ма­ния, Вост. Ев­ро­па) – 10 – сер. 20 вв. Од­на из древ­ней­ших эдот, сло­жив­шая­ся в сер. 1-го тыс. до н. э., – бав­ли, или ирак­ские Е., го­во­рив­шие вна­ча­ле на ев­рей­ско-ара­мей­ском яз., ко­то­рый ок. 8–9 вв. сме­нил­ся араб. диа­лек­та­ми кыл­ту, впо­след­ст­вии со­хра­нив­ши­ми­ся в осн. лишь у Е. и хри­сти­ан. По­след­ние пред­ста­ви­те­ли бав­ли по­ки­ну­ли Ирак в на­ча­ле амер.-ирак. вой­ны (2003). Е., со­хра­нив­шие ара­мей­ский яз. по­сле араб. за­вое­ва­ния, бы­ли от­тес­не­ны на Кур­ди­стан­ское на­го­рье, где сфор­ми­ро­ва­лись в эт­нич. груп­пу тар­гум, или лах­лу­хов. В совр. Из­раи­ле они из­вест­ны как кур­ди­стан­ские ев­реи, со­хра­ня­ют в бы­ту ев­рей­ско-ара­мей­ские язы­ки. Иран­ские Е. (па­рас-у-ма­дай) оби­та­ли в Ира­не и Ср. Азии с ахе­ме­нид­ско­го пе­рио­да; с 6–7 вв. н. э. со­хра­ни­лись па­мят­ни­ки евр.-перс. эт­но­лек­та. Впо­след­ст­вии они раз­би­ва­ют­ся на соб­ст­вен­но иран. Е. (джи­ди – 25 тыс. чел. в Ира­не, 75 тыс. чел. в Из­раи­ле, в 20 в. боль­шин­ст­во пе­ре­шло с евр.-иран. язы­ков на фар­си); та­то­языч­ных гор­ских ев­ре­ев; аф­га­но-сред­не­ази­ат. груп­пу, ко­то­рая к 18 в. под­раз­де­ля­ет­ся на сред­не­ази­ат­ских ев­ре­ев и го­во­рив­ших на од­ном из евр.-­перс. эт­но­лек­тов аф­ган­ских Е., по­ки­нув­ших окон­ча­тель­но Аф­га­ни­стан в кон. 20 в. С иран. Е. бы­ла свя­за­на и груп­па ки­тае­языч­ных кай­фын­ских Е. в Ки­тае, сфор­ми­ро­вав­шая­ся в 6–8 вв. н. э. и ны­не поч­ти ас­си­ми­ли­ро­ван­ная ки­тай­ца­ми; её не­мно­го­числ. по­том­ки в г. Кай­фын со­хра­ня­ют отд. при­зна­ки куль­тур­ной обо­соб­лен­но­сти. В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье вдоль пу­тей ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли пря­но­стя­ми фор­ми­ро­ва­лись го­во­ря­щие на яз. ма­рат­хи бе­не-ис­ра­эль в шта­те Ма­ха­раш­тра в Ин­дии и го­во­ря­щие на язы­ке ма­лая­лам ко­чин­ские Е., ра­нее оби­тав­шие на юге Ма­ла­бар­ско­го по­бе­ре­жья (ны­не в Из­раи­ле). Евр. по­се­ле­ния на Ара­вий­ском п-ове воз­ни­ка­ли с сер. – 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. Му­хам­мед соз­да­вал но­вую ре­ли­гию в про­ти­во­стоя­нии с евр. на­се­ле­ни­ем Ме­ди­ны, од­на­ко отд. евр. кла­ны во­шли в пер­во­на­чаль­ную ис­лам­скую об­щи­ну. Ара­бо­языч­ные по­том­ки евр. на­се­ле­ния Юж. Ара­вии (тей­ма­ним) жи­вут в осн. в Из­раи­ле (ок. 140 тыс. чел.), ок. 500 чел. – в Йе­ме­не. В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье скла­ды­ва­ют­ся ара­боя­зыч­ные груп­пы в Сев. Си­рии и Юж. Тур­ции (ха­ля­би), Юж. Си­рии и Ли­ва­не (са­ми); с 16 в. в их со­став ин­тег­ри­ро­ва­лись бе­жен­цы-се­фар­ды из Ис­па­нии. В 18 в. неск. кла­нов ха­ля­би и ирак­ских Е. пе­ре­се­ли­лись в Ин­дию на служ­бу брит. ко­ро­не, от­ку­да они рас­се­ли­лись по Юго-Вост. Азии (Ин­доне­зия, Мьян­ма, Син­га­пур, Гон­конг и др.), где из­вест­ны под назв. ба­гда­ди. С сер. – 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. скла­ды­ва­лась эт­нич. груп­па Е. Маг­ри­ба (мус­таа­ра­бим), раз­би­вав­шая­ся на мно­го­числ. гео­гра­фич. и су­бэт­нич. под­груп­пы, в т. ч. бер­бе­роя­зыч­ных Е. Ат­ла­са. В изо­ля­ции от всех этих эдот раз­ви­ва­лись эфи­оп­ские Е. (бе­та-ис­ра­эль, или фа­ла­ша), до 20 в. го­во­рив­шие на агав­ских язы­ках, за­тем – на ам­хар­ском и тиг­рай. Евр. на­се­ле­ние Ви­зан­тии (ро­ма­нио­ты) с 16 в. под­вер­га­лось ин­тен­сив­ной ас­си­ми­ля­ции со сто­ро­ны се­фар­дов. Их по­том­ки, в 20 в. сме­нив­шие эт­но­лект греч. яз. (ева­ни­ка) на стан­дарт­ный греч. яз., жи­вут в Гре­ции (ок. 1 тыс. чел.). В За­кав­ка­зье сфор­ми­ро­ва­лась груп­па гру­зин­ских ев­ре­ев. По­том­ки гре­коя­зыч­ных Е., жив­ших с на­ча­ла на­шей эры в Кры­му и на Та­ман­ском п-ове, и бо­лее позд­них евр. ми­гран­тов (в т. ч. се­фар­дов из Ис­па­нии и Ита­лии) об­ра­зу­ют груп­пу крым­ча­ков, го­во­рив­ших до не­дав­не­го вре­ме­ни на эт­но­лек­те крым­ско-тат. яз. Эт­но­ге­не­ти­че­ски с ро­ма­нио­та­ми, а так­же с ха­за­ра­ми и ха­зар­ски­ми Е., ве­ро­ят­но, свя­за­ны сла­вя­ноя­зыч­ные Е. Ки­ев­ской Ру­си и зап.-­слав. зе­мель 10–17 вв. (ке­наа­ним), го­во­рив­шие на евр. эт­но­лек­тах др.-рус. и др.-чеш. язы­ка и впо­след­ст­вии ас­си­ми­ли­ро­ван­ные рас­се­лив­ши­ми­ся здесь из Гер­ма­нии аш­ке­на­за­ми. В 9–14 вв. в Сев. Фран­ции, Анг­лии и Ни­дер­лан­дах су­ще­ст­во­ва­ла евр. груп­па цар­фа­тим, го­во­рив­шая на эт­но­лек­те ста­ро­фран­цуз­ско­го яз. (зап. ло­эз, цар­фат­ский). По­сле из­гна­ния Е. из Анг­лии и Фран­ции в 13–14 вв. они сли­лись с аш­ке­на­за­ми, от­час­ти с се­фар­да­ми. На юго-за­па­де Ев­ро­пы с позд­ней ан­тич­но­сти су­ще­ст­во­ва­ла евр. груп­па се­фар­дов, го­во­рив­шая на эт­но­лек­тах ибе­ро-ро­ман­ских язы­ков. По­сле из­гна­ния в 1492 из Ис­па­нии они рас­се­ли­лись в пре­де­лах Ос­ман­ской им­пе­рии на Бал­ка­нах и в Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье, Ита­лии и Сев. Аф­ри­ке, где в их сре­де фор­ми­ру­ет­ся се­фард­ский яз. С 16 в. они ста­ли вос­ста­нав­ли­вать евр. по­се­ле­ния в Па­ле­сти­не – Иеру­са­ли­ме, Хев­ро­не, соз­да­ли каб­ба­ли­стич. цент­ры в Цфа­те и Ти­ве­рии. К ним бы­ли близ­ки Е. Про­ван­са (ев­рей­ско-про­ван­саль­ский яз. шуа­дит со­хра­нял­ся до сер. 19 в.) и Е. Ри­ма (ро­ма­им), го­во­рив­шие со­от­вет­ст­вен­но на эт­но­лек­тах ста­ро­про­ван­саль­ско­го и итал. языков (юж. ло­эз). В ре­зуль­та­те се­рии из­гна­ний и де­пор­та­ций из Англии (1290), Фран­ции (1394), Лит­вы (1495), Пор­ту­га­лии (1496), Сак­со­нии (1540), Бран­ден­бур­га (1573) и др. Е. Ев­ро­пы со­сре­до­то­чи­ва­ют­ся в осн. в Ре­чи По­спо­ли­той. Мас­со­вое ис­треб­ле­ние Е. в хо­де Ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ны ук­ра­ин­ско­го и бе­ло­рус­ско­го на­ро­дов 1648–54 выз­ва­ло об­рат­ные миг­ра­ции бе­жен­цев в Зап. Ев­ро­пу (пре­им. в Гер­ма­нию и Гол­лан­дию), Крым­ское хан­ст­во и Ос­ман­скую им­пе­рию. С это­го вре­ме­ни воз­ра­ста­ет по­ток Е. из Вост. Ев­ро­пы, по­се­ляю­щих­ся в го­ро­дах Па­ле­сти­ны ря­дом с бе­жен­ца­ми-се­фар­да­ми.

По при­зна­ку ве­ро­ис­по­ве­да­ния к Е. от­но­сят се­бя т. н. крип­тои­у­деи и иу­дей­ствую­щие. Крип­тои­у­деи – по­том­ки Е., на­силь­ст­вен­но об­ра­щён­ных в хри­сти­ан­ст­во или ис­лам, про­дол­жав­ших тай­но ис­по­ве­до­вать эле­мен­ты иу­да­из­ма и со­хра­нять эле­мен­ты транс­фор­ми­ро­ван­ной евр. бы­то­вой куль­ту­ры: ма­ра­ны (потомки «но­вых хри­сти­ан» на Пи­ре­ней­ском п-ове, юге США, в Лат. Аме­ри­ке и на Фи­лип­пи­нах; ны­не час­тич­но при­сое­ди­ня­ют­ся к евр. об­щи­нам сво­их стран или пе­ре­се­ля­ют­ся в Из­ра­иль – наи­бо­лее ком­пакт­ная груп­па ма­ра­нов со­хра­ни­лась в г. Бель­мон­ти в Пор­ту­га­лии); шу­этос (по­том­ки кре­щёных Е. Ба­ле­ар­ских о-вов); джа­ди­ды и ча­ла в Ира­не и Ср. Азии, фор­маль­но счи­таю­щие­ся му­суль­ма­на­ми, но со­хра­няю­щие в бы­ту эле­мен­ты евр. куль­ту­ры; дён­ме в Тур­ции. По ре­ли­гии к Е. при­мы­ка­ют иу­дей­ст­вую­щие – груп­пы раз­но­го эт­нич. про­ис­хо­ж­де­ния, ис­по­ве­дую­щие или стре­мя­щие­ся к ис­по­ве­до­ва­нию иу­да­из­ма (час­то его свое­об­раз­ной фор­мы) и счи­таю­щие се­бя ча­стью Е.: ге­ры и суб­бот­ни­ки Центр. Рос­сии, Си­би­ри и За­кав­ка­зья; бней-­ме­на­ше на инд. со­юз­ной тер­ри­то­рии Ми­зо­рам, в шта­те Ма­ни­пур и в мьян­ман­ской нац. обл. Чин; те­лу­гу­языч­ные бней-эф­ра­им в инд. шта­те Анд­хра-Пра­деш, об­ра­тив­шие­ся в иу­да­изм в 1981; абаю­дайя в Уган­де; бан­туя­зыч­ные лем­ба в ЮАР и Зим­баб­ве и др. На­ко­нец, на пе­ри­фе­рии евр. эт­но­са на­хо­дят­ся эт­но­кон­фес­сио­наль­ные груп­пы са­ма­ри­тян и ка­раи­мов.

Не­пол­но­прав­ный со­ци­аль­но-эко­но­мич. ста­тус Е. в ди­ас­по­ре (см. Ан­ти­се­ми­тизм) спо­соб­ст­во­вал сло­же­нию у них спе­циа­ли­зир. куль­ту­ры. Уча­стие Е. в с. х-ве по­все­ме­ст­но ог­ра­ни­чи­ва­лось, осн. за­ня­тия­ми бы­ли ре­мес­ло и тор­гов­ля, часть Е. за­ни­ма­лась пред­при­ни­ма­тель­ст­вом и рос­тов­щи­че­ст­вом, сво­бод­ны­ми про­фес­сия­ми. Боль­шин­ст­во Е. жи­ло замк­ну­ты­ми об­щи­на­ми (ке­ги­ла) в гор. квар­та­лах (гет­то в Ита­лии и Гер­ма­нии, жу­де­рия в Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии, мел­лах в Сев. Аф­ри­ке, ма­хал­ла в Ира­не и Центр. Азии) или в не­боль­ших го­род­ках Вост. Ев­ро­пы («ме­стеч­ках»). Се­год­ня тра­диц. евр. по­се­ле­ния со­хра­ни­лись толь­ко на о. Джер­ба (Ту­нис) и в Крас­ной Сло­бо­де в г. Ку­ба (Сев. Азер­байд­жан). Са­мо­управ­ле­ние (ка­гал) воз­глав­ля­лось эко­но­мич. эли­той – гвир («силь­ный»), пар­нас («кор­ми­лец») и рав­ви­на­том. Со­хра­ня­лись пе­ре­жит­ки боль­шой се­мьи, на Ближ­нем и Ср. Вос­то­ке до сер. 20 в. – по­ли­ги­ния (нор­ма­тив­ная мо­но­га­мия вве­де­на у аш­ке­на­зов в 10 в.). В уль­тра­ор­то­док­саль­ной сре­де прак­ти­ку­ют­ся ле­ви­рат и со­ро­рат, ор­то­ку­зен­ные пат­ри­ла­те­раль­ные бра­ки. Си­сте­мы род­ст­ва ли­ней­но­го и би­фур­ка­тив­но-кол­ла­те­раль­но­го ти­пов. Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный, но по иу­даи­ст­ским нор­мам Е. счи­та­ет­ся толь­ко ро­ж­дён­ный от ма­те­ри-ев­рей­ки. Не­ор­то­док­саль­ный (ре­фор­ми­ст­ский) иу­даизм при­зна­ёт Е. так­же и рож­дён­ных от евр. от­ца и по­лу­чив­ших евр. во­спи­та­ние. Об­ще­ев­рей­ские чер­ты ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры оп­ре­де­ля­лись пись­мен­ным или обыч­ным пра­вом иу­да­из­ма: ко­шер в пи­ще, обя­за­тель­ное по­кры­тие го­ло­вы для муж­чин и за­муж­них жен­щин и др. Евр. кух­ня де­лит­ся на во­сточ­ную, или се­фард­скую (ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние спе­ций, олив­ко­во­го мас­ла, бо­бов, ба­ра­ни­ны), и за­пад­ную, или аш­ке­наз­скую (го­вя­ди­на, ку­ря­ти­на, ово­щи, при­прав­лен­ные са­ха­ром и лу­ком), мо­де­ли. Во всех тра­ди­ци­ях в суб­бо­ту по­да­ют пле­тё­ные бул­ки, по­сы­пан­ные ма­ком или кун­жу­том (ха­ла); ры­бу (фар­ши­ро­ван­ную у аш­ке­на­зов, жа­рен­ную с пря­ны­ми при­пра­ва­ми – на Вос­то­ке); при­го­тов­ляе­мое на дол­гом ог­не жар­кое из мя­са и бо­бов (чолнт, ха­мин); на Но­вый год (Рош Аша­на – осен­нее рав­но­ден­ст­вие) – сла­до­сти и яб­ло­ки с мёдом; на Ха­ну­ку – муч­ные и кар­то­фель­ные блю­да, при­го­тов­лен­ные в ки­пя­щем мас­ле; ис­клю­че­ние квас­но­го хле­ба в пас­халь­ную не­де­лю (ха­мец) в зап. тра­ди­ции вклю­ча­ет за­прет на все ви­ды пи­щи из зла­ков или бо­бо­вых, при­го­тов­лен­ных с во­дой или др. жид­ко­стью; в вост. тра­ди­ции на Пас­ху, на­обо­рот, рас­про­стра­не­ны блю­да из бо­бо­вых, ри­са, ку­ку­ру­зы и др.

На про­тя­же­нии 19 в. боль­шин­ст­во Е. Зап. Ев­ро­пы бы­ли по­ли­ти­че­ски урав­не­ны в пра­вах с гра­ж­да­на­ми сво­их стран. Это со­про­во­ж­да­лось ре­фор­ми­ро­ва­ни­ем иу­да­из­ма, раз­ру­ше­ни­ем тра­диц. ке­ги­лы, рас­па­дом ста­рых эдот и евр. язы­ков (гас­ка­ла – про­све­ще­ние). В 19–20 вв. в Ев­ро­пе и за­тем в Аме­ри­ке Е. осоз­на­ют­ся как кон­фес­сио­наль­ная общ­ность, в то вре­мя как се­ку­ля­ри­зо­ван­ные Е. ин­тег­ри­ру­ют­ся в эт­нич. общ­но­сти сво­их стран. В Рос­сии гас­ка­ла вы­ра­жа­ет­ся в стрем­ле­нии евр. мо­ло­дёжи 2-й пол. 19 в. к об­ра­зо­ва­нию и про­све­ще­нию, к от­ка­зу от тра­диц. форм мес­теч­ко­вой куль­ту­ры и ре­ли­гии. Е. Рос. им­пе­рии, Га­ли­ции и Ру­мы­нии вы­ра­ба­ты­ва­ют иную мо­дель иден­тич­но­сти, при ко­то­рой они осоз­на­ют се­бя в пер­вую оче­редь как эт­нич. общ­ность со сво­ей эт­нич. ре­ли­ги­ей. Воз­ни­ка­ют та­кие фор­мы евр. эт­но­по­ли­тич. дви­же­ния, как сио­низм (при­зыв к воз­вра­ще­нию Е. на ис­то­рич. ро­ди­ну) и ав­то­но­мизм (борь­ба за нац.-куль­тур­ные ав­то­но­мии внут­ри го­су­дарств про­жи­ва­ния). В сер. 19 в. на­чи­на­ет­ся ми­гра­ция Е. из Гер­ма­нии, Ав­ст­рии, Ита­лии, в 1881–1914 – из Рос. им­пе­рии в США, Ка­на­ду, Лат. Аме­ри­ку (пре­им. Ар­ген­ти­ну), Юж. Аф­ри­ку, Ав­ст­ра­лию, Нов. Зе­лан­дию, с рас­про­стра­не­ни­ем идео­ло­гии сио­низ­ма – в Па­ле­сти­ну. Но­вую вол­ну эмиг­ра­ции Е. вы­звал при­ход на­цис­тов к вла­сти в Гер­ма­нии, 2-я ми­ро­вая вой­на и хо­ло­кост. В 1930-е гг. до 300 тыс. Е. бе­гут из Гер­ма­нии и Ав­ст­рии в США и стра­ны Ев­ро­пы. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны 350 тыс. ев­роп. Е., в 1950–70-е гг. – Е. из му­сульм. стран, с 1971 – ок. 2 млн. Е. из СССР пе­ре­се­ля­ют­ся в осн. в США и Из­ра­иль. Из­ра­иль­тя­не об­ра­зу­ют центр но­вой евр. эт­нич­но­сти. Ди­ас­пор­ные Е. в стра­нах Аме­ри­ки, Зап. и Центр. Ев­ро­пы, в Ав­ст­ра­лии, Но­вой Зе­лан­дии, Юж. Аф­ри­ке раз­ви­ва­ют­ся в рам­ках кон­фес­сио­наль­ной иден­ти­фи­ка­ции, опи­раю­щей­ся на сеть си­на­го­галь­ных об­щин. Бли­зит­ся к за­вер­ше­нию рас­пад по­след­них тра­диц. евр. эдот – гор­ских, бу­хар­ских, гру­зин­ских Е. и др.

С кон. 19 в. воз­ни­ка­ет сеть ме­ж­ду­нар. евр. ор­га­ни­за­ций: Об-во ре­мес­лен­но­го тру­да (ОРТ), воз­ник­шее в Рос­сии в 1870; Все­мир­ная сио­ни­ст­ская орг-ция (1897) и её ис­пол­нит. ор­ган – Евр. агент­ст­во (Со­хнут; 1921); Все­мир­ный евр. кон­гресс (ВЕК; 1936), объ­е­ди­няю­щий все ор­га­ни­зо­ван­ные евр. об­щи­ны стран ми­ра, за ис­клю­че­ни­ем Ира­на (евр. об­щи­на СССР при­сое­ди­ни­лась к ВЕК в 1991; по­сле рас­па­да СССР об­щи­ны стран СНГ об­ра­зо­ва­ли яд­ро Ев­роа­зи­ат­ско­го евр. кон­грес­са, ас­со­ции­ро­ван­но­го с ВЕК, в ко­то­рый вхо­дят так­же Е. др. стран Азии, Ав­ст­ра­лии и Океа­нии); Объ­е­ди­нён­ный амер. евр. к-т по рас­пре­де­ле­нию (Джойнт; 1989) и др. В СССР все евр. об­щин­ные и об­ществ. ор­га­ни­за­ции, вклю­чая воз­ник­ший в 1941 Евр. ан­ти­фа­ши­ст­ский к-т (ЕАК), бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны. В 1970–1980-е гг. в СССР воз­ни­ка­ет не­за­ви­си­мое евр. дви­же­ние, ста­вив­шее сво­ей це­лью осу­ще­ст­в­ле­ние эмиг­ра­ции сов. ев­ре­ев в Из­ра­иль и из­уче­ние куль­ту­ры Е. (круж­ки по изу­че­нию ив­ри­та, ис­то­рии Е., иу­да­из­ма, евр. тра­ди­ций и др.). В 1989 1-й съезд Е. СССР про­воз­гла­ша­ет соз­да­ние Кон­фе­де­ра­ции евр. ор­га­ни­за­ций и об­щин СССР (по­сле 1991 – СНГ) – Ва­ад. В 1996 воз­ни­ка­ет Рос. евр. кон­гресс (РЕК). С 1997 скла­ды­ва­ет­ся сис­те­ма Фе­де­раль­ной ев­рей­ской нац.-куль­тур­ной ав­то­но­мии (ФЕНКА), вклю­чаю­щая ре­гио­наль­ные евр. нац.-куль­тур­ные ав­то­но­мии в 40 субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции.

Лит.: Крат­кая ев­рей­ская эн­цик­ло­пе­дия. Ие­ру­са­лим, 1976–2005. Т. 1–11; Дай­монт М. Ев­реи, Бог и ис­то­рия. М., 1994; Чле­нов М. Ев­рей­ст­во в сис­те­ме ци­ви­ли­за­ций (к по­ста­нов­ке во­про­са) // Ди­ас­по­ры. 1999. № 1; он же. Ти­пы ев­рей­ской иден­тич­но­сти в со­вре­мен­ном ми­ре // Ев­роа­зи­ат­ский ев­рей­ский еже­год­ник 5765. К., 2005; Дуб­нов С. М. Крат­кая ис­то­рия ев­ре­ев. М., 2001; Кан­дель Ф. Кни­га вре­мен и со­бы­тий. М.; Ие­ру­са­лим, 2002–2007. Т. 1–6.

Вернуться к началу