Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУРДИСТА́НСКИЕ ЕВРЕ́И

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 399

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов
Курдистанские евреи. Иран.

КУРДИСТА́НСКИЕ ЕВРЕ́И (курд­ские ев­реи, ас­си­рий­ские ев­реи, лах­лу­хи; са­мо­на­зва­ния: хо­зайе, ху­дайе – ев­реи; тар­гум, ан­шей тар­гум – лю­ди ара­мей­ско­го пе­ре­во­да То­ры; в Из­раи­ле кур­дим – кур­ды), эт­нич. груп­па ев­ре­ев. Жи­ли в Кур­ди­ста­не на се­ве­ре и се­ве­ро-вос­то­ке Ира­ка, юго-вос­то­ке Тур­ции и се­ве­ро-за­па­де Ира­на: соб­ст­вен­но К. е. – в рай­оне го­ро­дов Эр­биль и За­ху; бар­за­ни – в ср. те­че­нии р. Боль­шой Заб; лах­лу­хи – око­ло оз. Ур­мия; ху­лау­ла – на зап. скло­нах гор За­грос (Се­нен­дедж, Су­лей­ма­ния, Бо­кан, Ке­ренд и др.). Ны­не поч­ти все К. е. (от 50 до 150 тыс. чел.) жи­вут в Из­раи­ле, по неск. со­тен че­ло­век лах­лу­хов про­жи­ва­ют в Ал­ма-Ате (Ка­зах­стан) и Тби­ли­си (Гру­зия). В Ира­ке ос­та­лись ис­ла­ми­зи­ро­ван­ные по­том­ки от бра­ков евр. жен­щин с кур­да­ми. Го­во­ри­ли на ев­рей­ско-ара­мей­ских язы­ках (см. Но­во­ара­мей­ские язы­ки): сев.-зап., бар­зан­ском, эр­биль­ском (юго-зап.), сев.-вост. (ур­мий­ском) и юго-вост. (юж­но­кур­ди­стан­ском, ху­лау­ла); в Из­раи­ле со­хра­ни­лось ок. 26 тыс. го­во­ря­щих, не­мно­го­числ. но­си­те­ли есть в США, Ира­не, Тур­ции, Гру­зии и Ка­зах­ста­не. Из­ра­иль­ские К. е. пе­ре­хо­дят на ив­рит. При­дер­жи­ва­ют­ся се­фард­ско­го ва­ри­ан­та иу­дей­ской ор­то­док­сии.

В Тал­му­де и в за­пис­ках ср.-век. пу­те­ше­ст­вен­ни­ков с 12 в. упо­ми­на­ют­ся ев­реи, жив­шие в го­рах Кур­ди­ста­на, го­во­рив­шие на ара­мей­ском яз., т. е. язы­ке Тар­гум Он­ке­лос (ка­но­нич. пе­ре­вод То­ры). Наи­бо­лее ран­ние из­вест­ные до­ку­мен­ты, на­пи­сан­ные К. е. на ив­ри­те (пе­ре­пис­ка рав­ви­нов и рес­пон­сы), вос­хо­дят к 16 в. До нач. 18 в. ев­рей­ская пись­мен­ность на ара­мей­ском яз. раз­ви­ва­лась в Нер­ве и Эль-Ама­дии в Ира­ке, за­тем – в г. За­ху. Су­ще­ст­во­ва­ла по­сто­ян­ная эмиг­ра­ция К. е., гл. обр. в го­ро­да Ира­ка и в Па­ле­сти­ну. В нач. 20 в. ос­но­ва­ли свою ма­хал­лу в Ие­ру­са­ли­ме. С кон. 19 в. лах­лу­хи из Иран­ско­го Кур­ди­ста­на про­ни­ка­ли в Кар­скую обл. и Эри­ван­скую губ. Рос. им­пе­рии, с нач. 20 в. – в Тиф­лис; при­ток пе­ре­се­лен­цев в За­кав­ка­зье уси­лил­ся с 1-й ми­ро­вой вой­ной. В 1951 за­кав­каз­ские К. е. вы­се­ле­ны в Ка­зах­стан. По­сле ара­бо-из­ра­иль­ской вой­ны 1948–49 по­ло­же­ние ближ­не­во­сточ­ных К. е. обо­ст­ри­лось, и в 1951 поч­ти все они эмиг­ри­ро­ва­ли в Из­ра­иль.

В го­ро­дах и сель­ских по­се­ле­ни­ях жи­ли в евр. квар­та­лах (ма­ха­лла ху­заи). В от­ли­чие от боль­шин­ст­ва евр. об­щин, за­ни­ма­лись в сё­лах зем­ле­де­ли­ем и от­гон­ным ско­то­вод­ст­вом. Осн. за­ня­ти­ем в го­ро­дах бы­ли ре­мёс­ла: тка­че­ст­во и кра­ше­ние тка­ней, из­го­тов­ле­ние кир­пи­чей, из­воз (на му­лах и иша­ках, на пло­тах), а так­же ко­ро­бей­ни­че­ст­во (чем объ­яс­ня­ет­ся, воз­мож­но, эт­но­ним «лах­лу­хи», от ара­мей­ско­го ‘туда-сюда‘), по­сред­нич. тор­гов­ля (в т. ч. ев­роп. тка­нями). Тра­диц. ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра близ­ка к курд­ской и ас­си­рий­ской. В от­ли­чие от др. евр. групп, в кух­не пре­об­ла­да­ли мяс­ная пи­ща и ки­сло­мо­лоч­ные про­дук­ты. Рас­тит. пи­ща бы­ла не­пре­стиж­ной. Ры­бу ели толь­ко по празд­ни­кам, осо­бен­но на Песах и Пу­рим. Су­ще­ст­во­вал фольк­лор на ара­мей­ском яз., пре­об­ла­да­ли ти­пич­ные для ев­рей­ско­го и ближ­не­во­сточ­но­го фольк­ло­ра ска­зоч­ные сю­же­ты, как пра­ви­ло, свя­зан­ные с ге­роя­ми То­ры и Тал­му­да. Рас­про­стра­не­ны пре­да­ния о про­ис­хо­ж­де­нии К. е. от «де­ся­ти по­те­рян­ных ко­лен Из­раи­ле­вых»; по­чи­та­ние мо­гил, при­пи­сы­вав­ших­ся биб­лей­ским и тал­му­дич. пер­со­на­жам.

Боль­шин­ст­во из­ра­иль­ских К. е. за­ни­ма­ют­ся мел­кой тор­гов­лей и ма­ло­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным фи­зич. тру­дом. В Ие­ру­са­ли­ме су­ще­ст­ву­ют об­щин­ный центр К. е., си­на­го­га, «курд­ские» ка­фе и рес­то­ра­ны. На ос­но­ве муз. фольк­ло­ра воз­ник­ли муз. ан­самб­ли. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. дет­ские и мо­ло­дёж­ные празд­нич­ные гу­ля­нья (са­ха­ран, се­хра­не). К. е. ак­тив­но уча­ст­ву­ют в об­ществ. и по­ли­тич. жиз­ни Из­раи­ля.

Лит.: Sabar Y. The folk literature of the Kur­distani Jews: an anthology. New Haven, 1982; Ку­по­вец­кий М. С., Круп­ник И. И. Кур­ди­стан­ские ев­реи в За­кав­ка­зье // Крат­кое со­дер­жа­ние док­ла­дов Сред­не­ази­ат­ско-Кав­каз­ских чте­ний. Л., 1987; они же. Лах­лу­хи – кур­ди­стан­ские ев­реи в СССР // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. 1988. № 2; Brauer E. The Jews of Kurdistan. Detroit, 1993.

Вернуться к началу