АВТОНО́МИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВТОНО́МИЯ (греч. αὐτονομία, от αὐτός – сам и νόμος – закон), определённая степень самостоятельности к.-л. органов, организаций (А. учреждений), территориальных, нац. и др. общностей (А. общностей) в вопросах их функционирования и жизнедеятельности в рамках системы управления.
А. учреждений может быть финансовой, экономической и предоставляется, как правило, отд. органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений.
А. общностей может быть территориальной, национально-территориальной, национально-культурной.
Территориальная А. – внутр. самоуправление территориальных единиц государства (регионов), обладающих самостоятельностью в рамках конституции или закона. Самоуправляющиеся территориальные единицы (автономные области, автономные районы, автономные округа, автономные уезды и др.) обладают самостоятельностью в решении своих дел. Основы правового положения территориальной А. обычно регулируются конституциями (напр., Конституция Испании 1978) или спец. законами (напр., положение Корсики во Франции), определяющими её статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центр. органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают) основополагающие нормативные акты, определяющие их внутр. устройство (конституции, уставы, положения, статуты, хартии самоуправления и т. д.). В некоторых случаях территориальная А. наделяется полномочиями в области налогообложения (напр., парламент Шотландии имеет право изменять базовые ставки налогообложения, установленные парламентом Великобритании). В зависимости от объёма прав территориальной А. выделяют две её формы: государственную (законодательную) и местную (административную). Гос. форма характеризуется тем, что её носитель имеет внешние признаки государства (парламент, правительство), иногда собственную конституцию, гражданство, причём в общегос. конституции обычно определяется сфера законодат. компетенции автономного парламента (области в Италии, Испании, Шотландия в Великобритании). Местная форма таких признаков не имеет, а круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом (в частности, автономные районы, автономные округа, автономные уезды в КНР). Центр. власть в автономных единицах может быть представлена спец. чиновником, гос. секретарём или комиссаром, который осуществляет контроль за тем, чтобы деятельность органов власти А. не выходила за пределы компетенции, предоставленной им конституцией или законом. В некоторых странах законом предусмотрены спец. процедуры рассмотрения споров между центр. и автономными властями (напр., в Дании актами о местном управлении Фарерских о-вов, 1948, и Гренландии, 1978).
Национально-территориальная А. – особый автономный статус территориальных единиц со значит. долей населения другой национальности или населения, отличающегося иными особенностями своего быта (Аландские о-ва в Финляндии, населённые шведами; о. Гренландия в Дании, населённый эскимосами; островные и некоторые приграничные области Италии).
Одна из разновидностей национально-территориального автономного образования – автономные республики, которые в прошлом были формой национально-территориальной А. в РСФСР. В Рос. Федерации, после заключения 31.3.1992 Федеративного договора, республики, бывшие ранее автономными, преобразовались в республики в составе РФ. Автономные республики существуют в некоторых странах СНГ (напр., Нахичеванская Республика в Азербайджане, Аджарская Республика в Грузии, Республика Крым в Украине).
К нач. 21 в. в России существует два вида национально-территориальных образований – автономная область (Ев рей ская АО) и ав то ном ные ок ру га. Особенность их статуса заключается в том, что они наряду с республиками, краями, областями, городами федерального значения признаются субъектами Федерации. Вопрос о вхождении в состав Рос. Федерации территорий автономных субъектов регулируется специфическим образом. Еврейская АО входит в Рос. Федерацию непосредственно. Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Рос. Федерацию непосредственно или через другой субъект Федерации (край, область). При этом отношения автономных округов, входящих в состав края, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами гос. власти автономного округа и, соответственно, органами гос. власти края или области. Из всех автономных округов только Чукотский автономный округ в 1992 выделился из Ма га дан ской обл. и не по сред ст вен но вошёл в состав Рос. Федерации. Др. округа входят в состав Рос. Федерации через края или области.
Национально-культурная А. – особая форма национально-культурного самоопределения национальных меньшинств. В России – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определённым этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, нац. культуры. Право нанационально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение, а осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. Создание такой А. преду смотрено в РФ спец. законом «О национально-культурной автономии» (1996).