ГО́РСКИЕ ЕВРЕ́И
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́РСКИЕ ЕВРЕ́И (самоназвания – джухур, мн. ч. джугьургь; гьивр), этническая группа евреев. Численность до 100 тыс. чел. (2006, оценка), из них в Израиле 50 тыс. чел., России 20 тыс. чел. (в том числе в Москве 10 тыс. чел., в районе Кавказских Минеральных Вод 7 тыс. чел.; по переписи 2010 – 1,6 тыс. чел.), Азербайджане 12 тыс. чел.. По российской переписи 2010, насчитывают 1,6 тыс. чел., включая учтённых в составе татов и евреев. Делятся на 4 локальные группы: кайтоги (Кайтагский район Дагестана), дарбанди (Дербентский район Дагестана), губой (Северный Азербайджан), ширвони (Центральный Азербайджан, включая евреев города Огуз, бывший Варташен). Говорят на диалектах татского языка (в совокупности называемых также еврейско-татскими языками); распространены иврит, русский и азербайджанский языки. Верующие – иудеи.
По лингвистич. и историч. данным, евреи начинают проникать из Ирана и Месопотамии в Вост. Закавказье не позднее сер. 6 в. н. э., вероятно, в связи с подавлением восстания Мар-Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента. Евр. поселения Кавказа были одним из источников иудаизма в Хазарском каганате. В состав Г. е. вошли также более поздние переселенцы из Ирана, арамееязычные курдистанские евреи, возможно, остатки хазар и др. Наиболее ранние материальные памятники Г. е. (надгробные стелы в районе села Маджалис в Дагестане) относятся к 16 в. Существовала сплошная полоса поселений Г. е. между Кайтагом и районом Шемахи. В 1742 Г. е. были вынуждены спасаться от Надир-шаха, в 1797–99 – от казикумухского правителя Сурхай-хана II. Вхождение Кавказа в состав России спасло их от погромов в результате феод. междоусобиц и насильств. обращения в ислам. В сер. 19 в. Г. е. поселяются за пределами первоначальной этнич. территории при рус. крепостях и адм. центрах на Северном Кавказе: Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск), Петровск-Порт (ныне Махачкала), Андирейа (ныне Эндирей), Хасавюрт, Грозный, Моздок, Нальчик и др. В кон. 19 в. началась их эмиграция в Палестину. Впервые учтены как отд. общность в переписи 1926 (25,9 тыс. чел.). В 1920–30-е гг. развивались проф. лит-ра, театральное и хореографич. иск-во, пресса. Татский яз. в 1938 провозглашён одним из 10 офиц. языков Дагестана. В 1930 созданы горско-евр. колхозы в Крыму и на Северном Кавказе (современный Курский район Ставропольского края). Все их жители погибли во время герм. оккупации в кон. 1942. В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском яз. прекращены, в 1956 в Дагестане возобновилось издание ежегодника «Ватан советиму» («Наша советская Родина»). Тогда же начинается поддержанная государством политика «татизации» Г. е. Представители сов. элиты, гл. обр. в Дагестане, отрицали связь Г. е. с евреями, они регистрировались в офиц. статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности. В 1990-е гг. осн. часть Г. е. эмигрировала в Израиль, переселилась в Москву и Пятигорск. Сохраняются незначит. общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в пригороде города Куба – посёлок Красная Слобода (Гырмызы-Гасаба; единственное в диаспоре чисто евр. поселение) воссоздаётся традиц. образ жизни Г. е. Небольшие поселения Г. е. появились в США, Германии, Австрии. В Нью-Йорке издаётся газета на русском и еврейско-татском языках.
До сер. 19 в. осн. занятием Г. е. были садоводство, табаководство, виноградарство и виноделие (особенно в Кубе и Дербенте), выращивание марены для получения красной краски, рыболовство, кожевенное ремесло, торговля (гл. обр. тканями и коврами), работа по найму. По материальной культуре и социальной организации Г. е. близки к др. народам Кавказа. До нач. 1930-х гг. поселения состояли из 3–5 больших 3–4-поколенных патриархальных семей (св. 70 чел.), занимавших отд. двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом. Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы. Бытовало многожёнство, помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын), обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи кровников считались родственниками), побратимства (в т. ч. с иноверцами). В городах Г. е. жили в отд. кварталах (Дербент) или предместьях (Еврейская слобода города Куба, ныне посёлок Красная Слобода). Существовали 2 ступени раввинской иерархии: рабби – кантор и проповедник в синагоге (намаз), учитель в начальной школе (талмид-хуна), резник; даян – выборный гл. раввин города, председательствовавший в религ. суде и руководивший высшим религ. училищем-иешивой. Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Песах – Нисону, Пурим – Гомуну, Суккот – Араво и др.), пищевые запреты (хашер). Была развита демонология и вера в духов (Земирей – посылатель дождя, Иле-Нови – Илья-пророк, Ождегое-Мар – домовой, Сер-Ови – водяной и т. п.), праздники в честь духов весны (Кесен-Бой) и осени (Гудур-Бой); известны девичьи гадания. Фольклор – сказки (овосуна), которые рассказывали проф. сказочники (овосуначи), песни (ма’ни), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.