ГАЛЕ́ВИ ИЕГУДА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЛЕ́ВИ Иегуда (полное имя Иегуда бен Шмуэль га-Леви) (ок. 1075, Тудела, королевство Наварра, ныне Испания – 1141, Египет), ср.-век. евр. поэт и философ. Получил разностороннее евр. и араб. образование. Родился и вырос в мусульм. Испании, в юности переехал в Гранаду, где познакомился, в частности, с поэтом и комментатором Библии Авраамом Ибн Эзрой и позднее вошёл в круг виднейших деятелей евр. культуры. После 1090, в связи с вторжением в Испанию династии Альморавидов, был вынужден покинуть Гранаду. Следующие 20 лет Г. провёл в странствиях по разл. общинам. В конце жизни вернулся в мусульм. Испанию и долгое время жил в Кордове, где написал б. ч. своих произведений. В 1140 Г. отправился в Палестину. Во время плавания по пути в Египет сочинил цикл мор. песен. Сведения о смерти Г. противоречивы, наиболее правдоподобна версия о том, что он умер и похоронен в Каире, прожив там ок. 6 мес.
Обширное поэтич. наследие Г. насчитывает ок. 800 стихотворений самой разнообразной тематики – любовной, сатирич., религиозной. К числу наиболее совершенных образцов евр. поэзии относятся созданные Г. литургич. гимны – пиюты (ок. 350), а также цикл «Ширей га-галут» («Песни изгнания»). В ряде стихотворений Г. описывает свои личные религ. переживания. Наибольшую известность получил цикл «Ширей Цион» («Сиониды», букв. – «Песни Сиона»), содержащий ок. 35 элегий, посвящённых теме возвращения в Сион.
Осн. тема филос. трудов Г. – оторванность евр. диаспоры от Земли обетованной. Г. утверждал, что пророк, лично общающийся с Богом, ближе к истине, нежели философ, получивший знания о Боге опосредованно. Гл. филос. труд Г. – написанная на араб. яз. «Книга доказательства и довода в защиту униженной веры» – в сер. 12 в. был переведён на иврит и более известен под назв. «Сэфер га-Кузари» («Книга хазара»). Сочинение построено в форме дискуссии между христианином, мусульманином, иудеем и философом – последователем Аристотеля при дворе хазарского царя, решившего избрать себе веру. В ходе спора царь убеждается в истинности иудаизма. В 13 в. «Сэфер га-Кузари» пользовалась огромной популярностью среди приверженцев каббалы, в 14–15 вв. – у противников аристотелизма, а позднее – среди хасидов.