АМОРА́И
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМОРА́И (от арам. amar – говорить, толковать, евр. אמודא – оратор, толкователь), 1) в талмудич. период: люди, стоявшие рядом с учителем, говорившим на иврите, и повторявшие сказанное в более доступной народу форме на нар. арамейском языке. Название «А.» вытеснило более раннее название этой должности «метургеман» (переводчик). 2) Палестинские и вавилонские учители-талмудисты, жившие в 3–5 вв., создатели гемары, участвовавшие в завершении Палестинского (4 в.) и Вавилонского (5 в.) талмудов. Осн. занятие А. – разъяснение и толкование Мишны и выведение канонизированной Галахи. Созданные А. тексты стали частью устной Торы. В период А. имелось два центра религ.-кодификационного творчества – Палестина (тивериадская, сепфорийская, кесарийская и др. академии) и Вавилония (сурская, негардейская, пумбедитская и др. академии).
Главой палестинских А. был наси (князь), носивший титул равви (мой учитель); вавилонских А. возглавлял рав (учитель) или мар (господин). А. не были независимы в суждениях и не обладали таким авторитетом, как предшествующее им поколение таннаев.
Между палестинскими и вавилонскими А. существовали тесные связи, последние признавали безусловный авторитет первых. Смиха (посвящение в сан законоучителя) осуществлялась только в Палестине, и лишь в конце периода А. (ок. 360 – ок. 500) осн. роль перешла к А. Вавилонии. Разл. исследователями принято делить палестинских А. на 3 (или 5) поколения, вавилонских А. – на 6 (8). Всего А. насчитывалось ок. 2 тысяч.