Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМОРА́И

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 622

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Бабкина

АМОРА́И (от арам. amar – го­во­рить, тол­ко­вать, евр. אמודא – ора­тор, тол­ко­ва­тель), 1) в тал­му­дич. пе­ри­од: лю­ди, сто­яв­шие ря­дом с учи­те­лем, го­во­рив­шим на ив­ри­те, и по­вто­ряв­шие ска­зан­ное в бо­лее дос­туп­ной на­ро­ду фор­ме на нар. ара­мей­ском язы­ке. На­зва­ние «А.» вы­тес­ни­ло бо­лее ран­нее на­зва­ние этой долж­но­сти «ме­тур­ге­ман» (пе­ре­во­дчик). 2) Па­ле­стин­ские и ва­ви­лон­ские учи­те­ли-тал­му­ди­сты, жив­шие в 3–5 вв., соз­да­те­ли ге­ма­ры, уча­ст­во­вав­шие в за­вер­ше­нии Па­ле­стин­ско­го (4 в.) и Ва­ви­лон­ско­го (5 в.) тал­му­дов. Осн. за­ня­тие А. – разъ­яс­не­ние и тол­ко­ва­ние Миш­ны и вы­ве­де­ние ка­но­ни­зи­ро­ван­ной Га­ла­хи. Соз­дан­ные А. тек­сты ста­ли ча­стью уст­ной То­ры. В пе­ри­од А. име­лось два цен­тра ре­лиг.-ко­ди­фи­ка­ци­он­но­го твор­че­ст­ва – Па­ле­сти­на (ти­ве­ри­ад­ская, сеп­фо­рий­ская, ке­са­рий­ская и др. ака­де­мии) и Ва­ви­ло­ния (сур­ская, не­гар­дей­ская, пум­бе­дит­ская и др. ака­де­мии).

Гла­вой па­ле­стин­ских А. был на­си (князь), но­сив­ший ти­тул рав­ви (мой учи­тель); ва­ви­лон­ских А. воз­глав­лял рав (учи­тель) или мар (гос­по­дин). А. не бы­ли не­за­ви­си­мы в су­ж­де­ни­ях и не об­ла­да­ли та­ким ав­то­ри­те­том, как пред­ше­ст­вую­щее им по­ко­ле­ние тан­на­ев.

Ме­ж­ду па­ле­стин­ски­ми и ва­ви­лон­ски­ми А. су­ще­ст­во­ва­ли тес­ные свя­зи, по­след­ние при­зна­ва­ли без­ус­лов­ный ав­то­ри­тет пер­вых. Сми­ха (по­свя­ще­ние в сан за­ко­но­учи­те­ля) осу­ще­ст­в­ля­лась толь­ко в Па­ле­сти­не, и лишь в кон­це пе­рио­да А. (ок. 360 – ок. 500) осн. роль пе­ре­шла к А. Ва­ви­ло­нии. Разл. ис­сле­до­ва­те­ля­ми при­ня­то де­лить па­ле­стин­ских А. на 3 (или 5) по­ко­ле­ния, ва­ви­лон­ских А. – на 6 (8). Все­го А. на­счи­ты­ва­лось ок. 2 ты­сяч.

Лит.: Ур­бах Э. Муд­ре­цы Тал­му­да. Ие­ру­са­лим, 1991; Штайн­зальц А. Вве­де­ние в Тал­муд. М.; Ие­ру­са­лим, 1993; Шифф­ман Л. От тек­ста к Тра­ди­ции. М.; Ие­ру­са­лим, 2000.

Вернуться к началу