ЕДИНОСУ́ЩИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕДИНОСУ́ЩИЕ, в христианстве – единство и нераздельность по Божественной природе Лиц Св. Троицы, имеющих единую волю, силу, власть и славу. Включён в Никейский символ веры, принятый в 325 на 1-м Вселенском соборе, утвердивший учение о единстве и равночестности Лиц Св. Троицы.
В Библии термин «Е.» не встречается, однако сама идея Е. выражена чётко и ясно, напр. в Евангелии от Иоанна (Ин. 10:30, 14:7–14). Как термин Е. впервые формулируется валентинианами (см. Гностицизм), его употреблял также еп. Антиохийский Павел Самосатский (260–272; осуждён Антиохийским собором 268), в учении о Е. Сына Отцу объединявший Лица Св. Троицы, что обусловило изначально сдержанное отношение к термину «Е.» в православной среде. Принятию термина «Е.» на Востоке препятствовало и распространившееся (гл. обр. благодаря Оригену) субординационалистское представление о Сыне Божием. В 4 в. осн. роль в раскрытии и введении термина «Е.» в полемике с арианством сыграли каппадокийские отцы Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Долгое время понятия «сущность» (природа) и «ипостась» не различались, будучи практически синонимами (свидетельства Афанасия Великого, Иеронима Блаженного и др.); каппадокийцы упорядочили троическую терминологию и отождествили термин «ипостась» с понятием «лицо», отделив его от термина «природа» («сущность»). С этого времени термин «ипостась» стал означать способ, форму бытия природы. Григорий Богослов пишет: «Надо и соблюсти веру в единого Бога, и исповедовать три Ипостаси, или три Лица, притом каждое с личным Его свойством». Т. о., через три Ипостаси Св. Троицы воспринимаем, согласно Иоанну Дамаскину, «несложное и неслиянное», а через Е. и бытие Ипостасей – тождество воли, действий, силы, могущества, движения – понимаем «неразделимое и бытие единого Бога».