Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕДИНОСУ́ЩИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 625-626

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЕДИНОСУ́ЩИЕ, в хри­сти­ан­ст­ве – един­ство и не­раз­дель­ность по Бо­же­ст­вен­ной при­ро­де Лиц Св. Трои­цы, имею­щих еди­ную во­лю, си­лу, власть и сла­ву. Вклю­чён в Ни­кей­ский сим­вол ве­ры, при­ня­тый в 325 на 1-м Все­лен­ском со­бо­ре, утвер­див­ший уче­ние о един­ст­ве и рав­но­че­ст­но­сти Лиц Св. Трои­цы.

В Биб­лии тер­мин «Е.» не встре­ча­ет­ся, од­на­ко са­ма идея Е. вы­ра­же­на чёт­ко и яс­но, напр. в Еван­ге­лии от Ио­ан­на (Ин. 10:30, 14:7–14). Как тер­мин Е. впер­вые фор­му­ли­ру­ет­ся ва­лен­ти­ниа­на­ми (см. Гно­сти­цизм), его упот­реб­лял так­же еп. Ан­ти­охий­ский Па­вел Са­мо­сат­ский (260–272; осу­ж­дён Ан­ти­охий­ским со­бо­ром 268), в уче­нии о Е. Сы­на От­цу объ­е­ди­няв­ший Ли­ца Св. Трои­цы, что обу­сло­ви­ло из­на­чаль­но сдер­жан­ное от­но­ше­ние к тер­ми­ну «Е.» в пра­во­слав­ной сре­де. При­ня­тию тер­ми­на «Е.» на Вос­то­ке пре­пят­ст­во­ва­ло и рас­про­стра­нив­шее­ся (гл. обр. бла­го­да­ря Ори­ге­ну) су­бор­ди­на­цио­на­ли­ст­ское пред­став­ле­ние о Сы­не Бо­жи­ем. В 4 в. осн. роль в рас­кры­тии и вве­де­нии тер­ми­на «Е.» в по­ле­ми­ке с ари­ан­ст­вом сыг­ра­ли кап­па­до­кий­ские от­цы Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Бо­го­слов, Гри­го­рий Нис­ский. Дол­гое вре­мя по­ня­тия «сущ­ность» (при­ро­да) и «ипо­стась» не раз­ли­ча­лись, бу­ду­чи прак­ти­че­ски си­но­ни­ма­ми (сви­де­тель­ст­ва Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, Ие­ро­ни­ма Бла­жен­но­го и др.); кап­па­до­кий­цы упо­ря­до­чи­ли трои­че­скую тер­ми­но­ло­гию и ото­жде­ст­ви­ли тер­мин «ипо­стась» с по­ня­ти­ем «ли­цо», от­де­лив его от тер­ми­на «при­ро­да» («сущ­ность»). С это­го вре­ме­ни тер­мин «ипо­стась» стал оз­на­чать спо­соб, фор­му бы­тия при­ро­ды. Гри­го­рий Бо­го­слов пи­шет: «На­до и со­блю­сти ве­ру в еди­но­го Бо­га, и ис­пове­до­вать три Ипо­ста­си, или три Ли­ца, при­том ка­ж­дое с лич­ным Его свой­ст­вом». Т. о., че­рез три Ипо­ста­си Св. Трои­цы вос­при­ни­ма­ем, со­глас­но Ио­ан­ну Да­ма­ски­ну, «не­слож­ное и не­сли­ян­ное», а че­рез Е. и бы­тие Ипо­ста­сей – то­ж­де­ст­во во­ли, дей­ст­вий, си­лы, мо­гу­ще­ст­ва, дви­же­ния – по­ни­ма­ем «не­раз­де­ли­мое и бы­тие еди­но­го Бо­га».

Лит.: Лос­ский В. Н. Очерк мис­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия Вос­точ­ной Церк­ви. Дог­ма­ти­че­ское бо­го­сло­вие. М., 1991; Кар­са­вин Л. П. Свя­тые от­цы и учи­те­ли церк­ви. М., 1994. С. 86–102; Бо­ло­тов В. В. Лек­ции по ис­то­рии древ­ней церк­ви. М., 1994. Т. 4; Ила­ри­он (Ал­фе­ев), ие­ро­мо­нах. Та­ин­ст­во ве­ры. М., 1996. С. 38–48.

Вернуться к началу